Артикуляционная гимнастика в картинках
«КАЧЕЛИ»
«
Ах, качели-карусели, заскрипели, полетели
Раз вперёд и два назад, всё летят, летят, летят» (Г.Кузнец)
Рот приоткрыть. Поднимать поочерёдно кончик языка вверх (к носу), вниз (к подбородку).
«ВАРЕНЬЕ»
«Всем друзьям на удивленье,
я из слив сварю варенье.
А с вареньем вкусный чай,
Сладкоежки, налетай!» (И.Дарнина)
Рот приоткрыть. Широким кончиком языка поочерёдно облизывать верхнюю и нижнюю губы.
«ГОРКА»
«Лыжи, санки в руки взяли
И кататься побежали.
В зимний день, в мороз, с утра,
Ждёт нас снежная гора» (О. Карелин)
Рот широко открыть. Кончик языка поставить за нижние передние зубы. Хорошо выгнуть спинку языка.
«ГРИБОК»
«Шла лисица по тропинке,
И несла грибы в корзинке.
Пять опят и пять лисичек,
Для лисят и для лисичек» (В.Волина)
Широко открыть рот. Присосать весь язык к нёбу, растягивая подъязычную связку, и удерживать его в таком положении на счёт от 5 до 10 (от возможностей ребёнка)
«Дудочка»
«Есть у Даши дудочка-
С дырочками трубочка.
Если в дудочку дудеть,
Куклы будут песни петь» (Д.Пономарёва)
Губы округлить и слегка вытянуть вперёд «трубочкой».
«Слонёнок»
«Серый слоник небольшой, окунулся с головой
В тёплый, ласковый поток:
Из воды торчат лишь уши, лоб,
Да длинный хоботок» (В.Журавель)
Губы вытянуть вперёд «трубочкой», как можно сильнее.
«ЧАШЕЧКА»
Сок, напитки, молоко…
Нет, без чашки нелегко.
Выпил чай и съел печенье?
А теперь меня помой.
Вот спасибо, дорогой! (В.Сибирцев)
Рот широко открыть, широкий язык поднять вверх. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
«ЗАБОРЧИК»
На забор залез Егор.
И увидел чей-то двор.
Во дворе собака злая.
Очень злая и чужая.
У неё спросил Егор:
"Что ты лаешь? Я не вор!"
"Не могу я жить без лая,
Потому что - охраняю. (М.Придворов)
Широко улыбнуться. Соединить верхние и нижние зубы «заборчиком».
Лошадка
«Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости» (А.Барто)
Сделать упражнение «грибок». Максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щёлкнуть языком.
Лопатка
Летом нужен был совочек,
Мы играли все в песочек,
А теперь зима, ребятки,
Значит, мне нужна лопатка! (Л.Громова)
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
Маляр
Немного краски есть в ведре,
На донышке, чуть-чуть,-
Я завтра встану на заре,
Покрашу что-нибудь! (А.Барто)
Рот открыть. Поставить язык за верхние зубы. Двигать кончиком языка по нёбу вперёд, назад.
Почистим зубки
Разболелся зуб у Волка!
- Поделом! сказала Ёлка,
А потом шепнула Дубу:
- Надо было чистить зубы! (Н.Карпова)
Рот открыть. Кончиком языка «почистить» верхние зубы вправо-влево, затем сверху вниз. Тоже самое повторить с нижними зубами.
Мяч
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой! (С.Маршак)
Рот закрыт. Кончиком языка нажимать на правую - левую щёки.
«Парус»
Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно, это я! (Е.Арс)
Рот широко открыт. Кончик языка поставить за верхние передние зубы – «парус» у кораблика.
Барабан
Я стараюсь, как могу,
Барабаню и пою.
Барабаню целый день,
Барабанить мне - не лень (Н.Тарасов)
Рот открыт. Кончик языка поднять за верхние передние зубы на альвеолы (бугорки за зубами). С силой постучать «по бугоркам», произнося звук д-д-д-д-д-д…..
Артикуляционная гимнастика
«Мой весёлый язычок»
(альбом в картинках)
Составила: Т.Г.Попова