Урок литературы 7-8 класс «А.С. Пушкин. Болдинская осень»
Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А.С. Пушкина, увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию школьников, разнообразить учебный процесс, путем использования ИКТ; развивать связную речь учащихся
Оборудование: ИКТ, репродукции картин, стихотворения А.С. Пушкина, симфоническая музыка, диск CD-ROM «А.С. Пушкин. Избранное»
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Слово учителя с опорой на презентацию.
Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Обратите внимание на иллюстрации с видами мест, связанных с жизнью и творчеством А.Пушкина.
Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение "болдинской осени".
Первый раз Пушкин приехал в Болдино в сентябре 1830 г. и предполагал пробыть там не более месяца. Шла подготовка к свадьбе с Натальей Николаевной Гончаровой, и Пушкин приехал в Болдино в связи с имущественными делами. Но началась эпидемия холеры, и возвращение в Москву стало невозможным, и Александр Сергеевич был задержан карантином и прожил почти всю осень, до декабря. Но, несмотря на это, поэт пережил здесь удивительный прилив вдохновения.
(звучит запись стихотворения «Осень») или читает учитель:
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне
Излиться, наконец, свободным проявленьем.
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута - и стихи свободно потекут.
(А.С. Пушкин. "Осень")
3. Работа с учебником.
Задание: найти в учебнике примеры произведений разных жанров. Обратить внимание на разнообразие этих жанров, написанных в Болдино.
Информация:
За эти три месяца поэт написал более 40 произведений. Среди них: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", последние главы романа "Евгений Онегин", сказки, стихи, множество критических статей и набросков.
Если мы сделаем простой список того, что и когда было им написано, то есть закончено, в осень 1830 года, то этот перечень будет красноречивее всяких объяснений.
Приехал в Болдино Пушкин 3 сентября,
9-го уже закончил “Гробовщика” ,
14-го “Станционного смотрителя” ,
20-го “Барышню-крестьянку” ,
25-го - девятую главу романа “Евгений Онегин” ;
между 5 и 10-м написан “Домик в Коломне” ,
между 12 и 14-м - “Выстрел” ,
20-го окончена “Метель” ,
23-го - “Скупой рыцарь” ,
26 - го - “Моцарт и Сальери” ,
и в октябре же окончено “Путешествие Онегина” ,
4 ноября окончен “Каменный гость” ,
и в ноябре же написан “Пир во время чумы” .
вывод: За эти болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений.
- Осень 1833 г., после поездки на Урал, поэт снова провел в Болдино. Он писал жене: "Сплю и вижу приехать в Болдино, и там запереться:". А в другом письме к Наталье Николаевне Пушкин описал свой трудовой день: "Просыпаюсь в 7 часов, пью кофей и лежу до 3-х часов. (Поэт имел привычку работать в постели - Г.Т.) В 3 часа сажусь верхом, в 5 в ванну и потом обедаю картофелем, да грешневой кашей. До 9 часов - читаю". За осень 1833 г. Александр Cергеевич написал "Медного всадника", "Анджело", "Сказку о мертвой царевне", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Пиковую даму", несколько стихотворений, закончил "Историю Пугачева".
- Последний раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 г. по запутанным делам имения и прожил там месяц. Но в этот раз он был настолько утомлен и истерзан душевно, что в середине октября вернулся в Петербург, написав лишь "Сказку о золотом петушке". В мае 1835 г. в письме к болдинскому управляющему поэт писал: "В июне думаю быть у вас". Однако намерения поэта не осуществились.
Итог:
- В каком году и при каких обстоятельствах А.С.Пушкин оказался в своём имении в Болдино?
- Какие произведения относятся в этому творческому периоду? Назовите их.
- Назовите сроки написания произведений, относящихся к болдинскому периоду жизни А.С.Пушкина.
Вывод: Болдинская осень в жизни А.С.Пушкина – творческий праздник.
Домашнее задание:
Выучить произведения, написанные во время Болдинской осени.
Уметь рассказать о болдинской осени в творчестве Пушкина.
Инд. Задание: выучить поправившее стихотворение.