12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Борщева Евгения Алексеевна1075
Педагогический стаж работы - 23 лет
Россия, Воронежская обл., г. Бутурлиновка
0

"Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста


Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.

Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах барби и вымышленных персонажах, таких как человек-паук, бетман и др. дети мало знают о своей малой родине, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.



В разное время проблеме патриотизма и воспитанию личности подрастающего

поколения уделяли внимание выдающиеся педагоги и общественные деятели

прошлого: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое Отечество.

К.Д. Ушинский очень мудро подметил, что у каждого народа свои сказки, которые передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Он подчеркивал, что это первые и блестящие попытки воспитания в русской народной педагогике, и они не будут бессильными, если они будут народными. Именно он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Он считал, что формирование любви к Родине нужно начинать с раннего детства: с картинки в букваре, с песни мамы. Очень важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира, без воспоминаний о маленьком уголке далекого детства

Сегодня очень современно звучат слова Н.А. Добролюбова о том, что разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному. Тогда они будут исполнять свой долг как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению. Ранние привычки смогут служить основанием, на котором держится жизненное знание нравственности и благородства, они как бы инстинктивно должны формироваться в младшем возрасте ребенка и приучать его к нравственной жизни.

В начале 90–х гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Прошло несколько десятилетий, и социокультурная атмосфера, в которой живёт и развивается современный ребёнок, уже не та. И снова актуально звучит тема нравственности.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

Поэтому ФОП ДО формулирует основную цель дошкольного образования как разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

В ФОП ДО описаны следующие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:

ОО «Социально-коммуникативное развитие» предусматривает усвоение и присвоение норма, правил и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе; формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в ДОО, региону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений.

ОО «Познавательное развитие» предусматривает формирование у ребенка представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы родного края и различных природных зон, о взаимосвязи внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе.


В нравственно-патриотическом воспитании важную роль играет личный опыт и пример педагога. Если педагог сам не испытывает чувства любви к Отечеству, не ценит культурно-историческое наследие своей страны, не придерживается принятых обществом норм поведения, то он не сможет передать все эти качества своим воспитанникам.

Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в стенах детского сада должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому, в работе с детьми важно использовать разные виды детской деятельности.

ФГОС ДО определяет следующие формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников:

обустройство патриотических уголков в ДОО;

организация экскурсий по достопримечательностям родного города, посещение музеев, выставок;

организация тематических мероприятий (занятий, соревнований, конкурсов);

проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Важно помнить, что патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного взаимодействия педагога с ребенком. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре, в режимных моментах.

На сегодняшний день отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотических чувств у дошкольников. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать, сопереживать. Дошкольный возраст – это время больших возможностей для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Педагогам важно не упустить этот период, а использовать его максимально эффективно для разностороннего развития дошкольников на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традициях, что и предполагает ФОП ДО.

Конечно же система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении не может строится только на работе с дошкольниками, семьи воспитанников должны стать непосредственными участниками образовательного процесса. Воспитывать любовь к Родине, учить познавать родной край и знакомить с его самобытностью должен не только детский сад, но и семья. Важно организовать работу ДОО с семьями воспитанников так, чтобы каждый родитель был заинтересован в совместной деятельности с педагогами в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Взаимодействие может быть реализовано через различные формы, но важным остается роль родителя как равноправного партнера.

Образование должно идти в ногу со временем. Новые подходы к организации патриотического воспитания подрастающего поколения продиктованы актуальностью выполнения поставленных перед всеми ступенями образования задач. Отечественные и зарубежные психологи (А.В. Запорожец, А.Н. Монтоев, М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков) отмечают, что ребенка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, но самостоятельно организовать такую деятельность ребенок не может. Это должен сделать взрослый, используя современные гуманитарные технологии.

Маленький ребенок всегда отвечает доверием взрослому, ему свойственно подражательное поведение, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в безусловность и постоянно растущий интерес. Полученные в детстве знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.