12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тебенькова Оксана Михайловна30

Филологический анализ фрагмента миниатюры «Сережки», которая входит в книгу В. П. Астафьева «Затеси».

Тебенькова О.М., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кувинская СОШ»

Наломаю веток ольхи с сережками, поставлю их в банку с водой и с удивлением наблюдаю, как эти черные, почти обугленные, ветки, которых и солнце-то коснулось чуть, только чуть, да и солнце-то далекое еще, морозное, стронутые соком, встрепенулись, зашевелились в себе.

Немного тепла, немного чистой воды – вот уже лаковая чернота сережек дрогнула, оттеплилась багровым цветом, а ветви шоколадно заблестели и окропились бледными свечечными язычками набухших почек.

Одна, другая треснет почка, обнажит спрессованную в себе мякоть зелени и замрет, ожидая своего срока…

И сломаются в изгибах сережки, растрескаются, насорят буровато-желтого цвета, похожего на отруби, и, обмерев от свершенного таинства, обвиснут в изнеможении, неслышным, последним выдохом, развеют прах цвета, бесплотную пыльцу. По всему столу, на бумагах, на чернильнице, на окне лежит, светится цветочная пыльца, а сережки, отдав себя грядущему празднику веснотворения, опустошенно обвиснут, свернутся и упадут отгорелыми папиросными бумажками…

В. Астафьев

Данный текст относится к художественному стилю, так как для него характерна образность и эмоциональность. Тип речи – повествование с элементами описания.

Тема текста – близость человека к природе. Автор наблюдает за чудом природы – пробуждением почек на ольховых ветках. Текст создан с целью эмоционального воздействия на читателя, которому необходимо отвлечься от бытовых вопросов и обратиться к вечной красоте природы. Ведь природа имеет большое значение для жизни человека.

В данном фрагменте можно выделить следующие значимые части:

Экспозиция – «…Наломаю веток ольхи с сережками, поставлю их в банку с водой…»;

Завязка – «…Ветки… встрепенулись, зашевелились в себе…»;

Кульминация – «…чернота сережек дрогнула, оттеплилась багровым цветом…»;

Развязка – «…и сломаются в изгибах сережки…».

Из первой строки текста мы узнаем о действиях рассказчика, который наломал веток ольхи и поставил их в воду. В основной части и финале текста героями становятся ветки ольхи, идет описание «ожидания» и «свершенного таинства» природы, которое наблюдает рассказчик.

На лексическом уровне единство текста обеспечивают следующие тематические груп­пы слов:

Время: солнце-то далекое еще, морозное – начало весны.

Пространство: в комнатном тепле, по всему столу.

Автор использует в тексте разговорную лексику: солнце-то коснулось чуть, только чуть, да и солнце-то далекое еще; оттеплилась багровым цветом; насорят буровато-желтого цве­та; отгорелыми папиросными бумажками.  Эта лексика помогает автору приблизиться к читателю, рассказать о жизни природы понятным языком деревенского жителя.

Включены метафоры: окропились бледными свечечными язычками на­бухших почек, обнажит спрессованную в себе мякоть зелени.

Автор рассказывает о ветках ольхи, олицетворяя их с человеком: встрепенулись, за­шевелились в себе; замрет; обвиснут в изнеможении... последним вздо­хом развеют прах цвета; приободрились ветки. И цикл жизни веточек ольхи можно сравнить с циклом жизни человека: рождение – встрепенулись, зашевелились в себе; чернота сережек дрогнула, оттеплилась…., ветви заблестели…; период взросления – треснет почка, обнажит спрессованную в себе мякоть зелени; зрелость – растрескаются, насорят буровато-желтого цвета, похожего на отруби; старость и смерть – обвиснут в изнеможении, последним выдохом, опустошенно обвиснут, свернутся и упадут. Но веточки умерли не напрасно, они дали начало новой жизни и возможности её продолжения и развития – светиться цветочная пыльца, отдав себя грядущему празднику веснотворения. После умирания сережки сравниваются с папиросной бумагой, которая является очень хрупким, легким, воздушным материалом и после сгорания остается только пепел. Возможно, автор говорит о бренности жизни человека.

Также можно выделить употребление слов, имеющих общее значение: указание на черный цвет - черные, лаковая чернота; тепло, огонь - почти обугленные, оттеплились, свечечными языками; продукты горения, пепел -

бесплотной пыльцой, похожего на отруби, прах цвета, отгорелыми папиросными бумажками. Данные сравнения указывают на мироощущение человека, пережившего сильное потрясение (обнажит спрессованную в себе мякоть зелени) и сумевшего пережить его, несмотря на трудности (опустошенно обвиснут, свернутся и упадут) превратив свои переживания в «прах» и пепел. Ведь весна – это время пробуждения, начала новой жизни.

Используя различные части речи, на морфологическом уровне автор передает цвета: прилагательные (черные, лаковая, багровым, свечечными, буровато-желтого, красной), глаголы (отеплилась, заблестели, окропились, желтеет), причастия (обугленные, стронутые), существительные (чернота, мякоть зелени), наречие (шоколадно). Автор обращает внимание читателя на изменение цвета, после умирания ольховой сережки все вокруг начинает светиться.

В тексте мы видим употребление большого количества глаголов.


Глаголы

Форма глаголов

Значение формы глаголов

наблюдаю

Настоящее несовершенное

Протяженное во вре­мени действие, кото­рое изображается та­ким, как будто оно совершается на глазах

Коснулось, встрепену­лись, дрогнула, оттеплилась, заблестели, окропились

Прошедшее совершенное

Изображает последо­вательность закончен­ных действий

Поставлю, наломаю, треснет, обнажит, замрет, сломаются, растрескаются,насорят, обвиснут, развеют

Будущее совершенное

Изображает последо­вательность действий, указывает, что за чем следует

Это помогает автору показать последовательное развитие событий, которое он уже предугадывает, либо знает по собственному опыту. Важно показать, что все живое постоянно находиться в движении, с одной стороны, мы являемся наблюдателями, а с другой стороны, активными участниками происходящих вокруг процессов.

Благодаря тому, что автор использует несколько рядов однородных членов в первом предложении {наломаю, поставлю, наблюдаю; черные, обугленные, стронутые соком; далекое, морозное; встрепенулись, зашевелились), явления действительности приобретают конкретно-чувственную выразительность, которая подчеркивается и в следующем предложении. Использование однородных членов предложения в произведениях В.П. Астафьева рассчитано на сильное эмоциональное воздействие. Чувства и страсти, волнующие человека, предполагают увеличение предмета, а когда вызывают у читателя соответствующие реакции, кажутся более естественными. Синтаксическая конструкция сложного бессоюзного предложе­ния {Немного тепла, немного чистой воды — вот уже лаковая чер­нота сережек дрогнула, отеплилась багровым цветом, а ветки шо­коладно заблестели и окропились бледными свечечными язычками набухших почек) помогает автору привлечь внимание чита­теля к изображаемым явлениям. 

Усиливает эмоциональное восприятие читателем текста и та­кая стилистическая фигура, как палилогия: ...и с удивлением на­блюдаю, как эти черные, почти обугленные ветки, которых и солнце-то коснулось чуть, только чуть, да и солнце-то далекое еще, мо­розное....(Следует отметить, что данная стилистичес­кая фигура, основанная на повторении слов, широко применя­лась в разрабатываемом веками поэтическом стиле былин.)

Обратим внимание на словотворчество автора. В данном тексте он сочетает слова, возникшие в определенной ситуации и образованные носителем живой речи, слова, отсылающие нас в мир сибирской деревни (стронулись, отттеплиться). В сочетании с высокой лексикой (окропиться, таинство) эти образы обращают внимание читателя на духовный мир человека, т.к. только после окропления (религ. обрызгать освящённой водой - при совершении некоторых христианских обрядов) возможно очищение души человека, после которого он рождается новым, свободным от всего наносного, и возвращается в природу. Весь этот переход автор обозначает словом «веснотворение» - все в мире живое, и это живое – природа – основа жизни для человека.

Представленный текст является фрагментом миниатюры «Сережки», которая входит в книгу В. П. Астафьева «Затеси». В предисловии В. Астафьев вспоминает, что прежде самой книги появилось ее название: затесь – это стес, метка, сделанная на дереве, чтобы обозначить дорогу в тайге, а однажды в детстве эти затеси спасли ему жизнь, вывели из тайги к реке.

По мнению  Н. Ю. Копытова, лирические миниатюры и короткие рассказы-воспоминания «Затесей» В. П. Астафьева представляют собой зарубки в памяти, следуя по которым, можно вернуться к истокам жизни, исходной точке пути, откуда все начиналось, и еще раз прочувствовать, отследить шаг за шагом, этап за этапом, веха за вехой, как это было. Так и растения, которые фигурируют в цикле, могут выступать определенными метами на пути к постижению непреложной истины единства человека и природы, трагичности, драматичности существования, но непременного торжества добра над злом.

«Затеси» — это книга о себе, о своих чувствах… Размышления — воспоминания о жизни, о людях, о времени. Завораживает яркость их образов, многоцветность, своеобразное восприятие жизни лирическим героем, особый астафьевский язык. Жизнь каждого человека, по мнению В. Астафьева, должна быть наполнена стремлением «мыслить и страдать» и, страдая, открывать такие вроде бы рядом лежащие, будничные, но наполненные высочайшим смыслом истины: «Все и все, кого любим мы, есть наша мука»…

Как отмечает Н.Ю. Копытов, поэтике Астафьева также свойственна идея умирания растений, маркирующая либо излет их существования в близости к опасности, либо непосредственно угасание в них жизни.  При обращении к некоторым ботаническим реалиям угадываются и личные предпочтения автора. Так, из рассказа «Сережки» с очевидностью следует, что «после сретенских морозов, когда разломится зима пополам и солнце повернет на весну», Астафьев, «если живет в деревне», ломает ветки ольхи с сережками, ставит их в банку с водой и с удивлением наблюдает, «как эти черные, почти обугленные ветки, которых и солнце-то коснулось чуть, только чуть, да и солнце-то далекое еще, морозное, стронутые соком, встрепенулись, зашевелились в себе». Писатель поэтизирует таинство мифологического возрождения ольхи на новых основаниях: буквально - из пепла.

Текст миниатюры очень эмоционален, наполнен желанием автора поделиться увиденным, поразившим воображение (…с удивлением наблюдаю…) и выстроен как доверительный рассказ, адресованный близкому человеку. Природа в лирических миниатюрах живет яркой, наполненной смыслом жизнью и находится в постоянном движении. Астафьев соотносит её развитие с жизнью человека. Проблема «человек и природа» существует в творчестве Астафьева как простейшая аналогия и как трагическое противоречие. Осмысляя взаимоотношения человека и природы, писатель пришел к выводу, что общение с природой - необходимое условие духовного обогащения личности и одновременно трудное нравственное и физическое испытание. Писатель передает свое удивление от многообразия природы, ее жизнестойкости и одновременно беззащитности, его интерес вызывают чувства и мысли людей, навязанные общением с природным миром. «Философская» специфика произведения ощущается в стремлении автора включить человека с его полной забот и тревог повседневной жизнью в «процесс природы» (выражение Л.Леонова), в смену времени года, дня и ночи, ее бурь и стихий, в непрерывный процесс развития и изменения природного мира. Неумение жить в «гармонии» с природой, неумение ощущать и понимать тайный ход жизни приводит людей к гибели, безнравственности. С помощью антитезы в композиционной и пространственно-временной организации текста Астафьев показывает бренность, быстротечность человеческой жизни, когда в суете утрачивается истина бытия.



Использованная литература:

Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие/ Н.С. Болотнова // – Москва.: Флинта, Наука, - 2009. – 520 с.

Сергушева С. В. Комплексный анализ текста: школьная программа для школьников и абитуриентов / С.В. Сергушева // - СПб. : ИД Литера, 2005 (ГПП Печ. Двор). - 62 с.

Копытов Н. Ю. Фитонимика в этнопоэтике В. П. Астафьева (на материале тетради «Затесей» «Паление листа»)/ Н.Ю. Копытов // Астафьевские чтения (19-21 мая 2005 года), - В.№3 – Пермь: Курсив.

Леонтьева В. Жанровое своеобразие «Затесей» В. П. Астафьева / В.Леонтьева// Астафьевские малые чтения. – В.№1. – Пермь. – 2006.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.