Материал на проверке

Адаптация первоклассников к обучению в школе.

0
0
Материал опубликован Вчера в 15:53

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛОДЕЗЯНСКАЯ ШКОЛА»

Статья учителя начальных классов

Кисель Инны Николаевны


«Адаптация первоклассников к обучению в школе»


Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Наступает время адаптации .

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь — работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Процесс адаптации к школьной жизни длится по-разному – от двух недель до 2-3 месяцев (в зависимости от уровня подготовки к школе, психофизиологических особенностей и состояния здоровья). Главную роль здесь играет сформированный в дошкольном возрасте уровень готовности к школе, или «школьная зрелость». К ребенку в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые друзья, новые отношения со взрослыми, которые требуют от ребенка определенных моральных усилий и опыта. Ребенок оказывается в новой социальной позиции, получает право на обучение. Но готов ли он к этому?

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением (а таких ребят в классе много), связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?

Самый важный результат такой помощи — это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок — родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 2 ошибки, а в сегодняшнем — 1, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика. Учитель должен строить свою деятельность с учётом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Ему необходимо быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить отношения учеников со сверстниками.

С целью профилактики утомляемости, нарушения осанки на уроке проводить динамические паузы и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также следить за осанкой. На каждом уроке письма и математики проговаривать правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего образования, главной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей ядра образования. Обучение ориентировано на развитие учащихся, учёт их способностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В соответствии с обновленными ФГОС период адаптации к школе первоклассников обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным приёмам обратной связи, развивает внимание, память, мышление, воображение; формирует классный коллектив.


С самого начала обучения поддерживать положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использовать правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; - не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи. Для письменных работ наклейки-смайлики, содержащие оценку: умница, молодец, старайся, можешь лучше, будь внимательнее и т.д.

В период адаптации учить первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.

В адаптационный период проводить работу с родителями. Стараться заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:

- эмоциональной поддержке ребенка;

- организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).

- проработке правил для учащихся.

В сентябре проводить родительские собрания по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе».

Родителям дать рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период. Родители должны терпеливо ждать успехов, т. к. на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности.

Залогом успешной адаптации учащихся является сотрудничество учителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса, задача классного руководителя в первый год обучения. Для этого включать в план работы мероприятия, способствующие сплочению и сближению родителей в первый год обучения.

Формы работы традиционные:

-родительские собрания,

-лектории,

-индивидуальные беседы,

-организация досуга детей.

Здесь деятельность родительского комитета может осуществляться в трех направлениях:

Совместно с учителем продумать проведение дней именинника (составить программу праздников, наметить подарки).

Предложить маршруты экскурсий и свое сопровождение детской туристической группы.

Предложить экскурсию на свое предприятие, в организацию, фирму, если сфера ее деятельности будет интересной детям.

Родительская гостиная. Новая форма работы с родителями в коллективе, где родители не знакомы друг с другом, например в 1 классе. Это проведение совместных праздников в конце каждой учебной четверти. Тематика этих праздников может быть самой разнообразной.

конец 1 четверти — праздник «В кругу семьи».(Представление семей: генеалогическое древо, эмблема)

конец 2 четверти — праздник «Новый год в кругу семьи».(Представление семей: любимое блюдо)

конец 3 четверти — праздник «Прощай, азбука»

конец года — праздник «Окончание 1 класса в кругу друзей»

Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что-то, а вопреки всему. Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка.

Первый класс школы — один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых. А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течении всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.