Сценарий мероприятия «Ах, этот бал»

2
0
Материал опубликован 7 January 2021

Перед началом костюмированного бала девочки, мальчики переодеваются в исторические костюмы. Платья с кринолинами, камзолы, фраки и гусарские мундиры помогают почувствовать незабываемую атмосферу дворцового праздника.
Встречу гостей в холле Фрейлинского корпуса Елагиноостровского дворца-музея сменяет торжественная вступительная часть, сопровождаемая парадными танцами.
Окунуться в эпоху 19 века помогает урок бального этикета. Затем танцмейстер вместе с участниками бала исполняют танцы конца ХVIII - начала XIX века в Музыкальной гостиной, а танец-игра, танец-шутка «Котильон» стал изящным завершением бала.
В торжественной обстановке были выдержаны все атрибуты праздника, в основе которых лежит история дворца.
Все участники бала получили незабываемые впечатления от праздника.



Перед тем, как принять участие в костюмированном бале, был проведён классный час, целью которого было показать историю возникновения Бала в России и танцевальной музыки, окунуться в атмосферу XIX века, приобщить учащихся к культуре, этикету, чтобы на уроках литературы по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» герои романа не казались «чужими», а стали близкими и понятными.

Учащиеся разделились на группы:


1-я группа знакомила участников классного часа с танцевальной программой бала XIX века;

2- я группа - с бальным этикетом;

3 –я раскрывала секреты «Бальной книжки»;

4-я группа знакомила с ангажементом (приглашение на танец);

5-я группа собирала информацию воедино и готовила презентацию.


1-ягруппа: откуда же это слово «БАЛ»? Слово «бал» пришло к нам из французского и происходит от латинского глагола «ballare», который означает «танцевать». В России балы как культурное явление появились в XVIII веке, но истинную популярность обрели лишь столетие спустя. В классическом понимании бал – это торжественное мероприятие основной акцент которого делался на танцевальную программу.

Балы было принято давать круглый год. Официальное открытие сезона проводили в ноябре, когда представители высшего сословия вернулись из летних резиденций и начинали откровенно скучать в городах.

На русских балах в XIX веке программа танцевального вечера – количество и последовательность танцев – варьировалась в зависимости от бала: на придворных обычно танцевали полонез, вальс, французскую кадриль и мазурку; на частных балах танцы были более разнообразными. Драматургия бала развивалась от торжественного, чинного полонеза к шутливому котильону.
Некоторые танцы появлялись и исчезали, другие изменялись – как в схеме, так и в технике исполнения, а в определенные периоды эпохи какой-либо определенный танец, как дань моде, мог быть наиболее популярным. Следует отметить, что в репертуаре каждого танцмейстера имелись танцы и собственного сочинения.

Полонез (звучит полонез «Гром победы, раздавайся» на стихи Г. Р. Державина, автор музыки Козловский О.А.).
Перешедший с XVIII века в XIX, полонез – или польский, всегда открывал придворные балы. В церемониальном танце-марше принимали участие все желающие, где каждый должен показать себя в выгодном свете. Во второй половине XIX века полонезом открывались балы на купеческих и серебряных свадьбах, а также на детских балах.
В первой паре мог быть дирижер со своей дамой, или же хозяин бала с наиболее почетнейшей гостьей (хозяйка бала в этом случае шла во второй паре с наиболее почетнейшим гостем). На официальных балах во второй половине XIX века император с императрицей могли составлять первую пару, а в более ранее время в первой паре шествовал император со старшей дамой или с той, которой он решает оказать честь, во второй – императрица с великим князем или особенным гостем, а остальные пары строились по заранее назначенному порядку (в соответствии с Табелем о рангах и светским этикетом). На частном балу император выступал в первой паре с хозяйкой бала, императрица с хозяином бала – во второй паре.
Полонез бывал продолжительным, поэтому опоздавшие гости могли присоединиться к танцу. Последовательность исполнения элементов танца могла указываться танцмейстером, при этом зачастую эту роль на себя брала первая пара – она задавала определенные фигуры, которые повторяли и все остальные. С течением времени танец упростился, став более похожим на торжественную прогулку с минимальным количеством фигур. Полонез мог состоять из нескольких туров, не более трех, во время которых пары распадались, образовывая новые.


Вальс. Звучит вальс Иоганна Штрауса. «На прекрасном голубом Дунае».

Самый романтичный, опьяняющий и кружащий голову, вальс был вторым танцем, а также мог являться и открывающим на частном балу. Считают, что вальс зародился в конце XVIII века, и на протяжении всего XIX века, да и сейчас, этот танец любим многими.
Увлекательный, способный возбудить сладкие грезы и томительные мечты, что-то среднее между кокетством и страстью, между ребяческой игрой и глубоким вздохом, вальс долгое время считался вольным и неприличным, создавал для объяснений удобную обстановку, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
В России вальс танцевали долго и быстро, вальсировать можно было два-три тура, выходить из танца разрешалось до окончания музыки – можно было присаживаться, а потом снова включаться в очередной тур.
Существовало несколько разновидностей вальса, из них наиболее распространенными были немецкий вальс в три па – более спокойный, и французский, более живой – в два па. Также танцевали Венгерский вальс, Венский вальс, вальс в пять па. В конце XIX века появились вальс-галоп, вальс-менуэт...

Французская кадриль
В первой трети XIX века этот танец был одним из самых популярных на бале, и. достигнув широкого распространения в 1830-х годах, его могли танцевать несколько раз за вечер.
В начале девятнадцатого столетия кадриль состояла из пяти фигур и требовала техничного мастерского исполнения: танцующие выделывали па с ловкостью и грациозностью, и для этого надо было обладать большой ловкостью, чтобы с достоинством протанцевать кадриль и заслужить одобрение присутствующих.
К концу XIX века происходит эволюция французской кадрили: пары выстраивались в виде колонны, а не в виде каре (где построение пар по сторонам квадрата), в танце насчитывалось шесть фигур и упростилась техника исполнения. Кадриль стала отдыхом после лёгких танцев: медленные, спокойные движения избавляли от излишнего головокружения и усиленной циркуляции крови, вызываемой вальсом и полькой.

Полька ( звучит музыка Иоган Штраус - Полька "Трик-трак")
В аристократических салонах в начале 1840-х годов получил распространение и признание чешский танец – полька. Не взирая на бешеную популярность, временно затмившую даже вальс, польку не танцевали на придворных балах.
Во время исполнения польки дирижер должен допускать танцевать одновременно только несколько пар, чтобы они, не будучи стеснены, могли показать свое искусство. Первоначально полька исполнялась с постоянными фигурами, к концу XIX века фигуры упростились или исчезли, начали появляться новые варианты и гибриды танца – полька-трамблян, полька-галоп, полька-мазурка.

Мазурка. (Звучит мазурка Федерико Шопена). Успех этого танца пришелся на 1810-е годы – стремительная мазурка с быстрым темпом и сложными па являлась кульминацией бала, и обычно была последним танцем перед ужином.
Ведущая роль в мазурке принадлежала кавалеру – он выбирал фигуры, движения и переходы, а дама подчинялась его порывам. Каждый участник должен был проявить изобретательность и импровизировать, не нарушая общего рисунка танца. Мазурочные беседы позволяли легально общаться с противоположным полом, что имело большое значение и предоставляло возможность любовного признания. В мазурке были распространены разные фигуры, в том числе с выбором партнера, и предпочтение в пользу кого-то могло рассматриваться как знак особой благосклонности.

Котильон
Игровой танец, как правило, завершавший бал, имел множество фигур, куда входили элементы самых распространенных и популярных салонных танцев: вальса, мазурки, польки.
На котильон, как и на мазурку, кавалерами приглашались хорошо знакомые им дамы.
Начинался котильон туром вальса по кругу – за распорядителем и его дамой следовали все остальные пары, и когда последняя из них завершала свой тур и возвращалась на свое место, шли в ход другие фигуры танца – чаще от более легких к более сложным.

2- я группа – знакомство с бальным этикетом.

Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, тот, кто хочет сделаться любимцем общества, должен всей душой предаться удовольствию и танцевать с любым партнером.
На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.
При прибытии на бал с опозданием сначала нужно приветствовать хозяев, а лишь затем заводить разговоры со знакомыми (последних можно приветствовать кивком головы).
На танцы можно приглашать заранее (в том числе и на балу). Однако на бал учтиво приезжать, обещав заранее не более трех танцев.
Главный в танцевальном зале - распорядитель бала. Его нужно слушаться беспрекословно, не спорить с ним и не устраивать скандалов. Распорядитель отвечает за порядок в зале.
Кавалеры должны ухаживать за дамами, приносить им прохладительные напитки и всячески развлекать. Разговоры должны происходить негромко и не затрагивать сложных или серьезных тем. Следует избегать любых проявлений шутовства. Кавалеры, которые находят удовольствие в том, чтобы вызывать смех в свой адрес, достойны сожаления.
Споры и размолвки, возникающие между кавалерами, должны улаживаться за пределами бальной залы.
Дамам не следует злословить, напротив, надо вести себя приятно, мило и доброжелательно. Кроме того, дамам следует избегать любых проявлений дурного юмора, который может вызвать неодобрение. Самый главный враг дамы на балу - это ревность, которая заметна всегда. Дамам следует передвигаться мягко и бесшумно как дома, так и в обществе, и оставлять впечатление мягких шагов феи.
Громкий смех, шумная ссора, грубые слова, нескромные взгляды, в общем, все, что расходится с законами красоты, должно быть избегнуто с особым тщанием. Поведение дамы по отношению к кавалеру должно быть всегда размеренным и скромным, но дамы не должны отказывать кавалерам, пригласившим их на танец, - признание, достойное любого внимания.
Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и соблюдать приличия; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

3 –я группа секреты «Бальной книжки» «Язык веера»

(девочки берут в руки веера и разучивают тайные знаки, которые можно подать кавалеру с помощью веера)

Крохотная книжечка, размером с ладонь, в которую дамы записывали, какому кавалеру какой танец обещан. К книжечке прилагался маленький карандаш, и она крепилась к поясу или висела на руке на тонкой цепочке. Бальная книжечка служила не только напоминанием для дамы, но и могла потешить ее самолюбие. Наиболее популярные красавицы уже в самом начале бала заполняли все странички, тогда как их менее удачливые подруги, которых никто не приглашал, вынуждены были заслонять рукой чистые листочки. Количество страничек в больной книжечке равнялось количеству танцев. Скоро дамы поняли, что совсем неинтересно использовать дорогую, изящно изукрашенную вещицу всего один раз из-за бумажных листочков, а потому появились книжечки с "листочками" из перламутра или слоновой кости. Записи на них можно было легко стирать и заводить по новой.

Жесты и знаки, которые дамы подавали мужчинам на светских раутах с помощью веера, придумали в Европе на рубеже XVI-XVII столетий. Прекрасная половина российской знати овладела этим языком во второй половине XVIII века. С тех пор тайные сигналы, совершённые с помощью непременного атрибута женского туалета, могли разбить сердца несостоявшимся кавалерам, либо наоборот - стать поводом для романтических отношений. Каждый счастливый избранник мечтал, чтобы дама с помощью веера назначала ему свидание: количество открытых лопастей обозначало час встречи. А ведь был ещё язык перчаток, язык цветов и язык мушек...

«Да» означает веер, приложенной левой рукой к правой щеке. «Нет» — открытый веер подносится левой рукой к левой щеке. «Я вас люблю» — правой рукой указать открытым веером на сердце, либо сделать закрытым веером движение в сторону. «Вы мой идеал» — касание открытым веером до губ и сердца.

«Мои мысли всегда с тобой» — наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу.
«Верить ли вашим словам?» — закрытый веер держать у левого локтя.
«Будьте осторожны, за нами следят» — открытым веером дотронуться до левого уха.
«Мои слова не должны быть переданы другим» — правой рукой держать открытый веер и прикрыть им левую щеку.
«Ваши слова умны» — приложить закрытый веер ко лбу.
«Хотите меня выслушать?» — открыть и закрыть веер.
«Выскажитесь яснее» — наклонить голову, рассматривать закрытый веер.

«Не приходите поздно» — правую сторону открытого веера держать перед тем, с кем ведется разговор, а затем быстро закрыть его.
«Я не приду» — держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идет разговор.
«Я приду» — держа веер левой рукой перед тем, кому дается знак, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
«Я жду ответа» — ударить закрытым веером по ладони.
«Я буду исполнять ваши желания» — открыть веер правой рукой и снова закрыть.
«Делайте, как я хочу» — закрытый веер держать посередине.
«Не приходите сегодня» — провести закрытым веером по наружной стороне руки.
«Я к вам не чувствую симпатии» — открыть и закрыть веер, держа его у рта.

«Вы меня огорчили» — быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками. «Простите меня» — сложить руки под открытым веером. «Я хочу с вами танцевать» — открытом веером махнуть к себе, то есть поманить. «Я сделалась недоверчива» — барабанить закрытым веером по ладони левой руки. «Молчите, нас подслушивают» — дотронуться закрытым веером до губ. «Приходите, я буду довольна» — держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки.

Каждый потенциальный кавалер прекрасно знал, что означает цвет веера в руках дамы его сердца:

белый — невинность

чёрный — печаль

красный — радость, счастье

жёлтый — отказ

лиловый — смирение, искренность

голубой —верность и постоянство

зеленый — шанс, надежда

коричневый — короткое счастье

розовый с голубым — любовь и верность

шитый золотом — богатство

шитый серебром — скромность

убранный блестками — твердость и доблесть


4-я группа. Ангажемент

Приглашение на танец (ангажемент)
Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Также возможно, чтобы пригласить понравившуюся даму, подойти к ней, сделать поклон и подать правую руку (говорить что-либо при этом не обязательно). Дама, принимая приглашение, подает кавалеру левую руку.
Если поклон кавалера приняла на свой счет не та, которую он хотел пригласить, то хорошо воспитанный кавалер ни в коем случае не показывает своего разочарования, а соблюдает правила приличия и винит в неловкости прежде всего самого себя, а лучше выходит из положения с юмором.
Неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.
Настоятельно рекомендуется, придя на вечер с дамой, станцевать с ней допустимое число танцев (обычно - 3). Верхом бестактности было бы танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к концу вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой.
Однако неприлично танцевать много с одним и тем же партнером. С партнером, не являющимся женихом/невестой, можно танцевать не более трех танцев за вечер, а также нельзя танцевать два танца подряд.
Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", в случае несогласия даме также дозволительно промолчать и ответить на приглашение кавалера лишь жестом, или: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую".
Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и в то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения, лучше всего совсем отказаться от танца или предложить первому кавалеру танцевать с ней другой танец.
Но кавалеру пригласить даму и забыть потом об этом не только самая непростительная невежливость, но просто грубость; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной им дамы и всего общества.
В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, галантным будет пригласить его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.
Наконец, пригласив даму, галантно проводите ее к избранному Вами месту в зале и слегка поклонитесь ей, поскольку музыка многих танцев не позволит вам успеть это сделать.


В заключении классного вечера учащиеся разучивают один из танцев (вальс)


Через неделю все отправляются на костюмированный бал в Елагиноостровский дворц-музей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.