Игровое пособие «Артикуляционная гимнастика в картинках»
Автор: учитель-логопед Губина Ольга Николаевна
Данные игровые пособия предназначены для самостоятельной и совместной работы взрослого (логопеда, воспитателя или родителей) с детьми дошкольного возраста. Они позволяют в игровой форме разучивать комплексы артикуляционных упражнений. В дальнейшем, когда с ребенком будут отработаны все упражнения, он самостоятельно, опираясь на зрительный образ, сможет выполнять артикуляционную гимнастику для заданного звука.Заниматься по этим пособиям можно как индивидуально, так и в подгруппе.
Пособие № 1 «Желания волшебника»
Цель: Выполнение артикуляционной гимнастики для постановки звука [Л].
Дидактическая задача: С помощью упражнений артикуляционной гимнастики выработать правильный артикуляционный уклад, необходимый для постановки звука [Л].
Игровая задача: Помоги доброму волшебнику выполнить шесть заветных желаний и тогда самолет сможет взлететь в небо.
Упражнение «Улыбочка». Удерживать губы в положении улыбки под счет от 1 до 5 (количество повторений - от 3 до 5 раз).
Упражнение «Лесенка». Губы в улыбке, язык поочередно прикасается к верхней губе, к верхним зубам, за верхние зубы (количество повторений - от 3 до 5 раз).
Упражнение «Маляр». Язык поднимается вверх и кончик языка выполняет «красящие» движения по верхнему небу от зубов к горлу и обратно.
Упражнение «Лошадка». Поцокать языком.
Упражнение «Парус». Кончик языка упирается в верхние зубы и удерживается под счет от 1 до 5 (количество повторений - от 3 до 5 раз).
Упражнение «Леденец». Поцокать кончиком языка.
Упражнение «Самолет». Прикусить кончик языка (либо язык в положении «Парус») и длительно пропеть звук ЫЫЫЫ.
Пособие № 2. «Щенок учится рычать»
Цель: Выполнение артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р].
Дидактическая задача: С помощью упражнений артикуляционной гимнастики выработать правильный артикуляционный уклад, необходимый для постановки звука [Р].
Игровая задача: Помоги маленькому щенку научиться рычать. Ему нужно пройти по стрелкам и выполнить все задания.
Упражнение «Лесенка». Губы в улыбке, язык поочередно прикасается к верхней губе, к верхним зубам, за верхние зубы (количество повторений - от 3 до 5 раз).
Упражнение «Лошадка». Поцокать языком.
Упражнение «Грибок». Присосать язык к верхнему небу и удерживать в таком положении под счет.
Упражнение «Индюк». Губы в улыбке, рот открыт, язык делает быстрые движения «бл-бл-бл» по верхней губе.
Упражнение «Пулемет». Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка ритмично «стучит» за верхними зубами «тд-тд-тд» сначала медленно, а затем ускоряя темп.
Упражнение «Барабан». Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка «отстукивает» за верхними зубами «д-д-д» определенный ритм.
Тихомирова Екатерина Витальевна