12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шуланова Тамара Хусаиновна55
Россия, Челябинская обл., Локомотивный пгт.

Анализ статей





Оглавление


Введение…………………………………………………………………….3

2.Анализ статьи «Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации идей ФГОС»………………………………………………………… 5

3. Анализ статьи «Реализация идей ФГОС на уроках литературного

чтения»…………………………………………………………………………….9

4. Анализ статьи «Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО»…………………………………………………………………… 11

5.Анализ статьи «Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС»…………………………………………………… 13

6. Анализстатьи «Опыт формирования читательской компетентности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО» ……….. 15

Заключение………………………………………………………………. 19

Список источников и литературы………………………………………. 20








Введение


Внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) повлекло за собой смену давно сложившейся методической концепции работы начальной школы, когда принципиально поменялись ориентиры в обучении и воспитании, основной задачей которых является перевод учащегося в режим саморазвития. «Развитие» стало главной составляющей всего процесса обучения.

В соответствии с требованиями реализуемого стандарта появилась система «планируемых результатов», в которую входят предметные, метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ. Данная система устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся начальной школы. Для того, чтобы решить данные задачи, школьники должны овладеть системой универсальных учебных действий (УУД). УУД имеют свою специфику в рамках каждого учебного предмета, в том числе и литературного чтения.

В основу ФГОС НОО был положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. Как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности по данному учебному предмету такую личность можно сформировать. При этом подобная деятельность может осуществляться систематически и не будет выступать в противодействие с основными структурными компонентами на уроках различных типов. Например, в процессе чтения и анализа литературы разных родов и жанров, школьник знакомится с разными типами и характеристиками героев; выясняет мотивы поступков и критерии их оценки обществом. Подобная деятельность помогает ребенку сформировать модель личностного поведения внутри общества. Знакомство с фольклором позволяет раскрыть основы жизненного уклада наших предков, а лирика погружает в мир образов и чувств. Научно-познавательная литература раскроет главный закон взаимодействия человека и природы.

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Наряду с учебным предметом «русский язык» он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.





















Задание: Проанализировать учительские интернет-порталы, архивы журналов и сделать аннотации статей, в которых описывается реализация требований ФГОС НОО 2 поколения на уроках литературного чтения в начальной школе.


Анализ статьи «Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации идей ФГОС»


Автор - Подбельская Надежда Николаевна

Название статьи - «Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации идей ФГОС»

Ссылка на ресурс –

(http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/07/14/osobennosti-urokov-literaturnogo-chteniya-v-ramkah-realizatsii)




Актуальность темы исследования: «в процессе освоения курса литературного чтения у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, строить монологи в соответствии с речевой задачей». В курсе литературного чтения также развивается информационная компетентность - умение работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебников, находить информацию в словарях, справочниках.

Но прежде всего на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.


Научная новизна: Автор статьи рассматривает структуру урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.


Теоретическая значимость: Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).


Практическая значимость: учащиеся приобретают общеучебное умение – читать тексты. В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.

Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а также в живописи, театре, кино, музыке.


В тексте статьи присутствуют ссылки на первоисточники. Наиболее важные с точки зрения автора слова и выражения выделены курсивом. Из языковых средств выразительности встречаются сравнения и гиперболы. Стиль речи публицистический, присутствуют экспрессивные выражения.


Объективность отбора фактов и их репрезентативность: Автор при обозначении своей позиции и взглядов опирается только на факты из практики своей работы. Приведен лишь фактический материал, косвенно подтверждающий правильность сделанных выводов и рекомендаций.


Целостность статьи. Как уже было сказано выше, статья состоит из анализа ФГОС НО в части особенности проведения уроков литературного чтения. Данная статья обладает целостностью и имеет логически оправданную структуру.


Самые яркие факты, примеры, мысли, приведенные в статье:

- Главная методическая цель урока при системно-деятельностном подходе к обучению - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

- основной целью урока литературного чтения является совершенствование умения работать с текстом.


какие универсальные учебные действия реализуются учителем на уроке, и с помощью каких методов и приемов это происходит.


Структуру урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).

На этом этапе необходимо заинтересовать ученика, эмоционально настроить (рассказ учителя, словарная работа, показ репродукции картин, чтение малых фольклорных жанров по теме, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация слайдов и т. д.); определить цели урока, обозначить проблему.


2. Работа с текстом во время чтения:

а) первичное восприятие текста (читают учитель и подготовленные ученики, использование аудиозаписи чтения в исполнении мастеров художественного слова);

б) проверка первичного восприятия - проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся (вопросы учителя, диалог «учитель -ученик»);

в) чтение текста учениками;

г) необходимый комментарий (подтекст);

д) литературоведческая пропедевтика (определение жанровых особенностей, композиционного своеобразия);

е) система работы над текстом (беседа, выборочное чтение, словарная работа, деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана и т. д.)

3. Концептуальная беседа по тексту:

а) коллективное обсуждение проблемы, дискуссия;

б) соотнесение читательской интерпретации с авторской позицией (беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами);

в) уточнение основной идеи произведения, главной мысли;

г) работа с иллюстрациями;

д) работа над заглавием произведения (что автор хотел подчеркнуть).

4. Творческие задания (выразительное чтение, инсценирование, чтение по ролям, графическое и словесное рисование, творческий пересказ, составление аннотации, создание теста по аналогии и т. д.).













Анализ статьи «Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения»


Автор - Р.Г. Измайлова

Название статьи - «Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения»

Ссылка на ресурс - https://n-shkola.ru/storage/archive/1417178629-1014113674.pdf


Актуальность темы исследования:В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно -этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.


Теоретическая значимость:Умение работать с различными видамитекстов будет способствовать освоениюмладшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьетэстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а также в живописи, театре, кино, музыке.


Практическая значимость: Приведен план-конспект урока литературного чтения (Л. Толстой «Прыжок»).


какие универсальные учебные действия реализуются учителем на уроке, и с помощью каких методов и приемов это происходит.

Обобщение, классификация, сравнение произведений, способность выполнять логические операции – викторина по произведениям Л. Толстого

Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний (Р.) Умение обосновывать свои суждения (П.) В сотрудничестве с учителем умение ставить новые задачи (Р.) - Организует беседу, спрашивая, что известно учащимся о мореплавании в наши дни и в прошлом, предлагая рассмотреть иллюстрацию с изображением парусника, служившего основным средством дальних морских плаваний в давние времена

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата (Р.) Поиск информации, работа с различными источниками (П.) - Организует деятельность учеников, предлагает им с помощью ИКТ найти информацию о паруснике: породы дерева, из которых делался парусник; о мачтах, канатах, веревочных лестницах, скорости; быте моряков на корабле

Осуществление действий по заданному плану (Р.) - Нацеливает на необходимость нахождения в тексте опорных слов, описывающих действия мальчика и обезьяны; слов, отражающих эмоциональное состояние героев


Самые яркие факты, примеры, мысли, приведенные в статье:

- На каждом этапе урока выделяются формируемые универсальные учебные действия, позволяющие достигнуть планируемые результаты, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом.

- принципиально меняютсяориентиры в обучении и воспитании, основной задачей которых является переводучащегося в режим саморазвития










Анализ статьи «Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО»


Автор -Манжосова В. В.

Название статьи -«Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО»

Ссылка на ресурс- https://moluch.ru/archive/277/62615/

(дата обращения: 01.11.2021).


Актуальность: Учитель в обучении литературному чтению чаще всего использует такие современные образовательные технологии, как проблемное обучение, технология развития критического мышления, метод проектов, интерактивные методы обучения, элементы игровых технологий, информационно-коммуникационные технологии.

Е. Н. Ильин в своих трудах отмечал: «Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, т. е. так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста». Уметь ставить вопросы и искать пути их решения — основа проблемного обучения. Именно проблемное обучение способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, а также формированию их способности к самообучению, к творческой деятельности.


Практическая значимость: На уроках литературного чтения может быть использована технология развития критического мышления. С целью развития критического мышления применяются следующие приемы: прием «Кластер», таблица, учебно-мозговой штурм, интеллектуальная разминка, зигзаг, зигзаг-2, прием «Инсерт», эссе прием «Корзина идей», прием «Составление синквейнов», метод контрольных вопросов, прием «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…», ролевой проект, прием «Чтение с остановками», прием «Перепутанные логические цепочки» и другие.


Самые яркие факты, примеры, мысли, приведенные в статье:

- На уроках литературного чтения в начальной школе применяются разнообразные методы интерактивного обучения: ролевая игра, работа в группах, «мозговой штурм», дискуссия, дебаты, проекты, словесные ассоциации, воспроизведение информации, поиск соотношений, технология «Ключевой момент» и другие.

- На уроках литературного чтения используются презентации, которые помогают обучающимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Для того чтобы проверить осознанность чтения применяются различные тестовые оболочки и система электронного голосования.

- При разработке урока с использованием ИКТ следует уделять особое внимание здоровью обучающихся. Такой урок должен включать в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.












Анализ«Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС»


Автор -Окладова Татьяна Васильевна

Название статьи -«Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС»

Ссылка на ресурс - https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-navyka-chtenija-v-nachalnoi-shkole-v-ramkah-realizaci-fgos.html


Актуальность: Формирование правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.


Теоретическая значимость: быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.


Практическая значимость: Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).


Самые яркие факты, примеры, мысли, приведенные в статье:

- наиболее распространенным является фонетический подход, когда ребенок сначала изучает произношение букв, потом переходит к слогам, а потом к словам. Второй подход - метод целых слов.

- Сформированный навык чтениявключает в себя как минимум два основных компонента: технику чтения и понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих - пониманию текста.


какие универсальные учебные действия реализуются учителем на уроке, и с помощью каких методов и приемов это происходит.


пониманию и оценке прочитанного на уроках способствуют методы и приёмы «Технологии развития критического мышления» и «Шестиугольного обучения», которые способствуют повышению учебной мотивации и позволяют разносторонне проводить работу по предвосхищению событий текстов, анализу получаемой информации, получению выводов по прочитанному материалу. Такие виды работы (что немаловажно) способствуют развитию творческого мышления учеников, дают толчок к исследовательской деятельности на уроках.















Анализстатьи «Опыт формирования читательской компетентности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Автор -Дмитриева Анна Сергеевна

Название статьи -«Опыт формирования читательской компетентности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Ссылка на ресурс –

https://xn--d1abbusdciv.xn-- p1ai/%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%B0-%D1%81-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/


Актуальность:

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше на выходе ученик должен был обладать определённым набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения — компетенция.


Читательская компетентность это совокупность знаний, умений и навыков , позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС).


В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения.

Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является на мой взгляд одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.


Теоретическая значимость:Существуют различные аспекты формирования компетентности личности:

А.Г. Асмолов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин рассматривают компетентность с точки зрения системно-деятельностного подхода

В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев обосновывают закономерности и принципы организации образовательного процесса

Исследования Н.А. Алексеева, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской направлены на построение образовательного процесса, учитывая склонности, интересы ребёнка.

А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.В. Хуторского компетентностный подход нацеливает на конечный результат – формирование компетентной личности.

Практическая значимость:

какие универсальные учебные действия реализуются учителем на уроке, и с помощью каких методов и приемов это происходит.


Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения. Использую следующие приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д. 

Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек — малышек, проведение конференций, литературных викторин, инсценировка произведений.

Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы «Жанры», «Темы», учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской библиотеки. 

 Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

При работе с текстом произведения я использую технологию формирования правильной читательской деятельности, которая осуществляется в три этапа:

1 этап: работа с текстом до чтения

В содержание работы я включаю:

Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.

Уточнение, по ключевым словам, своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.

 2 этап: работа с текстом во время чтения.

В содержание работы входит:

Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений

Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. В ходе чтения я задаю уточняющие вопросы на понимание

Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом, озаглавливание этой части.

 3 этап: работа с текстом после чтения

Работаю следующим образом

Могу поставить проблемный вопрос к тексту в целом, разбираем в процессе беседы понимание авторского замысла

Можем возвратиться к заглавию и иллюстрации, провожу беседу о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора

В заключение – выполнение творческих заданий, о которых я скажу позже.

 

Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать.









Заключение


Неотъемлемой составляющей уроков литературногочтения становится формирование грамотного, компетентного читателяспособного получать необходимую информацию из книг (печатногои экранного текста) и умеющего применить на практике полученныезнания («добытую» информацию).

При этом формированиечитательской компетенции у младших школьников начинается ужев период обучения грамоте (на уроках чтения) в процессеформирования техники чтения, без которой просто невозможнодальнейшее освоение всех учебных предметов, а не только уроковвходящих в филологический блок.



















Список источников и литературы


Дмитриева А. С. Опыт формирования читательской компетентности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО - https://xn--d1abbusdciv.xn-- p1ai/%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%B0-%D1%81-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/(дата обращения 01.11.2021)

ИзмайловаР.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения - https://n-shkola.ru/storage/archive/1417178629-1014113674.pdf (дата обращения 01.11.2021)

Манжосова В. В.Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО -https://moluch.ru/archive/277/62615/(дата обращения: 01.11.2021)

Окладова Т. В. Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС - https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-navyka-chtenija-v-nachalnoi-shkole-v-ramkah-realizaci-fgos.html(дата обращения: 01.11.2021)

Подбельская Н.Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации идей ФГОС (http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/07/14/osobennosti-urokov-literaturnogo-chteniya-v-ramkah-realizatsii (дата обращения 01.11.2021)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.