Презентация «10 самых красивых кирпичных строений»
10 самых красивых кирпичных строений Величайшие минареты, замки, храмы, площади и целые города, построенные людьми из кирпичей
Минарет Мальвия в Самарре Ирак, 849–852 годы
Самарра находится на берегу реки Тигр, в той местности, где возникла древнейшая на Земле цивилизация. По местным меркам минарет — сравнительно молодое сооружение: зиккурат в Уре, например, датируется XXI веком до н. э. Но месопотамские памятники строились из необожженного кирпича: в те времена между Тигром и Евфратом не хватало не только камня, но и дерева, которое можно было бы пустить на топливо. Поэтому сооружения легендарных Ура и Ниневии археологи нашли в виде оплывших груд глины. Другие подобные постройки были основательно разрушены. Например, Вавилон времен Семирамиды, где уже отчасти использовался обожженный и даже глазурованный кирпич, подвергался разрушениям и в древности, и потом, в XIX веке, а в своем сегодняшнем виде достопримечательность была отстроена уже в 1990-х годах при Саддаме Хусейне.
Замок Мариенбург в Мальборке Польша, основан в XIII веке
Первоначально Мариенбург предназначался всего-навсего для главы регионального подразделения ордена — комтура. В 1309 году в замок переехал из Венеции высший руководитель ордена — великий магистр Зигфрид фон Фейхтванген. Естественно, за сменой статуса последовало заметное расширение, в результате которого крепостные стены охватили площадь 210 тысяч квадратных метров. Стены не выглядят особо высокими, но построены по всем правилам фортификационной науки и окружены водой со всех сторон. Осадившие замок в 1410 году польско-литовские войска не смогли его взять, но вскоре после осады ордену пришлось отдать его за долги богемским наемникам, а те уже продали его в 1457 году польскому королю Казимиру IV. Тевтонская столица переместилась в Кенигсберг, а Мариенбург превратился в резиденцию польских королей. Перестраивать его не стали: дворец великих магистров с анфиладой просторных и высоких залов под нервюрными сводами не уступал великолепием королевскому дворцу в Кракове.
Пьяцца-дель-Кампо в Сиене Италия, 1279–1349 годы
Площадь имеет форму раковины или неглубокого амфитеатра, спускающегося к мягко изогнутому фасаду палаццо Публико, где заседало городское правительство — Совет девяти. Сходящиеся к площади улицы разделяют ее пространство на десять секторов равного размера, и это членение подчеркнуто мощением: девять, по числу членов совета, полос травертина разделяют плоскости уложенного елочкой кирпича. Обрамляющие площадь дворцы знатнейших семейств имеют равную высоту и не спорят друг с другом пышностью убранства. Выделяется только палаццо Публико, нижний ярус которого выстроен из камня, и дозорная башня Торредель-Манджа, у которой, наоборот, кирпичная стена с каменным завершением.
Собор Сен-Сесиль в Альби Франция, 1282–1492 годы
Город Альби на юге Франции, в Окситании, был в раннем Средневековье одним из центров еретической христианской секты — катаров (или альбигойцев). Против альбигойцев был направлен Первый крестовый поход в христианских землях (1209–1229), после которого Окситания была аннексирована Францией. Собор, символ победы над местной ересью, начали строить по поручению главы альбийской инквизиции епископа Бернара де Кастане (время епископства — с 1277 по 1307 год). Здание строилось в новом французском стиле — готическом, но с использованием местного материала — кирпича. Главная идея готики — претворение тяжелой материи в визуально легкие конструкции с помощью духа — наилучшим образом иллюстрировала пункт, в котором католическая церковь расходилась с катарами: для тех материальный мир однозначно связывался со злом.
Мечеть Селимие в Эдирне Турция, 1569–1575 годы
Мечеть в Эдирне — вершина эволюции типа купольного здания, восходящего к римскому Пантеону. Постройка большого купола всегда сложная инженерная задача, ведь его свод давит не только вниз, но и в стороны, грозя обрушить стены. В константинопольском храме Святой Софии (532–537) грандиозное подкупольное пространство (центральный купол диаметром 31 метр поднят на высоту 51 метр с помощью системы полукуполов), но распор сводов удерживают колоссальные массивы кирпичной кладки, так что снаружи собор выглядит бесформенной глыбой. Захватившие в 1453 году Константинополь турки были потрясены величием Святой Софии. Она стала образцом для новых османских мечетей, но архитекторы старались дать купольному внутреннему пространству достойную внешнюю оболочку. Больше всех в этом преуспел зодчий Синан, испробовавший несколько комбинаций куполов, полукуполов и арок, чтобы добиться нужного эффекта.
Город Шибам Йемен, XVI–XIX века
После крупного наводнения1532–1533 годов город Шибам пришлось отстраивать заново (кирпичи размыло водой). Тогда и возникла уникальная планировка, из-за которой Шибам называют «Манхэттеном пустыни»: прямоугольная сетка улиц, застроенных башнями, высоко поднимающимися над плоской речной равниной. С помощью системы дамб и каналов удалось защитить от паводков небольшое возвышение, на котором образовалась сверхплотная среда из примыкающих друг к другу башен высотой пять-семь этажей. Помимо воды, обитателям грозила не менее сильная опасность — нападения соперничающих племен. Поэтому город обнесен укрепленной стеной с узкими воротами, а на первых этажах жилых домов нет окон и очень мало дверей, зато между дружественными домами устроены переходы в верхних уровнях. Высота дома определяет престиж рода, так что для семей сыновей часто надстраивали этаж над жильем родителей. Общее население города колебалось от 5 до 13 тысяч человек.
Церковь Покрова в Филях в Москве 1690–1694 годы
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — эталонный образец «московского барокко», стиля рубежа XVI–XVII веков, отличающегося эффектными объемными композициями и сочетанием красных кирпичных форм с белокаменным декором. Этот стиль называют также «нарышкинским» по имени важного заказчика, Льва Кирилловича Нарышкина, дяди Петра I. Имение Фили было пожаловано дяде племянником в вотчинное владение в 1689 году. Боярин Нарышкин построил там церковь в благодарность за свое спасение во время поднятого царевной Софьей стрелецкого бунта и в память о погибших братьях. Церковь, таким образом, получила свойственный мемориальным храмам центрический план, а также башенную композицию: друг на друга поставлены зимняя (отапливаемая) и летняя церкви, а над ними — колокольня. Эта церковь воспроизводит тип идеального храма итальянского Ренессанса с четырехлепестковыми ярусами храма.
Новая Голландия в Санкт-Петербурге 1770–80-е годы
Торжественный ансамбль Новой Голландии — это всего-навсего склад для хранения корабельного леса. Вскоре после устройства Адмиралтейской верфи (1704) на левом берегу Невы образовались склады, в 1717 году параллельно руслу реки был прорыт Адмиралтейский канал (сейчас большая его часть засыпана), а между Невой и Мойкой — Крюков канал. В 1732 году остров, образованный каналами и рекой Мойкой, передали Воинской морской комиссии, которая сосредоточила там лесные склады. К началу 1760-х пришла пора заменить первоначальные деревянные сараи на каменные. Созданная в 1762 году Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы требовала, чтобы облик сооружения был достоин столицы, а Адмиралтейство — чтобы строения были функциональны.
Вокзал Сент-Панкрас в Лондоне Соединенное Королевство, 1866–1868 годы
Великая французская революция и Наполеоновские войны подтолкнули многие страны севера Европы к мысли о том, что готика им роднее классицизма. В викторианской Англии «готическое возрождение» пропагандировали влиятельнейший теоретик искусства Джон Рёскин и автор нового здания парламента Огастес Пьюджин. Оба утверждали, что готические формы, во-первых, христианского происхождения и морально превосходят «языческие» классические, а во-вторых, ажурные стрельчатые арки могут легко быть приспособлены для любых современных типов зданий. Вокзал Сент-Панкрас предельно убедительно демонстрирует второй тезис, соединяя самую передовую инженерию, новые функции и эффектную готическую декорацию. Крупнейший на момент постройки металлический свод дебаркадера, перекрывающий пролет 74 метра, отгорожен от Юстон-роуд четырехэтажным зданием гостиницы с башней высотой 82 метра.
Конторское здание Чилихаус в Гамбурге Германия, 1922–1924 годы
Кирпичная архитектура пришла в Гамбург еще в XII веке. Большой товарооборот одного из важнейших городов Ганзейского торгового союза требовал крупных — и желательно пожаропрочных — складов. После образования в 1871 году единого германского государства, лишившего Гамбург таможенной автономии, городу удалось сохранить себе зону свободного порта. В конце XIX — начале XX века на берегу Эльбы был выстроен грандиозный складской комплекс, определивший лицо нового Гамбурга. Суровую функциональность многоэтажных складов смягчали черты традиционной северогерманской архитектуры, такие как ступенчатые фронтоны и круглые лестничные башни. Чилихаус — одно из первых крупных зданий, построенных в Германии после Первой мировой войны. Заказчик, Генри Сломан, разбогател на ввозе из Чили селитры, используемой в производстве пороха. В 1921 году, на пике гиперинфляции, он смог приобрести в зоне свободного порта участок площадью 6000 кв. м и за три года выстроил на нем 11-этажный дом.
Воробьева Оксана Павловна
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Белова Светлана Сергеевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна
Порошина Ольга Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Легоцкая Вера Сергеевна
Медведева Татьяна Петровна
Горбачёва Марина Юрьевна