Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся (вариант 2) по предмету «Адаптивная физкультура» (5 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия «Аскизская школа-интернат»
Рекомендована: Утверждена:
методическим объединением Приказом №______
коррекционно-развивающего объединения ГБОУ РХ «Аскизская
Протокол №____________ школа-интернат»
от «___»___________2020г. «___»________2020г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся (вариант 2) по предмету «Адаптивная физкультура» для обучающейся 5 класса
Составитель: учитель
высшей категории
Чебодаев Э.А.
Адаптивная физкультура
Пояснительная записка.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает раздел: «Физическая подготовка»
Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.
Содержание
В учебном плане на предмет отведен 1 час в неделю, 34 часа в год.
Физическая подготовка.
Перечень возможных задач.
1) Построения и перестроения.
Формирование умения:
• принимать исходное положение для построения и перестроения
• строиться в колонну, шеренгу
• перестраиваться из шеренги в круг
• выполнять размыкание
• выполнять повороты на месте
• ходить в колонне
• бегать в колонне
2) Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
1.Дыхательные упражнения.
Формирование умения выполнять произвольный вдох и выдох
2.Общеразвивающие упражнения.
Формирование умения:
• поочередно и одновременно сгибать и разгибать пальцы
• противопоставлять первый палец остальным на руке, пальцы одной руки пальцам другой руки
• одновременно сгибать в кулак пальцы одной руки и разгибать на пальцы другой руки
• выполнять круговые движения кистью
• сгибать фаланги пальцев
• выполнять одновременные и поочередные движения руками
• выполнять круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»
• выполнять движения плечами
• выполнять движения головой
• поднимать голову в положении «лежа на животе»
• выполнять наклоны туловища
• выполнять повороты туловища
• выполнять круговые движения прямыми руками
• выполнять наклоны туловища в сочетании с поворотами
• стоять на коленях
• ходить, высоко поднимая колени
• ходить, поднимая прямые ноги
• выполнять движения стопами
• приседать
• ползать на четвереньках
• выполнять поочередные и одновременные движения ногами: поднимание и отведение прямых и согнутых ног, круговые движения
• переходить из положения «лежа» в положение «сидя» и наоборот
• ходить по доске, лежащей на полу
• ходить по гимнастической скамейке
• стоять у вертикальной плоскости в правильной осанке
• выполнять движения руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости
• отходить от стены на несколько шагов, сохраняя правильную осанку
3.Ходьба и бег.
Формирование умения ходить, держа руки за спиной, на поясе, на голове, в стороны
Формирование умения выполнять движения руками при ходьбе Формирование умения ходить:
• ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе
• в умеренном, медленном и быстром темпе
• ходить с изменением темпа и направления движения Формириование умения бегать:
• в умеренном, медленном и быстром темпе
• бегать с изменением темпа и направления движения
Формирование умения преодолевать препятствия при ходьбе и беге Формирование умения бегать, высоко поднимая бедро, захлестывая голень назад, приставным шагом
4.Прыжки.
Формирование умения прыгать:
• на двух ногах
• на одной ноге
Формирование умения перепрыгивать с одной ноги на другую Формирование умения прыгать:
• в длину
• в высоту
• в глубину
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Обучающаяся Сагалакова Амалия Леонидовна 12.10.2008 г.р. по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлены особенности, свойственные детям с умеренной умственной отсталостью, обусловленной болезнью Дауна, с расстройством поведения. Врожденный гипотиреоз. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения (воспитания), образовательная программа: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Разработка специальной индивидуальной программы развития.
Учебно-методическое пособие:
1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Сб. 1 .-М.: Гуманит. Издцентр ВЛАДОС, 2000-224с.
2. Учебное пособие: «Физическая культура во вспомогательной школе» под редакцией Е.С.Черника, М: 1997г.
3. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» под редакцией В.В.Воронковой, М, «Школа-пресс» Л 994г.
4. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития (легкая атлетика): Учебно-методическое пособие/ Н.О.Рубцова, В.И.Ильин (Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации, подпрограмма «Дети-инвалиды» Федеральной целевой программы «Дети России», РГУФК). -М.,2004.-152с.
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), принята решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Содержание |
Базовые учебные действия |
Область жизненных компетенций |
Общеразвивающие и корригирующие упражнения |
|||||||
1 |
Формирование умения выполнять произвольный вдох и выдох. |
1 |
04.09. |
. |
Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). |
Учить выполнять дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет, по инструкции. |
Выполнение дыхательных упражнений по образцу. |
2 |
Формирование умения одновременно сгибать и разгибать пальцы |
1 |
11.09. |
|
Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание)пальцев. |
Учить сгибать все пальцы одновременно. |
Обращается внимание на противопоставление большого пальца на руке всем остальным, на полное раскрывание ладони. |
3
|
Формирование умения поставлять первый палец остальным на руке, пальцы одной руки, пальцам другой руки. |
1 |
18.09. |
|
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двум рукам), пальцы одной руки пальцам другой поочередно (одновременно). |
Учить отводить пальцы одной руки. |
Обращается внимание на противопоставление большого пальца на руке всем остальным, на полное раскрывание ладони. |
222 |
Формирование умения одновременно сгибать в кулак пальцы одной руки и разгибать пальцы на другой руке. |
1 |
25.09. |
|
Сгибание пальцев кулак на одной руке, с одновременным разгибанием на другой руке. |
Учить сгибать и разгибать пальцы в кулак. |
Упражнения выполняются с контролем зрения. |
5 |
Формирование умения выполнять круговые движения кистью |
1 |
02.10. |
|
Круговые движения кистью. |
Учить выполнять круговые движения кистью. |
Для выполнения движения руки сжаты в кулак. |
6 |
Формирование умения сгибать фаланги пальцев. |
1 |
09.10. |
|
Сгибание фаланги пальцев. |
Учить сгибать фаланги пальцев. |
Имитировать движения животных: кошка точит когти. |
7 |
Формирование умения выполнять одновременные и поочередные движения руками. |
1 |
16.10. |
|
Одновременное (поочередное) движение руками в исходных положениях. |
Учить выполнять одновременные движения руками. |
Во всех направлениях выполняются одновременные и поочередные движения рук. |
8 |
Формирование умения выполнять движения плечами. |
1 |
23.10. |
|
Движение плечами вперед (назад, вверх, вниз). |
Учить выполнять движения плечами. |
Закрепление навыков ориентации в пространстве. |
9 |
Формирование умения выполнять движения головой. |
1 |
30.10. |
|
Движения головой: наклоны вперед, назад. |
Учить выполнять наклоны головой. |
Закрепление навыков ориентации в пространстве. |
10 |
Формирование умения поднимать голову в положении «лёжа на животе». |
1 |
13.11. |
|
Поднимание головы в положении «лёжа на животе». |
Учить поднимать голову в положении «лёжа на животе». |
Выполнять упражнения с опорой на руки, затем без опоры. |
11 |
Формирование умения выполнять наклоны туловища. |
1 |
20.11. |
|
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). |
Учить выполнять наклоны туловища. |
Закрепление навыков ориентации в пространстве. |
12 |
Формирование умения выполнять повороты туловища. |
1 |
27.11. |
|
Повороты туловища вправо, влево. |
Учить выполнять повороты туловища. |
Закрепление навыков ориентации в пространстве |
13 |
Формирование умения выполнять наклоны туловища в сочетании с поворотами. |
1 |
04.12. |
|
Наклоны туловища в сочетании с поворотами. |
Учить выполнять наклоны туловища в сочетании с поворотами. |
Ориентироваться в пространстве. |
14 |
Формирование умения стоять на коленях. |
1 |
11.12. |
|
Стояние на коленях. |
Учить стоять на коленях любым удобным способом. |
Обращается внимание на сохранение равновесия и удержание заданной позы (не садиться на пятки). |
15 |
Формирование умения ходить высоко поднимая колени. |
1 |
18.12. |
|
Ходьба с высоко подниманием колен. |
Учить выполнять хлопки в ладони под поднятым коленом. |
Обращается внимание на удержание равновесия. |
16 |
Формирование умения ходить поднимая прямые ноги. |
1 |
25.12. |
|
Ходьба с подниманием прямых ног. |
Учить выполнять хлопки в ладони под поднятой прямой ногой. |
Обращается внимание на удержание равновесия. |
17 |
Формирование умения выполнять движение стопами. |
1 |
15.01. |
|
Движение стопами: поднимание опускание, наклоны, круговые движения. |
Учить выполнять движения стопами. |
Обращается внимание на удержание равновесия. |
18 |
Формирование умения приседать. |
1 |
22.01. |
|
Приседание. |
Учить приседать с опорой и без. |
Формируемые понятия: гимнастическая лестница. |
19 |
Формирование умения ползать на четвереньках. |
1 |
29.01. |
|
Ползание на четвереньках. |
Учить ползать на четвереньках. |
Использование досок на колесиках. |
20 |
Формирование умения выполнять поочередные и одновременные движения ногами. |
1 |
05.02. |
|
Поочередное (одновременное)движение ногами. |
Учить выполнять движения ногами. |
Выполнение движений «лежа на спине», «лежа на спине». |
21 |
Формирование умения ходить по доске, лежащей на полу. |
1 |
12.02. |
|
Ходьба по доске, лежащей на полу. |
Учить ходить по доске, лежащей на полу. |
Смотреть на поверхность, по которой идет, не заступать за края поверхности. |
22 |
Формирование умения ходить по гимнастической скамейке. |
1 |
19.02. |
|
Ходьба по гимнастической поверхности. |
Учить ходить по гимнастической скамейке. |
Закрепление умения держать равновесие. |
23 |
Формирование умения стоять у вертикальной поверхности в правильной осанке. |
1 |
26.02. |
|
Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. |
Учить стоять у вертикальной плоскости в правильной осанке. |
Сохранение правильной осанки. |
24 |
Формирование умения выполнять движения руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости. |
1 |
05.03. |
|
Движениями руками и ногами у вертикальной плоскости. |
Учить выполнять движения, сохраняя правильную осанку. |
Сохранение правильной осанки. |
25 |
Формирование умения отходить от стены на несколько шагов, сохраняя правильную осанку. |
1 |
12.03. |
|
Отход от стены с сохранением правильной осанки. |
Учить отходить от стены на 2-3 шага. |
Сохранение правильной осанки. |
26 |
Формирование умения ходьбе с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. |
1
|
19.03. |
|
Ходьба по спортивному залу с удержанием рук за спиной, на поясе, на голове, в стороны. Различные движения руками при ходьбе. |
Учить ходьбе по залу с различными движениями рук. |
Сохранение правильной осанки. |
27 |
Формирование умения ходьбе ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. |
1 |
02.04. |
|
Ходьба по спортивному залу в различном направлении на носках, на пятках, высоко поднимая бедро, приставным шагом, широким шагом в полуприседе, в приседе. |
Учить ходьбе на носках, на пятках, высоко поднимая бедро, приставном шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе |
Сохранение правильной осанки, закрепление умения держать равновесие. |
28 |
Формирование умения ходьбе в умеренном (медленном, быстром) темпе |
1 |
09.04. |
|
Ходьба по спортивному залу в умеренном, медленном и быстром темпе |
Учить ходьбе в умеренном, медленном и быстром темпе |
Сохранение правильной осанки и темпа ходьбы |
29 |
Формирование умения бегу в умеренном (медленном, быстром) темпе. |
1 |
16.04. |
|
Бег по спортивной площадке в умеренном, медленном и быстром темпе |
Учить правильному бегу в умеренном, медленном и быстром темпе |
Сохранение правильной осанки, бег на носках, руки согнуты в локтях, руки сжаты в кулак, дыхание через нос. |
|
Формирование умения преодолению препятствий при ходьбе (беге). |
1 |
23.04. |
|
Ходьбы через мячи, бег через гимнастические палки |
Учить ходьбе и бегу через препятствия |
Закрепление умения держать равновесие. |
30 |
Формирование умения бегу с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).
|
1 |
30.04. |
|
Бег на спортивной площадке на небольшой территории с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени, приставном шагом. |
Учить бегу с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени, приставном шагом |
Сохранение правильно осанки. |
31 |
Формирование умению прыжку на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). |
1 |
07.05. |
|
Прыжки на спортивной площадке на месте с поворотом с различными движениями рук. |
Учить правильному прыжку на носках с мягким приземлением. |
Закрепление умения держать равновесие. |
32 |
Формирование умению перепрыгиванию с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. |
1 |
14.05. |
|
Прыжки на спортивной площадке с одной ноги на другую на месте и в движении |
Учить мягкому плавному приземлению с одной ноги на другую |
Закрепление умения держать равновесие. |
33 |
Прыжки в длину с места, с разбега. |
1 |
21.05. |
|
Прыжки на прыжковой яме с места и с разбега 3-4 шагов |
Учить правильному толчку и приземлению, правильному разбегу и приземлению |
Закрепление навыков ориентации в пространстве. |
34 |
Прыжки в высоту, глубину. |
1 |
28.05. |
|
Прыжки через веревку на маты толчком одной ноги, прыжки с гимнастической скамейки на маты с двух ног. |
Учить правильному толчку на одной ноге при прыжках в высоту и мягкому приземлению. Учить прыжку на двух ногах и мягкому приземлению. При прыжке в глубину |
Закрепление навыков ориентации в пространстве, сохранения равновесия при приземлении. |