Мастер-класс по аппликации «Орнамент в полосе» (1 класс)
Методическая разработка
Мастер – класс
«Аппликация «Орнамент в полосе»»
(декоративное, осеннее украшение горшочка)
Педагог Фирсова Светлана Сергеевна
Учитель ИЗО и технологии
г. Смоленск
2023
Содержание:
Предмет: Технология
Класс: 1
Тема мастер-класса: «Аппликация «Орнамент в полосе»» (декоративное, осеннее украшение горшочка)
Цель урока: обучить ребенка изготавливать изделие с орнаментом с опорой на слайды презентации и подписи к ним;
Задачи урока:
Образовательные задачи:
узнавать орнаменты по признаку чередования деталей;
уметь вариативно работать над особенностями композиции;
отбирать необходимые материалы для орнамента;
Воспитательные задачи:
воспитать познавательный интерес к предмету;
сформировать бережное отношения к природным ресурсам.
Развивающие задачи:
развивать мышление, воображение, фантазию;
развивать познавательный интерес к ручному творчеству;
научить работать с шаблоном;
вырабатывать умение классифицировать;
научить работать с необычным материалом – высушенными листьями.
Форма работы: индивидуальная, работа с презентацией.
Межпредметные связи: окружающий мир, изобразительное искусство, история, природоведение.
Форма проведения мастер-класса:
комбинированное (сочетание теории и практики).
Материалы:
сухие листья (предварительно подсушенные под прессом (грузом));
цветной картон коричневого или терракотового цвета;
белый лист бумаги для принтера 80 г/м2;
мягкий восковой пластилин;
простой карандаш НВ;
ножницы;
подключенный принтер и возможность распечатать на нем файл с изображением.
Временные ресурсы: 1 урок – 30 - 35 минут
Количество обучающихся: 1 ученик ( + 1 родитель - помощник, который поможет разобраться в затруднительных положениях)
Минимальные требования к уровню знаний обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе с бумагой, ножницами;
Обучающиеся должны уметь:
распечатать файл с изображением на принтере (может воспользоваться помощью родителя);
выполнять разрезы бумаги ножницами по намеченным линиям;
скатывать небольшие шарики из пластилина;
Оборудование: ноутбук Macbook с выходом в интернет, программа Сферум, презентация.
План мастер-класса.
1. Организационный этап.
2. Этап актуализация знаний и постановка цели мастер-класса.
3. Этап практической работы.
4. Подведение итогов.
Ход мастер-класса.
1. Организационный этап.
Приветствие. Настрой обучающегося на работу. Проверка готовности к уроку: проверка качество связи, интернет.
- Сегодня мы проведем мастер-класс, а что будем делать ты отгадаешь позже. Я сейчас сделаю демонстрацию экрана, и мы посмотрим презентацию.
Слайд № 1
Подключение демонстрации экрана, включение окна презентации, проверка ее видимости.
Слайд № 2
- Для выполнения работы нам сегодня понадобится эти материалы. Они должны быть у тебя уже подготовлены.
(За несколько дней до урока высылается фото-файл со списком материалов, которые понадобятся на уроке, что бы у родителей и ученика была возможность подготовится заранее. Проверяем наличие материалов).
2. Этап актуализация знаний и постановка цели мастер-класса.
Слайд № 3
- Посмотри на экран, что изображено на слайде?
- Да, это горшочек, найденный на раскопках.
- Как ты думаешь, из чего и когда он был сделан?
- Правильно, горшочек сделан из глины, а вот сделали его примерно 5 веков назад до н.э. и уже тогда люди украшали свои изделия.
- Скажи, что изображено на этом горшочке?
- Правильно, точки и кружки.
- Можем ли мы назвать этот декор орнаментом?
- Можем, так как точки и кружки чередуются с пустым пространством между ними.
Слайд № 4
- Но такие орнаменты было не всегда, помнишь изображение древнегреческого сосуда, которое мы видели на предыдущем уроке. Изображение на нем уже более сложное и занимает всю поверхность. Мы видим орнамент из кругов, треугольников и полос.
Слайд № 5
- Современные мастера, которые живут и работают в наше с тобой время делают декор на изделиях еще более сложнее. Посмотри на эти два горшочка под номером 1 и 2 и скажи, какой из них украшен орнаментом, а какой просто композицией из листьев?
- Почему ты считаешь, что на горшочке под номером 2 изображен орнамент?
- Правильно, одинаковые листья чередуются друг с другом, это признак орнамента.
Слайд № 6
Для выяснения темы предстоящего урока задается загадка:
На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел — семью кормил.
(Слушаю версии отгадки. Если ученик не угадывает загадку, то делается подсказка и объяснение, что означает топтало, кружало и пожар).
Слайд № 7
- Молодец, ты угадал, это горшок, и сегодня мы будем делать аппликацию на горшке. Давай украсим горшочек осенними листьями. Сделаем декор орнамента в полосе.
3. Этап практической работы.
Слайд № 8
- Тебе необходимо скачать фото-файл «Шаблон горшочка», этот файл я послала тебе в личные сообщения в Сферуме.
Если ребенок не может справится с работой, самостоятельно скачать фото-файл, то ему помогает родитель.
Слайд № 9
- Нам необходимо взять папку с цветным картоном и выбрать подходящий цвет для горшочка, но с таким условием чтобы, сухие листья, которые мы будем использовать, не сливались с фоном (цветным картоном).
Слайд № 10
-Теперь нам необходимо распечатать фото-файл, который ты скачал на цветном картоне. Если картон очень толстый, то возьми белую писчую бумагу и распечатай на ней.
(Перед тем как печатать, уточняем возможности принтера и оцениваем толщину цветного картона, который подготовил ученик. На папках с листами производители пишут плотность листа. Выше плотности 150 г/м2 стандартный принтер печатает с трудом. Если принтер может распечатать сразу картон, то печатаем фото-файл на нем, если нет, то печатаем на белом писчем листе плотностью 80 г/м2).
Слайд № 11
(Если удается распечатать файл на цветном картоне, то пропускаем 12 и 13 слайд в презентации и не показываем ученику, за ненадобностью. Если удалось распечатать фото-файл на белой писчей бумаге, то показываются слайды по порядку).
- Для начала нам необходимо сделать шаблон. Надо ножницами вырезать по контуру горшочек, который ты сейчас распечатал, но перед тем как ты начнешь работать с ножницами, давай вспомним правила работы с ними.
(Показ слайда, проводится беседа о технике безопасности при работе с ножницами).
Техника безопасности при работе с ножницами
Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
Не держите ножницы лезвием вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время работы с ножницами.
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Слайд № 12
- Давай вырежем шаблон по контуру. Будь внимателен и старайся резать по линии.
Слайд № 13
Молодец! Ты вырезал шаблон, давай переведем его на выбранный цветной картон. Тебе необходимо положить перед собой цветной картон, затем сверху на него положить вырезанный шаблон из белой бумаги, взять простой карандаш и обвести шаблон по контуру.
Слайд № 14
- Молодец! Ты удачно справился и хорошо обвел шаблон. Теперь необходимо вырезать горшочек по обведенной линии. Не забывай правила работы с ножницами. Старайся вырезать ровно по линии.
Слайд № 15
- У тебя хорошо получилось вырезать горшочек! Основа для работы готова.
Слайд № 16
Вырезанную основу горшочка, положи в сторону, но далеко не убирай. Возьми подготовленные сухие листья и выбери из них похожие друг на друга по размеру, форме и виду.
Слайд № 17
- Нам необходимо подумать над композицией. На предыдущих уроках мы обсуждали этот термин. Вспомни и скажи, что означает слово композиция.
После того как ученик отвечает, показывается слайд № 17 и вместе с учителем проговаривается и вспоминается, что означает термин композиция.
Слайд № 18
- Подумай над композицией, как можно выразительно размесить выбранные листья в полосе.
Их можно направлять в разные стороны.
(Дается время, что бы ученик смог решить какое направление листьев создает гармонию и ему нравится).
Слайд № 19
- Подумать над ритмом в полосе. Посмотри на эти три ряда. Чем они отличаются друг от друга?
(Дается время, что бы ученик смог увидеть разницу и назвать ее).
- Правильно, между листьями появляется пустой промежуток, который увеличивается в следующем ряду. Это ритм, который можно менять.
Слайд № 20
- Разобравшись с направлением листьев и ритмом давай подумаем, в какой части горшочка можно размесить листья. Помни, что мы делаем сегодня орнамент в полосе. Реши, где ты считаешь нужным расположить орнамент: вверху, в середине или внизу.
Слайд № 21
Гармонично расположим листья на горшочке.
(Учитель дает возможность ученику самостоятельно выбрать композицию расположения элементов).
Слайд № 22
- Возьмем мягкий восковой пластилин любого цвета и накатаем из него немного маленьких шариков. Помни, что ладошка должна быть твердая, пальчики не должны сгибаться и мешать. друг другу.
Слайд № 23.
- Поднимем первый лист и положим на его место скатанные шарики из пластилина.
Слайд № 24
- Положим первый лист на скатанные шарики пластилина. Придавим пальчиком или ладошкой лист.
Слайд № 25
- Поднимем второй лист и положим на его место несколько скатанных шариков пластилина.
Слайд № 26
- Положим второй лист на скатанные шарики пластилина. Придавим пальчиком или ладошкой лист.
Слайд № 27
- Продолжаем работу по той же схеме, ты поднимаешь листик, на пустое место где он лежал кладешь скатанные шарики пластилина и вновь накрываешь листиком и придавливаешь. Следи за ритмом, наклоном и положением орнамента внутри горшочка. Если пластилиновых шариков не хватает, накатай еще.
4. Подведение итогов.
Слайд № 28
Наш горшочек готов!
Слайд № 29
На этапе подведения итогов ученик демонстрируют результаты своей работы учителю, анализируют свои достижения.
- Оцени свою работу.
Работа прошла отлично. Мне было интересно. Я доволен своей работой.
Работа прошла хорошо. Мне было не легко. Не все было понятно. Я вполне доволен своей работой.
Работа прошла плохо. Мне было очень трудно. Мне было неинтересно, я ничего не понял. Я не доволен своей работой.
Работа ученика, выполненная на этом мастер-классе.
Ссылки на используемые материалы:
https://www.kidsclever.ru/content/zagadki-pro-gorshok - загадка
https://edusar.soiro.ru/mod/page/view.php?id=107308 – работа с ножницами.