Адаптированная образовательная программа по предмету «Русский язык» для обучающегося ОВЗ с ЗПР
Адаптированная образовательная программа
по предмету «Русский язык»
для обучающегося ОВЗ с ЗПР (вариант 7.2)
Учитель: Баженова Е. Л.
Характеристика учащегося; АООП с ЗПР Заключение № 223, Протокол
Пояснительная записка
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Язык и речь
Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.
Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.
Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.
Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика и графика как разделы лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.
Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.
Слог. Ударение. Свойства русского ударения.
Соотношение звуков и букв.
Фонетический анализ слова.
Способы обозначения [й’], мягкости согласных.
Основные выразительные средства фонетики.
Прописные и строчные буквы.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации.
Орфография
Орфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.
Правописание разделительных ъ и ь.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).
Морфемный анализ слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изученного).
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
Правописание ё – о после шипящих в корне слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с).
Правописание ы – и после приставок.
Правописание ы – и после ц.
Орфографический анализ слова (в рамках изученного).
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи.
Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Род, число, падеж имени существительного.
Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.
Морфологический анализ имён существительных.
Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имён существительных.
Правописание собственных имён существительных.
Правописание ь на конце имён существительных после шипящих.
Правописание безударных окончаний имён существительных.
Правописание о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.
Правописание суффиксов -чик- – -щик-; -ек- – -ик- (-чик-) имён существительных.
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -клан- – -клон-, -скак- – -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Орфографический анализ имён существительных (в рамках изученного).
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.
Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.
Склонение имён прилагательных.
Морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).
Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамках изученного).
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Правописание о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.
Правописание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Орфографический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).
Глагол
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи.
Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола.
Спряжение глагола.
Морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Правописание корней с чередованием е // и: -бер- – -бир-, -блест- – -блист-, -дер- – -дир-, -жег- – -жиг-, -мер- – -мир-, -пер- – -пир-, -стел- – -стил-, -тер- – -тир-.
Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих.
Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- – -ева-, -ыва- – -ива-.
Правописание безударных личных окончаний глагола.
Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.
Слитное и раздельное написание не с глаголами.
Орфографический анализ глаголов (в рамках изученного).
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.
Синтаксический анализ словосочетания.
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и способы его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.
Синтаксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическое усвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме.
Пунктуация как раздел лингвистики.
Пунктуационный анализ предложения (в рамках изученного).
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Электронные цифровые образовательные ресурсы | Дополнительная информация | | | ||||||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | | | ||||||||
1 | Богатство и выразительность русского языка | 1 | | | | | | | ||||
2 | Лингвистика как наука о языке | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251ffa | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
3 | Повторение. Орфография. Правописание гласных и согласных в корне (повторение изученного в начальной школе) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252126 | Работа в малых группах | | | ||||
4 | Повторение. Орфография. Правописание разделительного мягкого (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков (повторение изученного в начальной школе) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252252 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
5 | Повторение. Состав слова (повторение изученного в начальной школе) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2523b0 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
6 | Повторение. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи (повторение изученного в начальной школе) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252522 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
7 | Повторение. Синтаксис (повторение изученного в начальной школе) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2526f8 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
8 | Контрольная работа (повторение изученного в начальной школе) | 1 | 1 | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
9 | Речь устная и письменная | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25286a | карточки-опоры | | | ||||
10 | Монолог, диалог, полилог | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
11 | Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо | 1 | | | | карточки-опоры | | | ||||
12 | Виды чтения | 1 | | | | карточки-опоры | | | ||||
13 | Виды аудирования | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252ea0 | карточки-опоры | | | ||||
14 | Речевой этикет | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa252b4e | карточки-опоры | | | ||||
15 | Сочинение/изложение (обучающее) | 1 |
| 1 | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
16 | Понятие о тексте | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa253350 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
17 | Текст и его основные признаки | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2534cc | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
18 | Средства связи предложений и частей текста | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25362a | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
19 | Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение | 1 | | | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
20 | Функционально-смысловые типы речи. Практикум | 1 | | 1 | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
21 | Повествование как тип речи. Рассказ | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa253a30 | карточки-опоры | | | ||||
22 | Повествование как тип речи. Рассказ. Практикум | 1 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa253bac | карточки-опоры | | | ||||
23 | Информационная переработка текста: простой и сложный план текста | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa254002 | карточки-опоры | | | ||||
24 | Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. Практикум | 1 | | 1 | | | | | ||||
25 | Изложение и его виды | 1 | | | | | | | ||||
26 | Изложение (подробное изложение текста) | 1 | 1 | | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
27 | Понятие о функциональных разновидностях языка | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
28 | Сферы речевого общения и их соотнесённость с функциональными разновидностями языка | 1 | | | | Работа в малых группах | | | ||||
29 | Функциональные разновидности языка. Практикум | 1 | | 1 | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
30 | Повторение и обобщение по темам "Текст", "Функциональные разновидности языка" | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
31 | Буква и звук. Алфавит | 1 | | | | | | | ||||
32 | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Глухие и звонкие согласные | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25491c | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
33 | Правописание согласных в корне слова | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256ed8 | Работа в малых группах | | | ||||
34 | Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
35 | Согласные звуки и обозначающие их буквы. Твёрдые и мягкие согласные | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
36 | Гласные звуки и обозначающие их буквы | 1 | | | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
37 | Слог и ударение | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa254ad4 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
38 | Сочинение (обучающее). Описание картины | 1 | | 1 | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
39 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | | | карточки-опоры | | | ||||
40 | Правописание безударных гласных в корне слова. Типы орфограмм | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
41 | Фонетический анализ слова | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa254d36 | карточки-опоры | | | ||||
42 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa254ebc | карточки-опоры | | | ||||
43 | Повторение тем «Фонетика, графика, орфоэпия», «Орфография». Контрольная работа | 1 | 1 | | | карточки-опоры | | | ||||
44 | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25674e | карточки-опоры | | | ||||
45 | Окончание и основа | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256898 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
46 | Приставки | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2569ce | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
47 | Суффиксы | 1 | | | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
48 | Чередование звуков в морфемах | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256afa | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
49 | Морфемный анализ слов | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256c26 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
50 | Правописание ё-о после шипящих в корне слова | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa256d5c | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
51 | Правописание неизменяемых на письме приставок | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257130 | карточки-опоры | | | ||||
52 | Правописание приставок на -з (-с) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257464 | карточки-опоры | | | ||||
53 | Правописание ы — и после приставок | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2575f4 | карточки-опоры | | | ||||
54 | Правописание ы — и после ц | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25772a | | | | ||||
55 | Повторение темы «Морфемика. Орфография» | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2578ba | | | | ||||
56 | Практикум по теме «Морфемика. Орфография» | 1 | | 1 | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
57 | Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография» | 1 | 1 | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
58 | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2553d0 | Работа в малых группах | | | ||||
59 | Толковые словари | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2554fc | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
60 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
61 | Понятие о лексической сочетаемости | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25568c | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
62 | Сочинение. Устный рассказ | 1 |
| 1 | | Работа в малых группах | | | ||||
63 | Тематические группы слов | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2558ee | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
64 | Синонимы | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa255b5a | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
65 | Антонимы | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa255ce0 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
66 | Омонимы. Паронимы | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa255e16 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
67 | Лексический анализ слова | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25632a | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
68 | Повторение темы "Лексикология" | 1 | | | | карточки-опоры | | | ||||
69 | Повторение темы "Лексикология". Практикум | 1 | | 1 | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
70 | Контрольная работа по теме "Лексикология" | 1 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2565a0 | карточки-опоры | | | ||||
71 | Что изучает синтаксис | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e5de | карточки-опоры | | | ||||
72 | Словосочетание | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e778 | карточки-опоры | | | ||||
73 | Предложение - основная единица речевого общения | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ea52 | карточки-опоры | | | ||||
74 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ebce | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
75 | Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных и невосклицательных предложений. Интонация | 1 | | | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
76 | Грамматическая основа предложения | 1 | | | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
77 | Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и способы его выражения | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25eda4 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
78 | Главные члены предложения (грамматическая основа). Сказуемое и способы его выражения | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ef0c | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
79 | Второстепенные члены предложения. Определение | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f402 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
80 | Дополнение | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f57e | карточки-опоры | | | ||||
81 | Обстоятельство | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25f6e6 | карточки-опоры | | | ||||
82 | Однородные члены предложения | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fb78 | карточки-опоры | | | ||||
83 | Предложения с однородными членами | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fce0 | | | | ||||
84 | Сочинение-описание картины | 1 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ffb0 | | | | ||||
85 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25fe52 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
86 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Практикум | 1 | | 1 | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
87 | Обращение | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260190 | Работа в малых группах | | | ||||
88 | Изложение с элементами сочинения (обучающее) | 1 | | 1 | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
89 | Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2605c8 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
90 | Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
91 | Предложения сложносочиненные и сложноподчиненные (общее представление, практическое усвоение) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260744 | Работа в малых группах | | | ||||
92 | Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2608a2 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
93 | Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да. Практикум | 1 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260a8c | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
94 | Предложения с прямой речью | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260c12 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
95 | Пунктуационное оформление предложений с прямой речью | 1 | | | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
96 | Диалог. Пунктуационное оформление диалога | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260d5c | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
97 | Диалог. Пунктуационное оформление диалога. Практикум | 1 | | 1 | | карточки-опоры | | | ||||
98 | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация» | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
99 | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация». Практикум | 1 | | 1 | | карточки-опоры | | | ||||
100 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa260e88 | карточки-опоры | | | ||||
101 | Система частей речи в русском языке | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257a04 | карточки-опоры | | | ||||
102 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | | | | карточки-опоры | | | ||||
103 | Имя существительное как часть речи | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa257b30 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
104 | Род имён существительных. Имена существительные общего рода | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25803a | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
105 | Число имени существительного. Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2583d2 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
106 | Изложение выборочное | 1 |
| 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25829c | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
107 | Падеж имён существительных | 1 | | | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
108 | Типы склонения имён существительных | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258580 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
109 | Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2586b6 | карточки-опоры | | | ||||
110 | Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2587e2 | карточки-опоры | | | ||||
111 | Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных. Практикум | 1 | | 1 | | карточки-опоры | | | ||||
112 | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258918 | | | | ||||
113 | Род несклоняемых имён существительных | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258bde | | | | ||||
114 | Морфологический анализ имени существительного | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258d28 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
115 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa258fe4 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
116 | Правописание суффиксов -ек-/-ик- имен существительных | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25939a | Работа в малых группах | | | ||||
117 | Правописание суффиксов -чик-/-щик- имен существительных | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259246 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
118 | Правописание О и Е (Ё) после шипящих и Ц в суффиксах имен существительных | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259110 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
119 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2595ca | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
120 | Правописание корней с чередованием а//о: -гар- — -гор-, -зар- — -зор- | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2598a4 | Работа в малых группах | | | ||||
121 | Правописание корней с чередованием а//о: -гар- — -гор-, -зар- — -зор-. Практикум | 1 | | 1 | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
122 | Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож--раст- — -ращ- — -рос | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25976e | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
123 | Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож--раст- — -ращ- — -рос. Практикум | 1 | | 1 | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
124 | Правописание корней с чередованием -клан- — -клон-, -скак- — -скоч- | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2599d0 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
125 | Повторение и обобщение по теме "Имя существительное" | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
126 | Контрольная работа по теме "Имя существительное" | 1 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259afc | карточки-опоры | | | ||||
127 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa259c1e | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
128 | Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного | 1 | | | | карточки-опоры | | | ||||
129 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a114 | карточки-опоры | | | ||||
130 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имен прилагательных | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25abe6 | карточки-опоры | | | ||||
131 | Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a27c | карточки-опоры | | | ||||
132 | Краткие прилагательные. Их синтаксические функции | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
133 | Морфологический анализ имен прилагательных | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25a5ce | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
134 | Сочинение-описание картины | 1 |
| 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b1b8 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
135 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ad6c | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
136 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных. Практикум | 1 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25aede | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
137 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b046 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
138 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | | карточки-опоры | | | ||||
139 | Повторение по теме «Имя прилагательное». Практикум | 1 | | 1 | | карточки-опоры | | | ||||
140 | Контрольная работа по теме "Имя прилагательное" | 1 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b398 | карточки-опоры | | | ||||
141 | Глагол как часть речи | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b514 | | | | ||||
142 | Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи | 1 | | | | | | | ||||
143 | Инфинитив и его грамматические свойства | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b686 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
144 | Основа инфинитива, основа настоящего (будущего простого) времени глагола | 1 | | | | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
145 | Глаголы совершенного и несовершенного вида | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b7ee | Работа в малых группах | | | ||||
146 | Глаголы совершенного и несовершенного вида (практикум) | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25b960 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
147 | Глаголы возвратные и невозвратные | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25bb9a | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
148 | Сочинение на тему | 1 | 1 | | | Карточки-опоры | | | ||||
149 | Изменение глаголов по временам | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25c1ee | Карточки-опоры | | | ||||
150 | Настоящее время: значение, образование, употребление | 1 | | | | Карточки-опоры | | | ||||
151 | Изменение глаголов по лицам и числам | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25c98c | Карточки-опоры | | | ||||
152 | Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25cb58 | Карточки-опоры | | | ||||
153 | Изменение глаголов по лицам и числам. Типы спряжения глагола (обобщение) | 1 | | | | Карточки-опоры | | | ||||
154 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ccd4 | Карточки-опоры | | | ||||
155 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Практикум | 1 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25ce32 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
156 | Правописание мягкого знака (Ь) в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа после шипящих | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d44a | Работа в малых группах | | | ||||
157 | Морфологический анализ глагола | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d116 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
158 | Правописание корней с чередованием е//и | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e0ca | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
159 | Правописание корней с чередованием е//и. Практикум | 1 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e228 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
160 | Обобщение по теме: "Правописание корней с чередованием е // и" | 1 | | | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
161 | Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25d90e | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
162 | Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола. Практикум | 1 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25db02 | карточки-опоры | | | ||||
163 | Слитное и раздельное написание не с глаголами | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25dc74 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
164 | Повторение по теме «Глагол». Проверочная работа | 1 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25e430 | карточки-опоры | | | ||||
165 | Работа над ошибками, анализ работы | 1 | | | | карточки-опоры | | | ||||
166 | Итоговая контрольная работа за курс 5 класса | 1 | 1 | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261608 | карточки-опоры | | | ||||
167 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2610f4 | карточки-опоры | | | ||||
168 | Повторение. Лексикология. Культура речи | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa261284 | Выполнение заданий базового уровня, объём уменьшен на 1/3 | | | ||||
169 | Повторение. Морфология. Культура речи | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2614e6 | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
170 | Повторение. Синтаксис. Культура речи | 1 | | | | Индивидуальная помощь учителя | | | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 11 | 25 | | | Индивидуальная помощь учителя |
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебного курса:
Формы и средства контроля:
Текущий контроль может осуществлять как в письменной форме, так и в устной форме. Проверка только одного определенного умения (например, проверка слабых позиций способом изменения формы слова, грамотное написание слов с непроверяемым написанием). Предпочтительнее письменная форма контроля в виде теста, кратких ответов, устную форму контроля лучше проводить индивидуально, например, на коррекционно-развивающих занятиях.
Тематический контроль предполагает в основном письменную форму. Для тематических проверок выбираются ключевые вопросы программы.
Промежуточный контроль проводится в конце 1 полугодия и в конце учебного года.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (содержит письмо под диктовку и грамматическое задание). Для всех видов контроля возможно использование тестовых заданий с выбором правильного ответа. С целью мониторинга освоения программного материала в программе предусмотрены диагностические работы «на входе» в тему и «на выходе».
Оценке знаний, умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подлежат только задания базового уровня программного материала. Все проверочные работы оцениваются с учётом следующих критериев:
Уровень | % показатель | Балльный показатель |
Высокий (максимальный) | 85 – 100% | «5» |
Выше среднего (повышенный) | 65 – 84% | «4» |
Средний (базовый) | 40 – 64% | «3» |
Ниже среднего (формальный) | менее 40% | «2» |
Для определения качества освоения программного материала базового уровня (контрольная работа за год и промежуточная аттестация) используются: контрольная работа; тестовая работа; зачётная работа.
При оценке качества освоения программного материала базового уровня в контрольных работах (апрель) и при промежуточной аттестации (проводится в соответствии с приказом директора школы) руководствуются следующими критериями:
Уровень | % показатель | Балльный показатель |
Высокий (максимальный) | 96 – 100% | «5» |
Выше среднего (повышенный) | 80 – 95% | «4» |
Средний (базовый) | 50 – 79% | «3» |
Ниже среднего (формальный) | менее 50% | «2» |
Критерии оценки контрольного диктанта: | ||
Уровень | Отметка | Критерии |
Высокий, 96-100% | «5» | работа написана аккуратно; допускается одна негрубая ошибка или 1-2 дисграфических ошибок. |
Выше среднего, 80-95% | «4» | работа выполнена аккуратно; допущено не более 2 орфографических, 1-2 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок. |
Средний, 50-79% | «3» | работа выполнена небрежно, не выделена красная строка; допущено или 3-5 орфографических и 3-4 дисграфических ошибки, или 3 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 1-2 пунктуационная и 2-3 дисграфических ошибки. |
Ниже среднего, менее 50% | «2» | - в работе допущено 6 орфографических, 6 и более дисграфических ошибок. |
Классификация ошибок: | |
Негрубые ошибки | исключения из правил; повтор одной и той же буквы; перенос слова; единичный пропуск буквы на конце слова; отсутствие «!» и/или «?» за негрубую ошибку, если следующее предложение начато с заглавной буквы; |
Однотипные ошибки | - 3 негрубые ошибки приравниваются к 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. |
За 1 ошибку считаются | при 5 исправлениях оценка снижается на 1 балл; при выставлении отметки все однотипные ошибки (ошибки на одно орфографическое правило) приравниваются к одной орфографической ошибке; |
| однотипные дисграфические ошибки приравниваются к 1 дисграфической ошибке; две пунктуационные ошибки с применением разных знаков препинания. |
За ошибку в диктанте не считаются | ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске); - отсутствие точки в конце предложений, если следующее предложение начато с заглавной буквы. отсутствие точки в конце последнего предложения; единичный случай замены одного слова без искажения смысла. |
При оценке работ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья следует принимать во внимание специфические ошибки.
Вид речевого нарушения | Дисграфические ошибки |
Несформированность фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза | пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка); перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал), «натуспила» (наступила); недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли); наращивание слова лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква); искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька); слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене); неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»; замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы); - нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь), «лублу» (люблю). |
Несформированность кинетической и динамической стороны двигательного акта | - смешения букв по кинетическому сходству – о-а «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у «прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч» (ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка). |
Несформированность лексико-грамматической стороны речи | аграмматизмы – «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья». «Пять желтеньки спиленачки») пять желтеньких цыплят); слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяля», «у читель». |
При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:
Уровень | Отметка | Критерии |
Высокий, 96-100% | «5» | демонстрирует осознанное усвоение определений и правил; безошибочно выполнены все задания, умеет самостоятельно применять знания на практике. |
Выше среднего, 80-95% | «4» | демонстрирует осознанное усвоение правил; применяет свои знания в ходе разбора слов и предложений; правильно выполнено не менее 3/4 заданий. |
Средний, 50-79% | «3» | демонстрирует усвоение определенной части изученного материала, в работе правильно выполнено не менее 1/2 заданий. |
Ниже среднего, менее 50% | «2» | демонстрирует плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий |
Оценка изложений и сочинений: При проверке творческих работ по русскому языку во 2-3 классах выводится одна общая оценка с учётом всех критериев, указанных ниже. В 4 классе, учитывая достаточный объём изложений, сочинений, разнообразие лексического, синтаксического и речевого оформления мыслей, работы по развитию речи оцениваются двумя отметками: одна ставится за содержание и речевое оформление, другая – за грамотность.
Критерии оценки за грамотность остаются такими же, как при оценке диктанта.
При оценке содержания речевого оформления учитывается следующее:
Оценка | Критерии оценки содержания и речевого оформления |
«5»
| правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (допустимо использование опорных слов, плана текста, схем/рисунков); отсутствие фактических ошибок; богатство словаря; правильное речевое оформление; допускается 1-2 речевой неточности. |
«4»
| правильно, достаточно полно передан авторский текст (изложение); раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложений мыслей, отдельные фактические и речевые неточности (допустимо использование опорных слов, плана текста, схем/рисунков); допускается не более 4 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и построении текста. |
«3» | в работе допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонения от темы несмотря на использование опорных слов, плана текста, схем/рисунков; в главном тема достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложений мыслей, в построении 2-3 предложений; беден словарь, имеются речевые неточности; допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста. |
«2» | - работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), либо совсем не передан авторский текст |
| (изложение), не раскрыта тема; допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей; во всех частях работы отсутствуют связи между ними, крайне беден словарь; в целом в работе допущено более 7 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста. |
Промежуточная аттестация: тест + контрольный диктант (критерии см. выше).
Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками по тесту:
Уровни | Проценты | Отметка |
высокий | 96-100% | 5 |
выше среднего | 75-95% | 4 |
средний | 50-74% | 3 |
ниже среднего | меньше 50% | 2 |
30