4 способа наладить отношения в классе
Каждый классный руководитель может создать позитивную атмосферу в своём классе и управлять поведением детей. Причём, самый простой способ справиться с проблемами — предотвратить их до того, как они начнутся. Для этого необходимо создать безопасную эмоциональную среду для учащихся.
Предлагаем 4 эффективных способа для выстраивания отношений с учениками:
1. Смоделируйте поведение, которое вы хотите видеть.
Если учитель хочет, чтобы ученики в классе были добрыми, терпеливыми, приветливыми и позитивными, он сам должен быть таким. Дети постоянно наблюдают за учителем, слушают его, даже когда он этого не замечает.
Ученики прекрасно видят, как педагог общается с директором, своими коллегами, родителями, и копируют это поведение, причём часто неосознанно.
Если в классе есть проблемы, обратите внимание на себя, и отношение детей друг к другу и педагогам скорее всего постепенно изменятся.
2. Не принимайте чью-либо сторону, если между учениками возник конфликт.
Да, легче сказать ученику, что он не прав. Труднее услышать и понять причину, по которой он это сделал. Очень важно задавать ребятам наводящие вопросы и поощрять беседу.
Иногда причиной плохого поведения в классе может оказаться банальная усталость или трудные отношения в семье. Беседы по душам учителя с обучающимся весьма эффективны. Часто они помогают предотвратить вспышку гнева у подростка, так как он поймет, что ему есть кому довериться.
В это же время важно успокоить и поддержать жертву конфликта, дав ей понять, что она не заслужила такого отношения.
Разговоры с каждой стороной конфликта должны проходить наедине, чтобы избежать ссор. Так ученики будут знать, что в любой ситуации у них есть безопасная зона.
3. Не стесняйтесь говорить, что вы чувствуете.
Учителю важно научиться рассказывать детям о своих чувствах понятным для них языком. Даже если класс ведёт себя плохо, необходимо выражать свои эмоции. Например, можно честно сказать о том, что от шума болит голова.
Если делать это последовательно, дети начнут понимать чувства своего учителя и проявлять заботу. Кроме того, ученики научатся выражать разные эмоции: разочарование, печаль, гнев и радость, используя фразы похожие на те, что говорил педагог. Подробнее о способах развития ЭИ читайте в материале Идеи для развития социально-эмоциональных навыков школьников.
4. Старайтесь не срываться.
Педагог должен помнить о том, сколько глаз устремлено на него, когда он делает выговор ученику. Какой у него в этот момент тон голоса? Какие слова он использует при общении с этим ребёнком. Терпеливы эти слова или нет?
Чтобы было понятно, представим себе ситуацию. Ученик плохо себя ведёт. Учитель спокойно просит его остановиться, но это не помогает. Наконец учитель срывается и кричит на ученика. В этот момент на него испуганно смотрят 30 пар глаз. Педагог понимает, что не следовало этого делать.
Теперь другой вариант. Ученик плохо себя ведёт. Учитель спокойно подходит к его столу и просит его, например, заполнить анкету, о которой говорили ещё в начале года. Ученик понимает, что педагог не одобряет его поведения, но серьёзных неприятностей не грозит. Он заполняет анкету, что отвлекает его на несколько минут. Таким образом, класс становится безопасным местом для всех.
Эти простые способы помогут создать атмосферу, в которой детям будет безопасно и комфортно. Дети увидят, что их ценят и понимают, и научаться правильно выражать свои эмоции, а учитель станет для них примером в том, как справляться с трудными моментами.