12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила Ивановна64
Материал размещён в группе «Учителя физики»
2

Урок физики «Путешествие по страницам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»



Чернова Людмила Ивановна

МБОУ «СШ№15» г. Майкоп

Физика+литература

Тема: Путешествие по страницам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели:

проверка знаний учащихся, повторение и систематизация учебного материала по теме;

обобщение и закрепление основного материала;

проверка умений рассуждать, четко и кратко выражать свои мысли;

развитие творческого сотрудничества учителя и учеников.

Образовательные:

проверка знаний учащихся, повторение и систематизация учебного материала по темам:

обобщение и закрепление основного материала;

проверка умений рассуждать, четко и кратко выражать свои мысли.

  • механика;

    молекулярная физика, термодинамика;

    электродинамика;

    оптика;

Развивающие:

развитие интереса к физике;

развитие логического мышления, усиление влияния учебного процесса на становление личности ученика; престижа учебной работы;

способствовать овладении ими исследовательскими умениями;

развитие навыков и умений классифицировать и обобщать учебный материал;

развитие навыков делать выводы по изученному материалу;

развитие грамотной устной речи;

развитие творческого сотрудничества учителя и учеников.

Воспитательные:

нравственное воспитание (чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы);

развивать коммуникативные компетенции учащихся, умения работать в группе.

Оборудование: презентация к уроку в Power Point, видеофильм «Мастер и Маргарита».
Презентация
PPT / 5.1 Мб

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урока,

Урок сегодня необычный,

От всех других весьма отличный.

Я путешествие хочу вам предложить,

Чтоб интересней было физику учить. (Слайд №1)

Путешествие по страницам романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». (Слайд №2)

Мотивационный этап.

Учитель: Вдумайтесь в слова великого физика Людвига Больцмана: «Я обязан высшим вдохновением сочинениям Гете, «Фауст» которого является, быть может, величайшим художественным произведением; Шекспиру и другим, но лишь благодаря Шиллеру я стал сам собой. Без него я был бы человеком с тем же носом и бородою, но я никогда бы не был собой». (Слайд №3)

Обдумывая это высказывание, я пришла к мысли соединить воедино физику и литературу. И это не случайно, ибо они в действительности связаны между собой.

Ученики:

Вавилов Николай Дмитриевич даже на фронте не расставался с гетевским «Фаустом».

Академик Николай Дмитриевич Папалекси выше всего ставил поэзию М.Ю. Лермонтова.

Физик академик Леонид Исаакович Мандельштам знал почти всю поэзию своего любимца А.С. Пушкина наизусть.

Физик-оптик академик Григорий Самуилович Ландсберг, ведя свои эксперименты, часами в абсолютно темной спектроскопической лаборатории декламировал «Евгения Онегина». (Слайд №4)

Учитель: Итак, тема нашего урока: Путешествие по страницам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (Слайд №5, фрагмент видеофильма№1
Видеофрагмент №1
AVI / 3.55 Мб

)

Эпиграф: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» (Аристотель) (Слайд №6)

Вы должны уметь применять полученные знания по механике, молекулярной физике, термодинамике, электродинамике, оптике для объяснения фрагментов из произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Для этого мы рассмотрим отрывки из этого художественного произведения, в которых отражены физические явления по темам:

Механика.

Молекулярная физика. Термодинамика.

Электродинамика.

Оптика.

В работе у нас сегодня на уроке будут принимать участие физики и лирики.

Учитель: Мы изучаем физику. Что же такое физика? Какой ученый ввел слово «физика» в науку?

Аристотель важное значение придавал изучению механического движения. «Кто не знает движения, то не знает природы», — говорил он.

Как называется наука о движении? (Механика)

Активизация мыслительной деятельности. (Слайд №7)

Сценка. «-Нет, — ответила Маргарита, — более всего меня поражает, где все это помещается. — Она повела рукой, подчеркивая этим необъятность зала…

- Самое невозможное из всего! — ответил он (Коровьев).

- Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желаемых размеров».

Вопрос лириков физикам: Чем отличается пространство Коровьева от нашего пространства? Перечислите основные свойства пространства.

Сценка. «-Мессир,— тревожно-фальшивым голоском отозвался кот, — вы переутомились: нет шаха королю!

- Король на клетке «Г-2», — не глядя на доску сказал Воланд».

Вопрос физиков лирикам: Какую систему координат мы применяем при игре в шахматы? Приведите примеры, когда применяются одномерные, двумерные и трехмерные системы координат.


 

Учитель: Все в мире происходит где-то: в пространстве (где?) и когда-то во времени.

Вопросы:

Где происходят эти события?

Когда происходят эти события?

Заполняется таблица №1. (Слайд №8)

Если мал размер у тела,

 По сравнению с путем,

Мы тогда, пожалуй, смело

Тело точкой назовем.

Итог:

Будут знания богаче

И быстрей пойдут дела,

Если мы решим задачу:

Где находятся тела?

Тело выберем отсчета,

«Х» и «У» свяжем с ним,

Этим самым для расчета

Мы систему создадим.

В этой выбранной системе,

Где тела летят, спешат,

Надо знать нам точно время

И набор координат.

Значит, главную задачу

Мы в механике решим,

Да еще ее в придачу

И рисунком завершим.

(Слайд №9, фрагмент видеофильма№2
Видеофрагмент №2
AVI / 3.84 Мб

)

«…Даже будучи совершенно свободной и невидимой, все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной. Только каким-то чудом затормозившись, она (Маргарита) не разбилась о старый покосившийся фонарь на углу».

Вопрос лириков физикам: Почему Маргарита не смогла резко остановиться?

Заполняется таблица №2.

Задача. (Слайды №10-13)

Оцените ускорение Маргариты, допустив, что торможение длилось в течение 1 с, и при этом Маргарита пролетела до остановки 10 м. Определите силу, которая заставила Маргариту остановиться, если масса Маргариты равна 50 кг.

Физики решают по алгоритму.

Лирики решают по образцу.

Как двигалась Маргарита?

Какой раздел механики отвечает на этот вопрос?

Почему Маргарита остановилась?

Какой раздел механики отвечает на этот вопрос?

(Слайд №14, видеофрагмент№3
Видеофрагмент №3
AVI / 9.08 Мб

)

«-Аннушка! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбила!

Острожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тотчас рука его соскользнулась и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящемуся к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы…»

Вопрос. Учитель: Что помешало устоять Берлиозу?

Заполняется таблица №3. (Слайд №15)


 

Учитель:

Существует на свете сила трения.

Она имеет большое значение!

Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.

Все по себе очень важны

И в этом мире, конечно, нужны. (Слайд №16)


 

Учитель:

Молекулярка — вот наука!

Но, боже мой, какая скука

Над ней сидеть и день, и ночь,

Не отходя ни шагу прочь,

Считать молекулы, частицы,

Размеры, массу вещества.

Быть может, это пригодится?

Встает один вопрос: когда?

Количество, объем и массу

Для вас несложно посчитать —

Лишь надо правила запомнить

И формулы любые знать. (Слайд №17)


 

(Слайд №18, видеофрагмент№4
Видеофрагмент №4
AVI / 2.64 Мб

)
«Ливень хлынул неожиданно, и тогда гроза перешла в ураган. В этом самом месте, где около полудня, близ мраморной скамьи в саду, беседовали прокуратор и первосвященник, с ударом, похожим на пушечный, как трость, переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на балкон под колонны несло сорванные розы, листья и песок».

Вопрос физиков лирикам: Какие тепловые процессы описываются в данном фрагменте?

(Слайд №19, видеофрагмент№5
Видеофрагмент №5
AVI / 3.79 Мб

)

«-Свет надо за собой тушить в уборной, вот что я вам скажу, Пелагея Петровна, — говорила та женщина, перед которой была кастрюля с какой-то снедью, от которой валит пар, — а то мы на выселение на вас подадим!»

Вопрос лириков физикам: Если из кастрюли валит пар, можно ли сказать, что вода в кастрюле закипела? От каких физических параметров зависит скорость испарения жидкости?

Заполняется таблица №4.

(Слайд №20)

«Чума-Аннушка встала почему-то чрезвычайно рано, а сегодня что-то подняло ее совсем ни свет ни заря, в начале первого. Повернулся ключ в двери, Аннушка нос высунула, а затем высунулась она и вся целиком, захлопнула за собой дверь и уже собиралась тронуться куда-то, как на верхней площадке грохнула дверь, кто-то покатился вниз по лестнице и, налетев на Аннушку, отбросил ее в сторону так, что она ударилась затылком о стену».

Учитель: Глаголы движения работают в этом отрывке. Какие превращения энергии происходят при этом?

Заполняется таблица №5. (Слайд №21)

Ученик:

«И на свете нет явлений

Больше сильных, больше страшных,

Чем гроза в степи широкой

И на море бури бой!» (М. Горький) (Слайд №22)


 

(Слайд №23, видеофрагмент№6
Видеофрагмент №6
AVI / 924.42 Кб

)

«Другие трепетные мерцания вызывали из бездны, противостоящей храму на западном холме, дворец Ирода Великого, и странные безглавые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму».


 

Учитель: Булгаков описывает молнии как золотые статуи, взлетающие к небу. А что такое молния?


 

Учащиеся делают сообщения о молнии (физики, лирики). (Слайд №24)


 

Ученик:


 

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой.

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо, звезд сиянье,

Море в блеске голубом!

Всю природу и созданья

Мы лишь в свете познаем. (Слайд №25)


 

Учитель: В этом отрывке речь о свете. Свет — такое короткое и емкое слово. «В слове «свет» заключается вся физика»— говорил Сергей Иванович Вавилов.

(Слайд №26)

«Опять наступило молчание, и оба (Бегемот и Коровьев) находящиеся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное Солнце».

Вопрос лириков физиков: Какое физическое явление наблюдали Бегемот и Коровьев?


 

Учитель обращает внимание учащихся на слайд №27.


 

Равнина вод колышется, сверкает,

Лик солнечный блестит в ее струях,

Небес улыбку море отражает

Игрою волн, как на живых устах.

(Слайд №28, видеофрагмент№7
Видеофрагмент №7
AVI / 1.02 Мб

)

«Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки».

Вопрос учителя лирикам: Как образуется радуга?

Ученик: Сообщение о радуге.

(Слайд №29, видеофрагмент№8Видеофрагмент №8
AVI / 1.68 Мб
)

«Сзади кресла, на полу лежали две перекошенные тени, одна погуще и почернее, другая слабая и серая. Отчетливо была видна на полу теневая спинка у кресла и его заостренные ножки, но под спинкой на полу не было теневой головы Варенухи, равно как под ножками не было ног администратора.

«Он же не отбрасывает тени!»— отчаянно мысленно вскрикнул Римский»

Вопрос лириков физикам: Как с точки зрения физики можно объяснить данное явление? Какие размеры должна иметь голова Варенухи, чтобы можно было говорить о таком явлении, как дифракция?


 

Учитель:

Нам дифракция важна,

Нам дифракция нужна,

С ней узнали, как одна

Огибает свет волна. (Слайд №30)


 

Итог урока.

Работа с таблицей. (Слайд №31)


 


 

Учитель:

Физика — мать всех наук,

Изучай ее, мой друг!

Знай: свет войдет в твой разум,

Просветлеет разум сразу!

(Слайд №32)


 


 

Учитель обращает внимание на работу физиков и лириков.


 

Что же на уроке доказывали лирики? Наука без литературы схематична и груба.

Что доказывали физики? Литература без науки пуста.

Что доказал М.П. Булгаков? Сущность литературы есть знание. (Слайд №33)


 


 

Задание на дом. (Слайд №34)


 


 


Приложение 1. Таблицы
DOCX / 125.63 Кб

Приложение 3. Решение задач по образцу - лирики
DOCX / 90.09 Кб

Приложени 2. Решение задач по алгоритму - физики
DOCX / 16.35 Кб

 

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.