Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР на тему «Овощи»
Конспект подгруппового логопедического занятия
в подготовительной группе для детей с ОНР
по теме: «Овощи».
Цель: Развивать лексико - грамматический строй речи. Закрепить знания детей об овощах.
Задачи:
Коррекционные:
Актуализация и обогащение словаря по теме «Овощи».
Закреплять образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежа, образование сущ. с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Учить образовывать относительные прилагательные, изменять глаголы по лицам, употреблять существительные в различных падежных формах.
Развивающие:
Развитие зрительного и слухового внимания, развитие мелкой и общей моторики, развитие мышления и воображения.
Воспитательные:
Формировать познавательный интерес; развивать активность и самостоятельность.
Оборудование: овощи, муляжи овощей,корзинка, кастрюля, детская кухня, музыкальный центр, флешка с музыкой.
Содержание занятия.
Вводная часть:
Организационный момент.
Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по - очереди пальцы на руках):
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох !.. (хлопок в ладоши)
2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по - очереди пальцы на руках):
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..(хлопок в ладоши)
3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).
И ножиком этим крошить начала (загибаем по - очереди пальцы на руках):
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..(хлопок в ладоши)
4. Накрытые крышкой, в душном горшке (накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по - очереди пальцы на руках):
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!...(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)
Основная часть:
- Догадайтесь, чем мы с вами сегодня будем говорить ?
- Об овощах
- А где растут овощи?
- Овощи растут в огороде на грядках.
-Ребята,скажите на чем можно путешествовать?
- На машине, на велосипеде, пешком, на автобусе.
- Сегодня мы с вами отправимся в огород на автобусе. ( « Автобус» Железновы)
Вот мы оказались на огороде. Давайте поиграем.
Игра «Вершки-корешки»
Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй - это вершки.
Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят - вершки или корешки. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх.
Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.
Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (вершки и корешки)
Картофель (корешки), огурец (вершки).....
«Чего много в огороде?» (образование существительных множественного числа):
Огурец - много огурцов
(горох, помидор, морковь, картошка, редиска, баклажан, перец, лук, чеснок, тыква, редька, кабачок).
Давайте соберем овощи. Складывайте их в корзинку и называйте, что положили.(согласование существительных и местоимений)
-У меня морковь. – Это моя морковь.
- У меня лук. Это мой лук.
Пока мы собирали овощи, к нам пристала большая муха. Давайте ее прогоним!
Физкультминутка «Кыш, муха!» ( Железновы)
Муху мы прогнали, овощи собрали. Пора бы их приготовить. Но с начала нам нужно вернуться в детский сад. Вернемся туда на автобусе.
Вот мы и в саду. Что же мы сделаем с овощами?
- Мы их помоем!
А теперь приготовим суп.
Игра «Приготовим суп»:
Из моркови – морковный
Из картофеля – картофельный
Из капусты – капустный
Из свеклы – свекольный
Из тыквы – тыквенный и т. д.
А теперь приготовим икру:
из кабачков -.....
из баклажанов-.....
Приготовим салат:
из овощей....
из огурцов
Пальчиковая гимнастика : « Мы капусту рубим…»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .
В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)
- Ребята, а овощи есть полезно? В чем же их польза? (в них много витаминов…)
Описание овощей.
Опишите свой любимый овощ с помощью «синквейна». Можно пользоваться схемой.
Тыква.
Оранжевая, спелая.
Спеет, лежит, созревает.
Я люблю суп из тыквы.
Овощ.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия:
Где мы побывали? Что мы узнали?