Методическая разработка внеурочного занятия «А.Н.Тумбасов — пермский художник и писатель» (1–4 класс)

3
0
Материал опубликован 5 January


МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 83»
















Методическая разработка внеурочного занятия

с использованием краеведческого материала в начальной школе на тему:

«Анатолий Николаевич ТУМБАСОВ – пермский художник и писатель»












Авторы: Путилова Е. А.

Селина Е.В.,

учителя начальных классов













Пермь

2024

Пояснительная записка

Данное занятие было разработано и проведено в рамках районного краеведческого фестиваля детского творчества «Милый край, сторонушка родная», который проходит ежегодно в стенах МАОУ «СОШ № 83» г. Перми для учащихся начальных классов уже 14 лет.

Занятие рассчитано для работы с учащимися 3 – 4 классов.

Цель: пробудить интерес к изучению родного края, способствовать формированию любви к родному краю через изучение жизни и творчества пермского писателя и художника Анатолия Николаевича Тумбасова.

Задачи:

Актуализация ранее полученных знаний;

Развитие кругозора учащихся средствами краеведческого материала о знаменитом земляке;

Содействие развитию умений учащихся начальной школы: анализировать, рассуждать, осуществлять самоконтроль и самооценку, участвовать в коллективном обсуждении;

Приобщение учащихся к творческой деятельности;

Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

Отработка навыков составления письменного высказывания (синквейна) на заданную тему.

Оборудование: компьютер, презентация, экран; у учащихся: текст рассказа-миниатюры, лист бумаги для рисования, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, черная гелиевая ручка.


Ход занятия

«Анатолий Николаевич Тумбасов — пермский художник и писатель»


Немало замечательных людей принесли славу пермской земле. Кто-то из них родился и провёл всю жизнь в Перми, кто-то прожил здесь часть жизни, но оставил неизгладимый след. Среди наших замечательных земляков можно назвать поэтов и писателей, архитекторов, изобретателей, немало деятелей медицины, артистов.

Прочитайте эти фамилии:

Евгения Фёдоровна Трутнева, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Евгений Андреевич Пермяк, Владимир Иванович Воробьёв, Лев Иванович Кузьмин, Анатолий Николаевич Тумбасов, Лев Иванович Давыдычев.

Что объединяет этих людей? (Это пермские писатели.)

Уверена, что с творчеством некоторых из них вы уже знакомы. Давайте проведём литературную викторину, которая поможет нам вспомнить творчество этих писателей. По отрывку, который я вам предложу, назовите автора и произведение.

Викторина

«Представьте себе крепкого рослого мальчишку с наголо стриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё налезет»

(Л.И.Давыдычев «Жизнь Ивана Семёнова...»)


«Он щей, конечно, не варил,

Не сеял в поле гречи,

Он лишь ходил и говорил

Надменным тоном речи.

Он каждый день учил народ

С дворцового балкона,

Что раскрывать не надо рот,

Когда летит ворона».

(Л.И.Кузьмин «Король Болтуниан 4»)


«Пёстрый мяч с утра не в духе -

Скучно, грустно толстяку.

Преспокойно дремлют мухи

На его тугом боку».

(Е.Ф. Трутнева «Букварь»)


«Строгал Митя палочку, острогал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

- Как же это так? - спрашивает Митю отец.

- Ножик плохой, - отвечает Митя, - косо строгает.

- Да нет,- говорит отец,- ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить...»

(Е.А.Пермяк «Торопливый ножик»)


«Волосы у него торчали во все стороны, лицо и руки — грязные-прегрязные. Рубашка вылезла из штанишек, и те надеты задом наперёд».

(В.И.Воробьёв «Капризка»)


«Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое — слушает. Спи Алёнушка, спи красавица, а папа будет рассказывать сказки».

(Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»)


Известен ли вам оставшийся автор? Анатолий Николаевич Тумбасов?

Что вы слышали о нем? Хотелось ли узнать? Что бы вы хотели узнать об этом авторе? (биографию, о чём писал, какого жанра его произведения...)

Предлагаю вам поближе с ним познакомиться.

В нашем городе живёт много замечательных людей: грустных и весёлых, заботливых и трудолюбивых. И жил среди них один необыкновенный человек — Анатолий Николаевич Тумбасов.

Посмотрите на этот уголок. О ком он вам напоминает? (Слайд - А.Н.Тумбасов в мастерской).

Какие предметы напомнили вам о художнике? (Картины, наброски, этюдник, кисти, палитра).

Кто догадался, какое отношение эти предметы имеют к Анатолию Тумбасову?

Итак, знакомьтесь:

Анатолий Николаевич Тумбасов — заслуженный художник Российской Федерации, журналист, автор книг, участник многих художественных выставок.

Он родился 21 марта 1925 г в селе Кочкарь Челябинской области. «Южноуральское село Кочкарь стоит на берегу малой, неглубокой речки. Она бьющим ручейком, впадая из одной реки в другую, символически достигает Ледовитого океана», — так пишет Тумбасов о своем селе.

Анатолий Николаевич Тумбасов принадлежит к поколению, формирование которого происходило в военные и послевоенные годы.

В 1933 году переехал с родителями в шахтерский поселок, ныне город Пласт Челябинской области, где с 1942 года начал заниматься рисованием в изостудии, организованной художником Николаем Станиславовичем Качинским,  ставшим первым учителем А. Н. Тумбасова по рисованию.

Здесь он, как и его друг  — юный художник Ваня Чистов, дали клятву: «каждый свободный час уделять искусству. Не выпускать из рук карандаш и бумагу в любых условиях…» Иван Чистов погиб осенью 1943 года под Смоленском, а Анатолий Николаевич всю свою жизнь исполнял заповедь погибшего друга «рисовать за двоих». В память о друге И. Чистове Тумбасов писал очерки, статьи, издал повесть «Долг памяти».

В 1943 году А. Н. Тумбасов был призван в армию. Он окончил школу механиков по авиавооружению и служил в штурмовом авиационном полку. Анатолий Николаевич награжден медалью «За победу над Германией в  Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.».

В 1951 г окончил Свердловское художественное училище и приехал в город Пермь. Приезд художника в Пермь совпал с началом строительства Камской ГЭС. Анатолий Николаевич приезжал на стройку, на разных ее объектах делал этюды,  зарисовки, это был материал для будущих произведений. В результате творческих поездок, появилась серия очерков с рисунками,  напечатанные в газетах и  журналах. Они знакомили читателей со стройкой и ее людьми.

Дальше была работа на строительстве второй ГЭС на Каме — Воткинской. Тумбасов пишет статьи, очерки, публикуется в  газетах  «Звезда», в  литературном альманахе  «Прикамье», на  страницах журналов  «Урал», «Уральский следопыт» и  др. Позднее (в 1963,1966, 1978 г. г.) в Пермском книжном издательстве вышли книги «Кама выходит из берегов», «Эхо камня Говорливого», «В разливах рек — моря».

В 1962 году Анатолий Николаевич Тумбасов был занесен в книгу Почета строителей Камской ГЭС, а в 1965 году вместе с лучшими строителями Воткинской ГЭС награжден медалью «За трудовое отличие».

Перечень ГЭС, на строительстве которых со своим мольбертом и альбомами побывал художник,  продолжают Саратовская, Красноярская, Саяно-Шушенская,  Братская,  Усть-Илимская и др. Везде были встречи с  гидростроителями,  которых он  рисовал и о которых рассказывал в своих очерках.

Интересы художника многообразны. Анатолий Николаевич являлся непременным участником всех экспедиций Пермского краеведческого музея. В 1951—1955 гг. г. он принимает участие в экспедициях на старинные заводы в Чермоз и Пожву, попавшие в зону затопления Камского водохранилища. В результате этих поездок были написаны картины на темы из истории уральских заводов («В листоотбойной фабрики Чермозского завода», «Первый уральский паровоз» и др.).

Маршруты А. Н. Тумбасова  разнообразны. В его блокнотах зарисовки из  путешествий по  сибирским городам, по  Албании, лермонтовским местам, по  Каме,  Лене, Енисею и  др. Из наблюдений рождались рассказы с  зарисовками природы,  постоянно публикуемые на  страницах газет и  журналов. В разные годы в Перми вышли книги «Дрема луговая», «Капельки», «Шмель на этюднике» и др. Публикации появлялись и в центральных издательствах «Малыш», «Детская литература».

Анатолий Николаевич Тумбасов вел большую воспитательную работу. Он охотно встречался со своими зрителями, показывал свои произведения, рассказывал о поездках, о любимых художниках, о встречах с интересными людьми.

Живописные и графические работы Анатолия Николаевича находятся в областном краеведческом музее, Пермской государственной художественной галерее, в музее и галерее города Чайковского, Березниковском музее, музее и спецшколе города Очера, Соликамске, Кунгуре, Чердыни,  Краснокамске,  Кудымкаре,  Пожве,  в  Ильинском музее, Горнозаводске,  Областном госпитале инвалидов войны,   в  школе-интернате для детей-сирот № 3,  Дягилевской школе № 11,  школе № 109 города Перми, в городе Пласт Челябинской области.

Анатолий Николаевич Тумбасов – член Союза художников СССР с 1960 года,член Союза журналистов СССР с 1965 года, в 1980 году ему присвоено звание Заслуженного художника РСФСР.

На фасаде здания на ул. Крупской, 32 в Перми установили Мемориальную доску. Открыли ее в день его рождения 21 марта (2015 г).

Дочь художника Ларису завалили цветами.

- «Папе нравилось рисовать в одиночестве. Он души не чаял в природе, и любил выезжать куда-то на просторы нашего края, нашей страны. Прикамье он исходил вдоль и поперек, участвовал в различных экспедициях», - вспоминает Лариса Анатольевна. 


Синквейн (составление синквейна учащимися по биографии знаменитого земляка).


Переход к практической части

Детские книги Тумбасова чаще всего о природе. Книга «Осенний хоровод начинается со слов автора «Книга моя о природе: в ней все подсмотрено и зарисовано, как говорят художники, на натуре – в поле, в лесу, возле речки… Весной, летом, зимой, осенью – природа всегда интересна…»

Представьте, что у нас есть возможность подглядеть за работой художника в зимнем лесу. (1сл.- СКАН ТЕКСТА «В СКАЗКУ ЗИМНЕГО ЛЕСА»)


Отрывок «О РЫЦАРЕ»:

«…Как только выпадет побольше снегу – хорошо встать на лыжи и пройтись, посмотреть на лес, повстречаться там с зимующими птицами, передразнить горластую ворону…

Сумерки в лесу – подобие маскарада. Стал я зарисовывать разные сказочные фигуры, для этого и нужно-то всего ничего: немного фантазии, блокнот да простой карандаш, как самый надежный, чтобы рисовать на холоде. Заснеженная елка – будто рыцарь в кольчуге и шлеме. С виду суров, а я к нему подступаю смело. «Постой, - говорю. – нарисую тебя!»

Стоит рыцарь. Стоят деды морозы да снегурочки, а что делать: весна еще не настала – доспехи и шубы снимать рано…»


АНАЛИЗ иллюстраций художника

1) Читаем отрывок + иллюстрация.

- Какие изобразительные средства рисования использовал художник Анатолий Николаевич Тумбасов?

ТОЧКА-прикосновение острия карандаша;

Штрих- коротка линия, черта;

Линия-(прямая, кривая);

Штриховка- прием нанесения тона штрихами. На данной иллюстрации он не использовал штриховку.

- Давайте, посмотрим на следующих иллюстрациях. Заметили, что некоторые иллюстрации в книге с подписями художника.

- Предлагаю вам в этой же технике проиллюстрировать рассказ-миниатюру А. Н. Тумбасова. А потом сравним, что увидел художник, и что получилось у вас.

Примечание: Занятие проводилось в декабре, накануне Нового года, этим и обусловлен выбор текста-миниатюры.

Чтение текста учителем:

Загнутый угол 4













ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (самостоятельная работа учащихся)

Выставка работ учащихся.


Иллюстрация (скан)

А.Н.ТУМБАСОВА

(Сначала перевернута)










магниты




Работы детей




Работы детей





t1704403619ab.png











ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Продолжи фразу:

- Мне было интересно

- Мне было сложно

- Меня удивило


Список использованной литературы:


Писатели Пермской области. Библиографический справочник, Пермь, 1985. (составитель Крашенинников А.Д.)

Поварнин С. И. Как читать книги. М., «Книга», 1978.

Произведения пермских писателей в начальной школе. (составители Суркова О. П., Петрова Н. П.) Пермь,1993.

Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. М., «Педагогика»,1982.

Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М., «Педагогика», 1977.

Светловская Н. Н. Путь первоклассника к книгам. М., «Педагогика», 1974.

Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. М., «Педагогика», 1974.

Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. М., «Педагогика»,1980.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации