Урок на тему «Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"»
Иванова Елена Михайловна
МБОУ «СОШ №2» города Тулуна.
11 класс, урок – зачет
Тема: Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель: выявление уровня усвоения учащимися основных вопросов зачетного раздела (тема, основные проблемы произведения и их решение на страницах романа)
Задачи:
предметные: проверить овладение учащимися умениями и навыками, необходимыми для усвоения темы зачетного раздела( выявление проблем, анализ, работа с текстом и др.);
обобщить и систематизировать знания учащихся
личностные:
способствовать воспитанию ответственности, самостоятельности, активности.
развивать творческие способности.
Метапредметные УУД:
познавательные:
способствовать развитию анализа, синтеза, обобщения материала, умению делать выводы.
регулятивные:
планировать необходимые действия для работы в группе, контролировать процесс подготовки к зачету при выполнении заданий, вносить необходимые коррективы.
коммуникативные:
вступать в беседу, осуществлять совместную деятельность в рабочей группе; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
строить монологические высказывания
Оборудование:
1. Портрет писателя, иллюстрации к роману, репродукция картины М,Чюрлениса «Истина», запись песни «Мастер и Маргарита» в исполнении В.Леонтьева;
оформление стола: свеча, ваза с цветами, книги М.А.Булгакова
2. Для учащихся: по 2 листочка для ответов
3. Запись на доске эпиграфа урока
«Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя
была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью
и подлостью, схваткой ради чистых человеческих
помыслов, ради того, что человек должен быть и не
смеет не быть разумным и благородным. В этой борь-
бе у Булгакова было в руках разящее оружие –
сарказм, гнев, ирония, едкое и точное слово.
Он не жалел своего оружия. И оно у Булгакова ни-
когда не тупилось».
К.Паустовский
«Рукописи не горят там, где художник сам сгорает над
рукописью».
Ф.Искандер
4. Словарная работа
Пантеон (греч.)- место, посвященное всем богам (храм).
Мастер ( у греков – демиург)- искусный ремесленник и творец.
Ход урока
1. Слово учителя.
1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим с вами урок-зачет, на котором подведем итоги прочтения, изучения, понимания замечательного произведения, одного из самых загадочных и глубоких по внутреннему замыслу романа.
- Какого? (ребята отвечают, что это роман «Мастер и Маргарита»)
(выведение темы здесь не требуется, так как ребята готовились по группам к зачету именно по этому роману).
- Ребята, объясните смысл высказываний Фазиля Искандера и Константина Паустовского и скажите, какое отношение
они имеет к сегодняшнему уроку (ребята говорят о М.А.Булгакове и его романе).
2. Инструктаж учителя к зачету, представление помощников (могут быть ребята из класса, а могут быть и учителя в качестве жюри – помогают подсчитывать баллы ).
Оценки за групповую и индивидуальную работу: правильный ответ-1 б., за дополнение-0,5 б.)
2..Работа над темой.
1. Вступление (настрой)----музыкальная пауза ( песня В.Леонтьева «Маргарита»)
2.Разминка
На листочках напишите произведения М.А.Булгакова ( не менее 5). (проверка)
3. «Ты – мне, я – тебе». Вопросы по биографии Булгакова (по кругу: учащиеся из 1-й группы задают по 1 вопросу каждому участнику из 2 группы и т.д.).
(фиксация ответов, подсчет баллов каждого участника и всей группы)
4. Вопросы по роману (задает учитель) – проверка каждого участника.
- Назвать каждого героя, портретные зарисовки которых представили вам.
( учитель читает 11 небольших зарисовок, 9 зарисовок относятся к 3 героям)—11 баллов, самопроверка или взаимопроверка.
5. Вопросы по роману по группам. Учащиеся каждой группы представляют одного героя ( стилизация под этого героя: костюмы, оформление стола, связанное с этим героем)
Героев 5: Иешуа –Га-Ноцри, Понтий Пилат, Мастер, Маргарита, Воланд.
а) Каждая группа сначала рассказывает о своем герое, опираясь не только на роман, но и на дополнительный материал( интересные факты, связанные с героем ,дополнительная литература, киноверсии романа, критическая литература и т.д).
В зависимости от представления героя жюри оценивает выступление группы по 5-балльной системе.
б) Каждая группа задает всего по 2 вопроса остальным группам (можно задать вопрос любой группе, только каждая группа должна обязательно получить вопросы). На обдумывание вопросов-2-3 минуты.
(оценка ответа зависит от полноты ответа-----до 5 б.)
6. Вывод. Беседа с учащимися.
-Какова же стержневая идея роман? Может быть, вам поможет ее до конца понять и сформулировать картина литовского художника Микалоюса Чюрлениса «Истина»?
( на фоне лица человека – горящая свеча и летящий на пламя мотылек. Он погибнет, но он не может не лететь на свет)
Расшифруйте эту метафору (учащиеся отвечают)
Учитель: мотылек погибнет. Но не может не лететь на свет. Свет ---это свет истины, справедливости, правды, добра. Всего того, без чего нельзя жить человеку. Ведь он ЧЕЛОВЕК. Так и Иешуа. Никогда не будет лгать, чем бы это ему не грозило. И наоборот, стоит струсить один раз, и совесть не даст тебе покоя.
Значит, главная идея романа – это идея внутренней свободы человека, который при любых обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным.
Свобода, истина, добро превыше всего. Они бессмертны. (запись в тетрадь вывода).
7. Показ творческих работ учащихся – рисунков ( можно показывать и раньше, когда учащиеся рассказывают о героях)
8. Философские мысли романа ( ребята записывали их, когда читали роман).
( зачитать некоторые цитаты, афоризмы, философские мысли).
жюри подсчитывают баллы как каждого учащегося, так и работы всей группы.(группа, ученики которой получили наибольшее количество баллов, получают дополнительные отметки)
3. Рефлексия.
Прием «Три М»
Назовите три момента, которые у вас сегодня получились хорошо в процессе урока и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке:
1.
2.
3.
4.Домашнее задание
В тетради по литературе написать ответ на любой вопрос:
а) Что в мире и человеке открыл мне роман «Мастер и Маргарита»?
б) На какие мысли натолкнул , о чем заставил задуматься роман «Мастер и Маргарита»?
Спасибо за урок, ребята!