Конспект открытого мероприятия «Участие детей в традиционных праздниках. Святки»
Хабибулина Ия Григорьевна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «РЦТД и М «Спекрт»
п. Новоаганск, Нижневартовского района
Открытое мероприятие:
«Участие детей в традиционных праздниках.
Святки»
Открытое мероприятие:
«Участие детей в традиционных праздниках.
Святки» (Слайд №1)
Цель мероприятия - приобщение детей к народным традициям,
воспитание чувства патриотизма.
Задачи: - развитие интереса к изучению народных традиций;
- знакомство с традициями святочной недели;
- изучение колядок;
- знакомство с устным народным творчеством (загадки, сказки, песни).
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Сообщение цели и хода мероприятия.
2. Рассказ о святочных традициях и сочельнике. Христославление. Пение песен, сценка с рождественской звездой. Колядование. Пение колядок. Сценка с колядовщиками. Вручение казуль.
3. «Страшные вечера». Демонстрация масок.
4. Посиделки. Отгадывание загадок, игры, конкурсы, пение песен.
5. Чаепитие с родителями.
Святки (Слайд №2)
Если обратиться к народному календарю, легко заметить, что праздников, в которых дети принимали участие, в общем сравнительно немного. В большинстве своем они приходятся на начало святого года и на весну, немного - на лето и совсем мало - на осень.
Строго говоря, чисто детского праздничного календаря не существовало, т.е. не было сугубо детских праздников или дней, посвященных исключительно младшему поколению. Но, разумеется, будучи участниками, очевидцами различных событий, дети по- своему принимали в них участие.
Наступила зима. Скоро закончится этот год и ему на смену придет новый. Поэтому сегодня ми поговорим о традиционных новогодних праздниках в которых принимают участие и дети.
В старину новогодние праздники длились две недели, которые назывались святками. Этим праздничным дням предшествовал особо почитаемый Рождественский пост. Святки открывались Рождеством Христовым (7.01) и заканчивались Крещением Господним. (19.01). Дань встречи Нового года, совпадавший с днем Василия Кесарийского, приходился на середину святочного периода (14.01); таким образом первая неделя святок завершала уходящий год (7.01 - 14.01), а вторая открывала, наступающий 14.01 - 19.01).
Первая половина святочного празднования (то Рождества до Васильева вечера) носила название «святые вечера», вторая (с ночи под Новый год до Крещения) - «страшные вечера».
Вечер и ночь накануне Рождества и Крещения назывались Сочельником.
Здесь заканчивается текст 2 слайда.
Рождественский сочельник (Слайд № 3)
В старину сочельник был наиболее чтимым семейно - родовым праздником, скромным, тихим, проходящим за столом, в благовоспитанной беседе. Его принято было ознаменовать добрыми делами: помогать убогим и страждущим, раздавать милостыню и др.
К сочельнику и следующему за нам Рождеству готовились с особой тщательностью: убирали дом, готовили специальную обрядовую еду -пресные сочни, кутью. И как только на небе загоралась вечерняя звезда, семья усаживалась за стол.
Здесь заканчивается текст 3 слайда.
Святочные обряды (Слайд № 4)
С вечера накануне Рождества начиналась череда святочных посещение домов. В рождественском обходе первыми шли дети: они как бы открывали празднование Святок, несли на себе знак начала года, праздничного времени.
Забегая немного вперед, скажу, что дети принимали участие в двух типах рождественских поздравлений - христославлении и колядовании.
В первом случае ходили от дома к дому со звездой, сделанной из желтой соломы или из картона, бумаги, нередко со вставленной внутрь свечкой. Христославщиков приглашали в дом, где они исполняли специальные рождественские песнопения, а иногда разыгрывали рождественскую драму под названием «Царь Ирод». За это участники представления получали от хозяев щедрое угощение. Совершали такой обход, как правило, в сам день Рождества Христова. Утром 7.01 до восхода солнца молодые неженатые парни посевали в домах.
Здесь заканчивается текст 4 слайда.
Колядование (Слайд № 5)
Колядование же начиналось накануне Рождества Христова, в сочельник. Но в отличии от тех, кто ходил по домам славить Христа, колядовщиков, согласно старинному обычаю, в избу не пускали, они «кличали Коляду» под окном. Да и одаривали их не в избе, а прямо на крыльце или передавали угощение через окно.
Для ребят- колядовщиков специально выпекали обрядовые фигурки, имевшие разные названия - козульки, коровки и др. Козули могли выпекаться в форме разного рода животных - коров, овец, лошадей - в форме звезды, спирали или каких - либо сельскохозяйственных орудий -плуга или серпа.
Девочек одаривали печеньем «женского рода», мальчиков -«мужского», девочкам доставались коровки, овечки, тетёры, мальчикам же -бычки, барашки. Подарок обязательно сопровождался словами: «Спасибо вам девочки. Вот вам коровки, будьте хозяюшками, будьте здоровыми, будьте красивыми и рукодельницами. А мальчикам вот вам бычки, чтобы были такими же сильные, здоровые, крепкие». Вот в такой форме взрослые высказывали свои ответные благопожелания детям.
Такого рода печенье издавна использовалось как хороший подарок- гостинец - не только для христославцев, но и для родственников и знакомых. Нередко вылепленные к празднику фигурки были предметом гордости их создателей. В Архангельской губернии, например, фигурки животных выставляли и на окна для показа прохожим.
Нередко в колядовании наряду с детьми участвовали и старики. После обхода домов, дети устав от дневных забот, собирались дома или в какой -нибудь избе. Кто - то из старших начинал рассказывать разные сказки и былички, загадывать загадки, петь песни. В эти две святочные недели совершалось нечто более важное: происходила своеобразная передача от старших младшим коллективного знания, накопленного традицией культурного опыта многих поколений.
Здесь заканчивается текст 5слайда.
Христославление (Слайд № 6)
Рано утром в Рождество Христово детишки, а в некоторых местах- девушки, парни и даже взрослые мужчины, отправлялись в обход по домам славить Христа, за что получали деньги, козули и другую еду.
Главным атрибутом шествия являлась рождественская звезда, символизирующая вифлеемскую звезду, осветившую Рождество Иисуса Христа и приведшую волхвов к месту его рождения.
Если звезда была большой, богато украшенной, то и ходить с нею могло большее количество славильщиков. Предварительно участники обряда могли выбрать мехоношу, в обязанности которого входило собирание в каждом доме подарков хозяев.
Как правило, в конце обряда дети исполняли коротенькие песенки, или приговорки, поэтическую основу которых составляло требование вознаграждения, как правило, в форме колядки:
Хозяин с хозяюшкой, с праздником!
С рождеством Христовым!
Не давай ломком, подавай целком,
Шаньга да копытце не ломается,
Серебряна копейка накидается,
Стопка вина подавается!
Детей принимали ласково и радушно. Их одаривали пирогами, шаньгами, калачами, пряниками, баранками и деньгами.
Здесь заканчивается текст 6 слайда.
«Страшные вечера», игры ряженых (Слайд №7)
Наверное, каждый из нас знает, что деревенские святки трудно себе представить без ряженых. Они ходили от дома к дому и под звуки дудки, волынки, балалайки, а иногда и под аккомпанемент импровизированных «инструментов» - печной заслонки, ведер, ложек, палок, сковородок и т.п., исполняли песни, озорные частушки, пускались в веселый пляс. За это ряженных было принято щедро одаривать.
Девушки и женщины рядились в мужчин, дети и молодежь одевалась стариками, пожилые - женихом и невестой, кто-то одевался цыганом, кто-то уродом - горбуном и т.д. Очень часто рядились в животных - медведя, коня, быка, журавля. Лица обмазывали мукой и сажей, прикрывали платками и тряпками, привязывались бороды, делались шутовские костюмы. Вход шли самые
Для подчеркивания «нечистоты» и опасности этого момента специально для святочного ряженья делались маски из дерева, бересты или бумаги - в народе их называли «личинами», «харями». Маски представляли собой средоточие нечистой силы, их одевали, как правило, представители сильного пола - мужчины ,могущие противостоять колдовским чарам «личин».
В период «страшных вечеров» малые дети отводились на задний план, их охраняли от возможного воздействия нечистых сил, в дело же вступали дети с восьми лет и молодежь, т.е. те, кто уже «вошел в ум». Именно им предстояло выполнить важную обрядовую миссию: принять на себя роль нечистой силы и одновременно её укротителей.
Даже в городах, где появились первые детские елки и довольно широко была развита маскарадная культура (это середина XIX века), детей наряжали преимущественно бабочками, цветочками, стрекозками, волшебниками, звездочетами, феями, куколками и т.д. Из века в век эта традиция интуитивно сохранялась.
Здесь заканчивается текст 7слайда.
Рецепт теста для козуль (Слайд № 8)
Для приготовления печенья из «белой» (пшеничной) муки на 500г. муки возьмите один стакан сметаны, две ст. лож. масла или маргарина, 2 яйца, 1 ст. лож. сахара, 1А ч. лож. соли. На доску просейте муку холмиком, сделайте в нем углубление и положите туда сметану, масло, соль, сахар, влейте яйца и быстро замесите тесто. Скатайте тесто в шар, положите его на тарелку, накройте полотенцем, вынесите в холодное место на 30 - 40 минут. Если вы хотите приготовить тесто без сметаны, не 500 г. муки вам потребуется 200 г. масла или маргарина, 1 ст. лож. сахара, 2 ст.лож. водка или коньяка и Уг ч. лож. соли.
Из полученного теста можно либо лепить фигурки, либо, раскатав его тонким слоем, вырезать необходимую форму. Предоставьте детям проявить здесь максимум своих творческих способностей, и вы увидите, какую радость доставит им это занятие!
Поверхность фигурок можно украсить орнаментом, сделанным с помощью вязальной спицы или любого острого предмета. Аккуратно уложите фигурки на железный лист с промежутками 1,5-2 см., смажьте их сбитым яйцом и выпекайте их в жарком духовом шкафу в течении 10-15 мин.
Несмотря на то, что наиболее распространенный способ изготовления фигурок из теста - выпекание в печи, существовал более древний способ их производства. Вылепленную фигурку с начали опускали на несколько минут в кипящую воду и лишь потом ставили ее в печь. При таком способе печенье при выпечке не «расползалось» и сохраняла свою первоначальную форму.
Здесь заканчивается текст 8 слайда.
Святки
Длились 2 недели
Новый год
1 января (Слайд № 9)
Древние славяне Новый год праздновали 1 марта.
С 1492 года Новый год праздновался 1 сентября.
По указу Петра1 новое столетие началось 1 января 1700 года. Пётр1 принял юлианский календарь, из- за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы.
В 1918 году был осуществлён переход на григорианский календарь, «новый
стиль».
Здесь заканчивается текст 9 слайда.
Рождество 6-7 января (Слайд № 10)
Христославление проводилось накануне Рождества.
Колядование проводилось всю святочную неделю.
Посевание проводилось 7 января до восхода солнца.
Старый Новый год
13- 14 января (Слайд № 11)
Колядование.
Поздравления с Новым годом.
Здесь заканчивается текст 11слайда.
Крещение
18-19 января (Слайд №12)
Разгул не чистой силы.
Рисовали кресты над окнами и дверьми.
Здесь заканчивается текст 12 слайда.
Новые слова (Слайд № 13)
Мехоноша - княжий служитель, носящий за ним шубу;
- носячий продавец шуб;
- в местах, где колядуют или щедруют, славят Христа, тот из колядовщиков, кто принимает подачку и носит её, до дележа, в мешке;
- подносчик, чернорабочий, не знающий ремесла.
Коляда - мифический персонаж у славян и некоторых др. народов,
связанный с весенним циклом плодородия. В образе ряженного (козел и др.) участник народных рождественских обрядов с играми и песнями.
Колядки - древние обрядовые песни. Распространены у индоевропейских народов, в т.ч. у славянских. Пелись под Новый год, на Рождество. Содержат древние магические и христианские молитвы, величание хозяев, пожелание богатства, здоровья, хорошего урожая, девушкам - счастливого брака.
Сочельник - канун Рождества Христова и Богоявления: постятся, едят сочиво, кашу без с ко ром и (постную). Сочевничать, сочельничать - не есть в сочельник до звезды.
Личина - то же, что маска. Притворная внешность.
Харя - дурное, отвратительное лицо, рожа. Маска, личина и самый окрутник, наряженный, переряженный.
Здесь заканчивается текст 13 слайда.
Приложения
Загадки
Черная собачка
Свернувшись лежит,
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Собака.)
Новая посудина –
Вся в дырах. (Корзина.)
Сидит на макушке,
Завязаны ушки. (Шапка.)
Бежит свинка,
Дырявая спинка,
Остренький зубок,
Льняной хвосток. (Иголка с ниткой.)
На сковородку - ручейком,
Со сковородки - солнышком. (Блин.)
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот. (Клубок.)
Пять чуланов,
Одна дверь. (Перчатки.)
Один вход, да три выхода. (Рубаха.)
Что за братец? Вот загадка!
У него за носом - пятка! (Носок.)
Стоит копытце, полно водицы. (Колодец.)
Что за дорого: кто по ней идет -
Тот хромает? (Лестница.)
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко.)
Хоть сама - и снег, и лед, А уходит - слезы льет. (Зима.)
Сказка про Снегурочку
Жили - были дед и бабка, детей у них не было. Наступила зима. Вышли дед с бабкой на двор и решили слепить Снегурочку. Такая красивая получилась Снегурочка, что ожила. Стала жить Снегурочка у бабки и деда, по хозяйству помогает, сказки рассказывает, довольны дед и баба. Но за зимой наступила весна. Пошла Снегурочка весной погулять и растаяла. Плачет дед, плачет бабка - Снегурочку жалко. Но ничего, придет зима слепим еще Снегурочку.
Дед: «Кхе - кхе».
Баба: «Ах - ох».
Снегурочка: «Какая я беленькая».
Зима: «Хрусть хрусть».
Весна: «Кап - кап. Жур - жур».
Координатор конкурсов
Сахарова Наталия Александровна