Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» (1–4 класс)
Адаптированная рабочая программа
по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
1 (доп) – 4 классы (вариант 2)
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Устав Учреждения.
Адаптированная основная общеобразовательная программа, разработанная на основе ФГОС УО для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дети с умеренной и тяжелой формами интеллектуального недоразвития имеют грубое системное недоразвитие речи и представляют собой полиморфный контингент. Людмилой Михайловной Шипициной выделено было три уровня развития речи:
- «безречевые» дети;
- дети, пользующиеся лепетными словами и словосочетаниями;
- дети, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь.
Все чаще в составе классов коррекционных школ обнаруживается группа «безречевых» детей:
- дети с полным отсутствием голосовой активности;
- дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность;
- дети способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.
Но, не смотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности:
- отсутствие мотивации к общению;
- неумение ориентироваться в ситуации;
- разлаженность в поведении;
- негибкость в контактах;
- повышенная эмоциональная истощаемость.
Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Таким образом, речь детей не обеспечивает в полной форме «коммуникативную» функцию. А как писала Людмила Михайловна Шипицина: «люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Они чаще всего лишены возможности предъявить свои требования. Опасно, если человек к этому привыкнет. Ребенок, подросток, а затем и взрослый человек или превратиться в покорного, послушного человека, не способного реализовать ни одного из своих желаний, не верящего в себя, в свою ценность и значимость, или стать агрессивным – от того, что его не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора».
Одним из способов развития «коммуникативной» функции у детей с умеренной и тяжелой формами интеллектуального недоразвития являются невербальные средства коммуникации. Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся до словесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей.
Работа с безречевыми детьми проводится с учетом следующих дидактических принципов:
-комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);
-максимальной опоры на различные анализаторы;
-опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
-поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;
-учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
-усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.
Цель программы по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»: создание оптимальных, наиболее благоприятных условий для формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, а также расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Основные задачи программы по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»:
1) Учить овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
2) Научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3) Коррекция и развитие познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, артикуляционной и мелкой моторики.
Сопровождение учащихся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью каждого года обучения осуществляется по этапам.
Этапы работы (подготовительный, коррекционный, заключительный).
На подготовительном этапе проводится обследование учащихся, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка.
На коррекционном этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.
На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.
Направления работы:
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Задачи:
расширить рамки коммуникации с окружающими;
дать представления о невербальных средствах коммуникации;
развить невербальные компоненты коммуникации.
Приемы:
развитие понимания жестов и выразительных движений;
моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на и тд.);
развитие мимики и жеста;
учить понимать и пользоваться пиктограммами, сигнальными карточками, картинками, рисунками.
Развитие слухового восприятия.
Задачи:
расширить рамки слухового восприятия;
развить слуховые функции;
сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.
Приемы:
привлечение внимания к звучащему предмету;
различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;
реагирование на громкость звучания;
развитие подражания неречевым и речевым звукам;
различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Задачи:
Развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;
формировать представления о схемах лица и тела;
развить подвижность речевой мускулатуры;
обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.
Приемы:
массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
активизация пассивных и активных движений рук;
артикуляционная и мимическая гимнастика;
Развитие функции голоса и речевого дыхания.
Задачи:
формировать навыки и умения правильного пользования речевым дыханием;
активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Приемы:
развитие произвольного речевого вдоха;
различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха;
упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и] и тд..
Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Задачи:
развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.
Приемы:
узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда,
животные, люди);
показ картинок с изображением предметов, относящихся к
определённым категориям, различающимся по признакам;
автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);
выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;
побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;
активизация потребности в речевых высказываниях;
развитие речевого подражания.
На заключительном этапе после проведенной работы осуществляется диагностика обще учебных навыков и коммуникативных способностей.
В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность, ученики становятся, более открыты для общения, комплексный подход позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими учениками, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приемов. Формироваться правильное эмоциональное состояние без речевого ребенка. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Данное сопровождение учащихся с тяжелыми нарушениями речи позволит улучшить их социальную адаптацию, дать возможность для дальнейшего развития ребенка и компенсации нарушений.
На уроках используются: карточки, иллюстрации, рисунки, модели, схемы, дидактические пособия, символы, пиктограммы, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации, обучающие фильмы), коммуникативные таблицы и тетради для общения, сюжетные картинки различной тематики для развития речи, мелодии для пропевания звуков, зеркала.
Дидактические игры «Послушный карандаш», «Обведи по точкам», «Нарисуй дорожку», «Узоры для раскрашивания», «Услышь звук», «Связь жеста и слова», «Связь слова и мимики», «Свиязь слова и действия», «Повтори за мной», «Делай так», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Кто больше запомнит или увидит», «Четвёртый лишний», «Угадай, чей голос», «Шумовые коробочки», «Найди общее», «В чём различия?», «Объедини предметы», «Разложи по группам», «Весёлые картинки», «Покажи карточку, если ты согласен», «Подними нужный символ», «Угадай жест», «Подними нужную карточку», «Делай как я» и др.
Занятия проводятся во вторую половину дня, продолжительность занятий 15— 20 минут.
Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (2 часа в неделю).
В соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Ожидаемые результаты освоения программы.
У обучающихся будут сформированы:
1. Потребность в коммуникации.
2. Способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов.
3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом;
использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;
использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления
природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Основные требования к умениям учащихся.
Обучающиеся должны уметь:
- понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и
графических изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;
- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, символы, коммуникативные тетради;
- использовать вербальные средства общения (слово);
- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;
-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);
- выполнять задания по словесной инструкции учителя;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании
- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- выполнять развивающие упражнения для рук;
- выполнять графические упражнения.
Содержание тем учебного курса
1 (доп) класс
Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся.
Обследование импрессивной речи.
Обследование экспрессивной речи.
Обследование графомоторных навыков.
Обследование внимания, восприятия.
Понятие «Да»
Связь указательного жеста, карточек со словом: форма согласия «ДА!»
Понятие «Нет»
Связь указательного жеста, карточек со словом: форма отрицания «НЕТ!»
Понятие «Не знаю»
Связь указательного жеста со словом: форма сомнения «НЕ ЗНАЮ!»
Понятие «Здравствуйте»
Связь указательного жеста со словом: форма приветствия «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
Понятие «До свидания»
Связь указательного жеста со словом: форма прощания «ДО СВИДАНИЕ!»
Понятие «На»
Знакомство с понятием: «На»
Понятие «Дайте, пожалуйста»
Связь указательного жеста со словом: форма просьбы «ДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!»
Понятие «Возьмите, пожалуйста»
Связь указательного жеста со словом: форма отдачи «ВОЗЬМИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!»
Понятие «Спасибо»
Выражение благодарности «Спасибо», жестом, словом.
Импрессивная речь
Выполнение простых инструкций: «Подойди ко мне»; «Посмотри на меня» и т.д.
Выполнение простых инструкций: «Покажи игрушку». Выполнение действий по образцу: с игрушкой, на примере предметных картинок
Взаимодействие детей: «Игры рядом»
Имитация элементарных артикуляционных движений.
Семья «Показ близких, детей, кукол».
Семья «Работа над словами: дай, на, где, еще».
Я – ребенок. Овладение невербальными средствами коммуникации; понимание графического изображения.
Части тела и лица. «Лицо мое и соседа».
Части тела и лица. «Тело мое и соседа»
Отождествление человека с именем. Отзывание на свое имя.
Эмоции и мимика
Мимика – как средство общения.
Положительные эмоции «Смех и радость»
Эмоции «Слезы - грусть»
«Удивление»
Отрицательные эмоции «Злость»
«Страх»
Экспрессивная речь.
Подражательно-речевая деятельность в форме любых звуков, проявлений (кап-кап, тук-тук, у-у-у и т.д.).
Развитие экспрессивной речи. Подражание крикам животных.
Подражание музыкальным инструментам.
Подражание транспортным шумам.
Соотношение звуков с реальными предметами.
Формирование зрительной линейной памяти.
Формирование зрительной линейной памяти.
Предметы игрушки.
Предметные картинки.
Цветовой материал.
Контурные изображения.
Коммуникация с помощью вербальных и невербальных средств.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».
«Корова, лошадь».
«Кошка, собака».
Настольный театр «Кто в домике живет»
Звукоподражание. Имитация движений
Дидактическая игра «Угадай по звуку»
Дидактическая игра «Строители»
Коммуникативное взаимодействие по теме: «Транспорт. ПДД». Легковой.
«Транспорт. ПДД». Грузовой.
Коммуникативное взаимодействие, инсценирование сказки «Теремок»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Овощи».
«Одежда».
«Головные уборы».
Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы.
Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Фрукты».
Знакомство со словами-названиями - действиями, которые находятся в близком окружении (на улице). «Чтение» изображений. Жест «нет», «не хочу», «не буду».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Мебель». Жест – сядь, встань.
Коммуникативное взаимодействие игра «Лото»
«Посуда». Д/игра «Напоим гостя чаем».
Д/игра «Сложи картинку».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Обувь».
«Продукты».
«Домашние птицы».
«Дикие птицы»
«Дикие животные»
Инсценировка сказки «Три медведя»
Коммуникативное взаимодействие, по сказке «Семеро козлят».
Обследование
Обследование речи: понимание обращённой речи, внятность речи, лексический строй речи.
Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, артикуляционная моторика; мимика.
Учебно-тематический план
№ | Кол-во часов | Тема |
| 6 | Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся. |
| 1 | Понятие «Да» |
| 1 | Понятие «Нет» |
| 1 | Понятие «Не знаю» |
| 1 | Понятие «Здравствуйте» |
| 1 | Понятие «До свидания» |
| 1 | Понятие «На» |
| 1 | Понятие «Дайте, пожалуйста» |
| 1 | Понятие «Возьмите, пожалуйста» |
| 1 | Понятие «Спасибо» |
| 10 | Импрессивная речь |
| 6 | Эмоции и мимика |
| 5 | Экспрессивная речь. |
| 4 | Формирование зрительной линейной памяти. |
| 29 | Коммуникация с помощью вербальных и невербальных средств. |
Всего | 68 | |
Содержание тем учебного курса
1 класс
Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся.
Обследование импрессивной речи.
Обследование экспрессивной речи.
Обследование графомоторных навыков.
Обследование внимания, восприятия.
Понятие «Да»
Связь указательного жеста, карточек со словом: форма согласия «ДА!»
Понятие «Нет»
Связь указательного жеста, карточек со словом: форма отрицания «НЕТ!»
Понятие «Не знаю»
Связь указательного жеста со словом: форма сомнения «НЕ ЗНАЮ!»
Понятие «Здравствуйте»
Связь указательного жеста со словом: форма приветствия «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
Понятие «До свидания»
Связь указательного жеста со словом: форма прощания «ДО СВИДАНИЕ!»
Понятие «На»
Знакомство с понятием: «На»
Понятие «Дайте, пожалуйста»
Связь указательного жеста со словом: форма просьбы «ДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!»
Понятие «Возьмите, пожалуйста»
Связь указательного жеста со словом: форма отдачи «ВОЗЬМИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!»
Понятие «Спасибо»
Выражение благодарности «Спасибо», жестом, словом.
Импрессивная речь
Выполнение простых инструкций: «Подойди ко мне»; «Посмотри на меня» и т.д.
Выполнение простых инструкций: «Покажи игрушку». Выполнение действий по образцу: с игрушкой, на примере предметных картинок
Взаимодействие детей: «Игры рядом»
Имитация элементарных артикуляционных движений.
Семья «Показ близких, детей, кукол».
Семья «Работа над словами: дай, на, где, еще».
Я – ребенок. Овладение невербальными средствами коммуникации; понимание графического изображения.
Части тела и лица. «Лицо мое и соседа».
Части тела и лица. «Тело мое и соседа»
Отождествление человека с именем. Отзывание на свое имя.
Эмоции и мимика
Мимика – как средство общения.
Положительные эмоции «Смех и радость»
Эмоции «Слезы - грусть»
«Удивление»
Отрицательные эмоции «Злость»
«Страх»
Экспрессивная речь.
Подражательно-речевая деятельность в форме любых звуков, проявлений (кап-кап, тук-тук, у-у-у и т.д.).
Развитие экспрессивной речи. Подражание крикам животных.
Подражание музыкальным инструментам.
Подражание транспортным шумам.
Соотношение звуков с реальными предметами.
Формирование зрительной линейной памяти.
Формирование зрительной линейной памяти.
Предметы игрушки.
Предметные картинки.
Цветовой материал.
Контурные изображения.
Коммуникация с помощью вербальных и невербальных средств.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».
«Корова, лошадь».
«Кошка, собака».
Настольный театр «Кто в домике живет»
Звукоподражание. Имитация движений
Дидактическая игра «Угадай по звуку»
Дидактическая игра «Строители»
Коммуникативное взаимодействие по теме: «Транспорт. ПДД». Легковой.
«Транспорт. ПДД». Грузовой.
Коммуникативное взаимодействие, инсценирование сказки «Теремок»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Овощи».
«Одежда».
«Головные уборы».
Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы.
Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Фрукты».
Знакомство со словами-названиями - действиями, которые находятся в близком окружении (на улице). «Чтение» изображений. Жест «нет», «не хочу», «не буду».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Мебель». Жест – сядь, встань.
Коммуникативное взаимодействие игра «Лото»
«Посуда». Д/игра «Напоим гостя чаем».
Д/игра «Сложи картинку».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Обувь».
«Продукты».
«Домашние птицы».
«Дикие птицы»
«Дикие животные»
Инсценировка сказки «Три медведя»
Коммуникативное взаимодействие, по сказке «Семеро козлят».
Обследование
Обследование речи: понимание обращённой речи, внятность речи, лексический строй речи.
Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, артикуляционная моторика; мимика.
Учебно-тематический план
№ | Кол-во часов | Тема |
1 | 6 | Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся. |
2 | 1 | Понятие «Да» |
3 | 1 | Понятие «Нет» |
4 | 1 | Понятие «Не знаю» |
5 | 1 | Понятие «Здравствуйте» |
6 | 1 | Понятие «До свидания» |
7 | 1 | Понятие «На» |
8 | 1 | Понятие «Дайте, пожалуйста» |
9 | 1 | Понятие «Возьмите, пожалуйста» |
10 | 1 | Понятие «Спасибо» |
11 | 10 | Импрессивная речь |
12 | 6 | Эмоции и мимика |
13 | 5 | Экспрессивная речь. |
14 | 4 | Формирование зрительной линейной памяти. |
15 | 29 | Коммуникация с помощью вербальных и невербальных средств. |
Всего | 68 | |
Содержание тем учебного курса
2 класс
Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся.
Обследование импрессивной речи.
Обследование экспрессивной речи.
Обследование графомоторных навыков.
Обследование внимания, восприятия.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя семья».
Реагирование на обращение (смотреть в сторону говорящего, прислушиваться, устанавливать Зрительный контакт).
Разыгрывание ситуации приветствия, прощания «Кто к нам пришёл?».
Жест «приветствие», «прощание ». (Слова «Привет!», «Пока!»).
Жесты «тихо», «тишина», «дом».
Определение источника звука с опорой на практические действия (3-4 источника)
Формирование умения определять источник звука, распознавать речевые и неречевые звуки. Игра «Громко – тихо».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Наша школа».
Формирование различных форм общения с близкими людьми, педагогами, детьми: улыбаться, проявлять радость, визуальный контакт, протягивание рук при встрече, махать рукой при прощании.
Жест «дай», «на».
Жест и символ «зеркало». Пантомимы.
Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Простейшие словесные отчёты по выполненному поручению.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи».
Понимание речи взрослого. Слова-названия. Выполнение определенных действий, просьб, поручений. Штриховка.
Жест «да», «нет».
Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.
Жест «количество 1». Сказка « Курочка ряба».
Отождествление человека с именем. Отзывание на свое имя.
Понимание и соотнесение конкретного имени к определенному человеку в классе. Жест «я», «меня зовут».
«Жест количество 2». Дополнение недоговорённого предложения жестом, картинкой.
«Чтение» изображений по теме «Осень».
Жестовое обозначение понимания изображений на фотографиях, предметных картинках.
Жест «хочу», «не хочу».
Жест «одеваться».
Подбор к названному слову связанные с ним по смыслу слова, жесты, картинки: дождь-идёт. Сказка «Курочка ряба».
Знакомство с обозначениями на дверях туалета.
Обведение по контуру. Понимание названий предметов личной гигиены
«Чтение» иллюстраций. Жест «прощание».
Жест «салфетка», «чистый». «грязный».
Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом.
Игра-тгадывание «Что зайка делает?».
Развитие подражательно-речевой деятельности в форме любых звуков, проявлений (кап-кап, тук- тук, у-у-у и т.д.).
Имитация движений под музыку.
Жест «приветствие ».
Прослушивание и повторение звуков, шумов. Игра «Слушай и повторяй». Сказка «Репка».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».
«Чтение» изображений. Звукоподражание.
Имитация движений. Жест «дай», «на».
Жест, символ «корова», «собака», «кошка». Дополнение недоговорённого предложения жестом, символом, картинкой.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт. ПДД».
Разыгрывание ситуаций отрицания, утверждения. Общение жестом, мимикой, звукокомплексом «да», «нет».
Игра «Подбери машину мишке и зайке». Прослушивание и повторение сказки «Репка».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима».
«Чтение» по фотографиям, картинкам названий предметов и явлений: зима, снег, небо
Ж ест «хорошо», «отлично».
Жест и символ «окно».
Пантомимы Прослушивание и повторение стихотворения А.Барто «Мячик».
Игра «Соотнеси слово и картинку».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Птицы».
Чтение» изображений. Звукоподражание
Имитация движений. Прослушивание стихотворения.
Жест «дай»,«на».
«Жест количество 3,4,5.» Повторение сказки.
Создание практической игровой ситуации взаимодействия
Выражение вербально (невербально) просьбы и желания. Сообщение о своем состоянии («дай», «где болит»).
Жест и символ «блины», «бутерброд». Подбор к названному лову связанные с ним по смыслу слова, жесты, картинки: есть- бутерброд, блины.
Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы.
Прослушивание стихотворения «Мишка и шишка??».
Узнавание предметов по контуру.
Штриховка. Жест «возьму», «могу».
Жест и символ «телефон».
Игра «Где мишка?»- предлоги под, в. Повторение стихотворения.
Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений
Движения, обозначающие желание одеться, проситься в туалет и т.д
Жест «хочу», «буду», «надо».
Жест «одеться».
Дополнение недоговорённых предложений жестами, символами, картинками. Сказка «Колобок».
Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений
Движения, обозначающие желание есть, пить.
Выражение своего отношения, желания (хорошо, плохо, да, нет).
Жест и символ «нож», «яблоко».
Выделение в ряду слов условленное и при его произнесении выполнить действие. Игра Слушай и хлопай в ладоши».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна».
«Чтение» изображений. Жест «нет», «не хочу», «не буду».
Подбор к названному слову вязанные с ним по смыслу слова, жесты, картинки.
Жесты «Количество 1,2,3,4,5»
Знакомство со словами- названиями, действиями, которые находятся в близком окружении (на улице).
Повторение ПДД. Жест «не надо», «не могу».
Жест «телефон», «тихо», «тишина»
Игра Угадай, кто пришёл?». Повторение сказки.
Обследование обучающихся
Обследование речи: понимание обращённой речи, внятность речи, лексический строй речи.
Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, артикуляционная моторика; мимика.
Понимание и использование альтернативных средств коммуникации.
Учебно-тематический план
№ | Кол-во часов | Тема |
| 7 | Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся. |
| 5 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя семья». |
| 4 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Наша школа». |
| 4 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи». |
| 2 | Отождествление человека с именем. Отзывание на свое имя. |
| 4 | «Чтение» изображений по теме «Осень». |
| 5 | Знакомство с обозначениями на дверях туалета. |
| 3 | Развитие подражательно-речевой деятельности в форме любых звуков, проявлений (кап-кап, тук- тук, у-у-у и т.д.). |
| 3 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные». |
| 2 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт. ПДД». |
| 4 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Птицы». |
| 4 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Птицы». |
| 2 | Создание практической игровой ситуации взаимодействия |
| 5 | Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы. |
| 4 | Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений |
| 5 | Создание коммуникационных ситуаций с использованием имитационных движений |
| 3 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна». |
| 3 | Знакомство со словами- названиями, действиями, которые находятся в близком окружении (на улице). |
Всего | 69 | |
Содержание тем учебного курса
3 класс
Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся.
Обследование импрессивной речи.
Обследование экспрессивной речи.
Обследование графомоторных навыков.
Обследование внимания, восприятия.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Ближайшее окружение»
Жест и символ «Мама», «Папа»
Жест и символ «Дедушка», «Бабушка»
Жест и символ «Брат», «Сестра»
Жест и символ «Человек»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Развлечения на улице»
Жест и символ «Качели»
Жест и символ «Песок», «Песочница»
Жест и символ «Вода»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Животные»
Жест и символ «Медведь»
Жест и символ «Корова»
Жест и символ «Лошадь»
Жест и символ «Свинья»
Жест и символ «Коза»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Свойства объектов»
Жест и символ «Тёплый, горячий,
холодный»
Жест и символ «Чистый, грязный»
Жест и символ «Большой»
Жест и символ «Маленький»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Еда»
Жест и символ «Конфета»
Жест и символ «Шоколад»
Жест и символ «Мороженое»
Жест и символ «Чипсы»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Повседневные
действия»
Жест и символ «Бежать»
Жест и символ «Прыгать»
Жест и символ «Лазать»
Жест и символ «Ломать»
Жест и символ «Плавать»
Жест и символ «Сейчас»
Жест и символ «Извините»
Жест и символ «Ждать»
Жест и символ «Гулять»
Жест и символ «Играть»
Жест и символ «Качаться»
Жест и символ «Копать»
Жест и символ «Знать»
Сюжетно-ролевая игра
Коммуникативное взаимодействие по теме «Животные»
Жест и символ «Рыба»
Жест и символ «Утка»
Жест и символ «Курица»
Жест и символ «Петух»
Жест и символ «Мышь»
Сюжетно-ролевая игра
Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт»
Жест и символ «Корабль»
Жест и символ «Поезд»
Жест и символ «Самолёт»
Жест и символ «Велосипед»
Жест и символ «Трамвай»
Жест и символ «Троллейбус»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Движение на транспорте»
Жест и символ «Ехать»
Жест и символ «Ехать на лошади»
Жест и символ «Ехать на машине»
Жест и символ «Ехать на автобусе»
Жест и символ «Ехать на троллейбусе»
Жест и символ «Ехать на трамвае»
Жест и символ «Ехать на велосипеде»
Жест и символ «Куда?»
Сюжетно-ролевая игра
Коммуникативное взаимодействие по теме «Признаки принадлежности»
Жест и символ «Мой»
Жест и символ «Твой»
Жест и символ «У меня/тебя есть»
Сюжетно-ролевая игра
Жест и символ «Где?», «Что?»
Жест и символ «Здесь», «Там»
Обследование обучающихся
Обследование речи: понимание обращённой речи, внятность речи, лексический строй речи.
Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, артикуляционная моторика; мимика.
Понимание и использование альтернативных средств коммуникации.
Учебно-тематический план
№ | Кол-во часов | Тема |
| 7 | Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся. |
| 4 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Ближайшее окружение» |
| 3 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Развлечения на улице» |
| 5 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Животные» |
| 5 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Свойства объектов» |
| 4 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Еда» |
| 14 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Повседневные действия» |
| 6 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Животные» |
| 6 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Транспорт» |
| 9 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Движение на транспорте» |
| 4 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Признаки принадлежности» |
Всего | 68 | |
Содержание тем учебного курса
4 класс
Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся.
Обследование импрессивной речи.
Обследование экспрессивной речи.
Обследование графомоторных навыков.
Обследование внимания, восприятия.
Коммуникативное взаимодействие по теме «В школе»
Жест и символ «Школа»
Жест и символ «Учитель»
Жест и символ «Учить/Учиться»
Жест и символ «Читать»
Жест и символ «Писать»
Жест и символ «Думать»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Предметы и виды деятельности»
Жест и символ «Музыка»
Жест и символ «Петь»
Жест и символ «Танцевать»
Жест и символ «Рисовать»
Жест и символ «Ключ»
Жест и символ «Ручка»
Жест и символ «Карандаш»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Работа»
Жест и символ «Работа»
Жест и символ «Работать»
Жест и символ «Делать»
Жест и символ «Мастер»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Предметы и виды деятельности»
Жест и символ «Шкаф»
Жест и символ «Коробка»
Жест и символ «Бумага»
Жест и символ «Ножницы»
Жест и символ «Краска»
Жест и символ «Красить/Раскрашивать»
Жест и символ «Резать (ножницами)»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Еда»
Жест и символ «Бутерброд»
Жест и символ «Колбаса»
Жест и символ «Масло»
Жест и символ «Котлета»
Жест и символ «Компот»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Предметы и виды деятельности»
Жест и символ «Клей»
Жест и символ «Картинка»
Жест и символ «Клеить»
Жест и символ «Лепить»
Жест и символ «Иголка»
Жест и символ «Нитка»
Жест и символ «Шить»
Жест и символ «Строить»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Еда»
Жест и символ «Фрукты»
Жест и символ «Ягоды»
Жест и символ «Помидор»
Жест и символ «Огурец»
Жест и символ «Овощи»
Жест и символ «Салат»
Жест и символ «Рис»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Пространственные ориентиры»
Жест и символ «В»
Жест и символ «На»
Жест и символ «Под»
Жест и символ «Верх»
Жест и символ «Низ»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Привычное окружение»
Жест и символ «Снаружи/На улице».
Жест и символ «Друг»
Жест и символ «Дети»
Жест и символ «Имя»
Жест и символ «Мы», «Они»
Жест и символ «Как дела?»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок дома»
Жест и символ «Мыло»
Жест и символ «Полотенце»
Жест и символ «Раковина»
Жест и символ «Баня»
Жест и символ «Печка»
Жест и символ «Посуда»
Жест и символ «Накрывать на стол»
Обследование обучающихся
Обследование речи: понимание обращённой речи, внятность речи, лексический строй речи.
Психомоторное развитие: мелкая моторика рук, общая координация движений, артикуляционная моторика; мимика.
Понимание и использование альтернативных средств коммуникации.
Учебно-тематический план
№ | Кол-во часов | Тема |
1 | 7 | Обследование устной и письменной речи, общего развития учащихся. |
2 | 6 | Коммуникативное взаимодействие по теме «В школе» |
3 | 7 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Предметы и виды деятельности» |
4 | 4 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Работа» |
5 | 7 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Предметы и виды деятельности» |
6 | 5 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Еда» |
7 | 8 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Предметы и виды деятельности» |
8 | 7 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Еда» |
9 | 5 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Пространственные ориентиры» |
10 | 6 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Привычное окружение» |
11 | 5 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок дома» |
Всего | 69 | |
Список литературы:
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 1 - 4 классов под ред. В.В. Воронковой. – Издательство «Просвещение», 2006 г
Альбом для логопеда. - М.: Гуматит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. -280 с.: ил.
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа-Пресс, 1994.
Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с без речевыми детьми/Е.В. Кириллова. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
Коробейников, И.А. Нарушение развития и социальная адаптация. /И.А. Коробейников. – М.: Академия, 2002.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. Пособие для учителя-логопеда. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011г.
Тихомолова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль: «Академия развития». – 1998г.
Тихомолова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие логического мышления. – Ярославль: «Академия развития». – 2004г.
Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методический материал/под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный центр. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-181с.
Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. –Спб.: Издательство «Союз», 2004.
С.Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук» - М.:ТЦ СФЕРА, 2008
Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова «Сценарии занятия по комплексному развитию дошкольников» - М.: ВАКО, 2005;
М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ СФЕРА, 2004; 6) Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности» - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001