Статья на тему «Арт-технологии на уроках русского языка и литературы» (5–9 классы)
АРТ - ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
(из опыта работы)
Образование изначально направлено на развитие способностей личности. Творческая личность - существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Творческие личности влияют на развитие и характер общества в целом, и задатки творчества следует развивать.
В технологическом плане я обратилась к урокам арт-технологии, потому что в работе учителя бывают такие моменты, когда он чувствует эмоциональное обеднение обучения и осознаёт односторонность интеллектуального развития учащихся. Тогда его взоры обращаются к искусству. Инсценирование, художественные сочинительства, рисование, игры и музыка развивают внутренние силы ученика, будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания детьми изучаемого материала, расширяют кругозор и мн. др. На таких уроках умственное воспитание переплетается с социальным, эстетическим и оздоравливающим, чего трудно добиваться на других уроках.
Арт-технология построена на использовании технологии обучения ребёнка различным видам искусства на основе игровой ситуации. Решая познавательную задач, ученик выбирает способы выполнения своей роли. При этом он свободен в выборе импровизации и самовыражения. Как в настоящих спектаклях, на таких уроках учитывается всё: роли, костюмы, декорации. Такие уроки помогают детям глубже понять тему, вжиться в неё.
На сегодня четко обозначились три варианта использования искусств на уроках:
построение всего урока на одном из видов искусств, когда по законам жанра действует и учитель, и ученики;
включение элементов искусства как средств деятельности учителя;
использование отдельных элементов различных жанров и видов.
1. Одним из эффективных путей развития творческой активности учащихся считается театрализация. Использование сценических технологий на уроках литературы позволяет выявить особенности личности ребенка и вместе с тем учит пониманию взаимодействия, коммуникабельности, активизирует внимание и воображение учащихся, повышает интерес к прочтению произведения, к коллективному творчеству.
В обучении театрализации выделяются следующие этапы:
- подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;
- исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);
- репетиционный этап перед воображаемым зрителем;
- презентация подготовленного проекта;
- рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.
Театрализованные уроки могут быть самыми разными: кукольный театр, имитационное моделирование, мысленное рисование, заочные поездки в гости, деловые и ролевые игры, урок — диалог, литературный вернисаж, урок — дискуссия, озвучивание немого кино, урок — исследование, урок — суд, мультфильм, урок — встреча, урок — лингвоанализ, игровая телестудия, парад литературных героев, письмо герою (например, письмо людям от имени Куклы по рассказу Е.Носова «Кукла», письмо господину от своего имени по рассказу Н.Лескова «Старый гений» и др.), защита рисунков, урок — интервью и многие другие.
А на уроках имитационного моделирования учащиеся превращаются в литературных персонажей, за действия которых они несут ответственность и за которых они принимают решения: соревнование казака Коршунова и сотника Листницкого (по роману Шолохова «Тихий дон»), возвращение Аркадия Кирсанова в имение отца, дуэль Печорина с Грушницким, поведение мальчиков в минуту опасности (по рассказу Ю.П. Казакова «Тихое утро»). Например, после дуэли с Долоховым Пьер упрекает себя: «Зачем я сказал: «Я вас люблю?» Но есть ещё голос рассудка, который пытается успокоить мыслью об относительности всех нравственных понятий («и позор имени, и честь — всё условно»). А вот Наташа вернулась из театра, где увидела Анатоля. Её волнует вопрос: «Погибла ли я для князя Андрея или нет?» Но в ответ успокоительная усмешка: «Что я за дура, что я спрашиваю это? Что же со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его не увижу никогда». Наташа успокаивалась на мгновенье, но потом опять какой-то инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви её к князю Андрею погибла. Инстинкт — это нравственное чувство, которое Наташа не может заглушить никакими доводами рассудка. Ребята почувствуют душевные страдания героини и осмыслят причины её страдания. Изображая встречу Петруся и Эвелины (по повести А. Грина «Алые паруса)», сцену свидания Аси и Н.Н. (по повести И.С.Тургенева «Ася») и другие события произведений, школьники учатся раскрепощаться, перевоплощаться, открываться, не бояться наделять героев своими собственными мыслями, чертами характера и отношениями.
Ролевая игра, заложенная в основе всякой театрализации, значительно активизирует резервные возможности учеников, раскрывает личностные качества детей. Урок — озвучивание немого кино формирует у учащихся свой читательский взгляд на произведение.
На уроке — исследовании ученик, превратившись в Печорина, читает его дневник, подчёркивая такую черту, как искренность. Разве может человек лгать самому себе? А если лжёт, стоит ли ему делать записи?
А вот урок — лингвоанализ. Павел Кирсанов спрашивает: «А вы, господин Базаров, собственно, что такое? Об этой фразе можно много рассказать: во—первых, спрашивающим соблюдена учтивость, но какая- то отстраненная, холодная фраза становится ироничной благодаря вводному слову «собственно» - так может говорить лишь тот, кто смотрит на собеседника сверху вниз. Местоимение «что» в адрес человека выдаёт спесь, презрение, недостойное истинного христианина. Так становится понятен тот, кто вступил в конфликт с Базаровым, называющим чувства «чушью», белибердой. Кто кого одолеет, если оба не умеют уважать.
Уроки — заочные путешествия должны периодически исполъзоваться как повторение изученного или как прогнозные уроки опережающего обучения. Например, на уроке «В гостях у Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных» ребята побывали в гостях у этих семей и смогли разобраться в том, какую семейную жизнь Толстой считает настоящей.
Навсегда в памяти детей остаётся урок — встреча (воображаемая, конечно) Павла Ивановича Чичикова и Н. В. Гоголя, исколесивших энскую губернию вдоль и поперёк. А что скажут друг другу красный, разжиревший Дмитрий Ионыч Старцев, мчавшийся на своей тройке, подобно языческому богу, и усталый, измождённый чахоткой Антон Павлович Чехов, возвращавшийся с Сахалина, куда он поехал на свои средства, чтобы описать жизнь каторжан и страшное преступление государства перед человеком?
А урок — дискуссия по рассказу В. Распутина «Уроки французского» раскрепощает ребёнка, облегчает общение. В дискуссии участвуют учительница, директор, мальчик и ребята в классе. Каждый из участников, проведя исследовательскую работу над произведением, пытается найти свой ответ на вопросы: «Почему голодающий мальчик не принял посылку с продуктами?», «Как вы относитесь к непедагогическому поступку учительницы? Каковы его мотивы?»
Урок — игровая «телестудия», в которой встречаются и ведут разговор о книге ученики — журналисты, обогащает речевую деятельность ребят, обучает прогнозированию своих действий, мысленному эксперименту. А урок — диалог придумывают и разыгрывают сами ученики, это маленький литературный театр с костюмами, художественными деталями.
Арт — технология урока включает в себя использование в процессе изучения учебного материала игр, причём самых разнообразных: сюжетные игры (составление киносценария из кинокадров по «Слову о полку Игореве», «Песне про купца Калашникова», бой эрудитов (по повести Н. В.Гоголя «Тарас Бульба»), свободный «микрофон» (говори, что хочешь, разреши себе свободный полёт мысли и чувства), парад литературных героев (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»), письмо Пушкину: «Читая твои стихи о любви, я должен что — то сказать, видимо, самое главное...», письмо Куприну: «Что это было: любовь или сумасшествие? (по рассказу «Гранатовый браслет»), проблемная деловая игра (девятиклассники получили задание найти подходящие эпиграфы из Библии ко всему изученному в учебном году. Всё было осмыслено в зеркале Священного писания — книги, которая является единственно верным критерием прочтения художественного текста, образов, идей и даже авторской позиции), деловая игра «Что? Где? Когда? Какое? Что делает? Или Навстречу Членам Предложения», урок — путешествие в Страну Однородных Членов Предложения, экспресс — ответы, бои загадок и головоломок, интеллектуальная игра «Умники и умницы» (н-р, по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») и многие другие.
Часто в педагогической практике используются уроки-суды над прочитанным литературным произведением, урок- психодрама, когда учащиеся разыгрывают сценки из собственной жизни. Такие сценки можно разыгрывать с помощью кукольного театра. Психологи считают, что при этом возникает возвышение души средствами искусства.
Урок — суд. Всё как в настоящем суде — адвокаты, судьи, обвинители, свидетели. Адвокатам, как в настоящем суде, надо выиграть процесс, найти любые зацепки, факты, ситуации, смыслы слов, которые помогли бы понять и простить их. Вот урок — суд на тему «Имеют ли право на существование неполные предложения?» На повестку дня было вынесено обвинение со стороны полных предложений. Они обвиняли неполные в том, что те обедняют русскую речь, делают её невыразительной. Для разбирательства ситуации обе стороны были приглашены в суд. Суд, руководствуясь Конституцией страны Синтаксиса, приговорил полные и неполные предложения к дружбе и сотрудничеству, так как и те, и другие неизменно служат лишь для блага нашего русского языка.
2. Кроме театрализованных, к арт — технологии относятся уроки предметного рисования (рисование пейзажей, «рисование» своего отношения к герою, к прочитанному произведению), т. е. мысленное рисование; и реальное рисование иллюстраций, предметов, вещей разных жанров, стилей; ролевое, групповое и рисование с закрытыми глазами.
«Акварельные» уроки очень мобильны, если в кабинете всегда под рукой краски и альбомы (альбомные листы).
Дети с помощью цвета могут выражать свои эмоции и настроение, вызванные содержанием текста, поэтому такую работу можно проводить на любом этапе знакомства с ним. Это может быть цвет - «восприятие», цвет - «ассоциация», цвет - «результат исследования».
3. Музыкальный материал на уроках изучения литературы следует использовать систематически, на протяжении всего учебного года. Естественно, что не только литература, но и музыка выражает общественную позицию человека и воспитывает его, обогащая эмоциональный мир, образное мышление.
Песне доступны самые высокие идеи и самые высокие, сильные и чистые чувства. Она неисчерпаемый источник для создания крупных инструментальных и вокальных произведений. Учитель должен помнить, что когда слушаем песню, то стараемся уловить прежде всего слова, мелодию. Но на этом восприятие не заканчивается. В песне заложены очень важные выразительные средства, которые согласуются с драматическими произведениями: «Песня—своего рода театр: в ней есть драматургия, есть пьеса, есть актер и даже своеобразные декорации,—говорил композитор В. П. Соловьев-Седой.
4. Ролевая игра, заложенная в основе всякой театрализации, рисования, пения, значительно расширяет резервные возможности учеников, раскрывает личностные качества детей, повышает эмоциональный фон и эффективность учебного процесса, обеспечивает более глубокое осмысление учебного материала, вырабатывает чувство ответственности за принятие решения, способствует развитию творческого мышления, развивает индивидуальность ученика, улучшает здоровье ребёнка, воспитывает школьников путём приближения их к моральным и социальным нормам в отношениях. У детей повышается жизненный тонус, понимание различных средств выражения мысли и чувства. Включение таких уроков в процесс обучения придаёт ему радостные, светлые тона.