А.С. Пушкин, рассказ о жизни поэта
Библиотечный урок в 5 классе
Тема: А.С. Пушкин, рассказ о жизни поэта (детство, лицейские годы). Литературная сказка
Цели: - воспитывать интерес к личности поэта;
- формировать представление об исторической эпохе, познакомить с
некоторыми фактами биографии писателя, показать истоки его
«сказочного творчества »;
- развивать внимательность, зрительно - слуховую память,
навыки работы с учебной статьей
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: портрет А.С. Пушкина (художник О. Кипренский), компьютерная презентация, выставка книг «Сказки А.Пушкина», карточки для опроса.
Что за прелесть эти сказки! А.С.Пушкин
Ход урока
I. Оргмомент. Постановка цели урока.
- Изучая тему «Фольклор», вы познакомились с разными произведениями народного творчества. Сегодня мы приступим к изучению литературных произведений. Литература отличается от фольклора тем, что существует в письменной форме и каждое произведение имеет своего автора – конкретного писателя с присущей ему творческой манерой. Один из известнейших писателей – А.С.Пушкин. О нем мы будем говорить сегодня на уроке.
II. Актуализация опорных знаний
- А.С.Пушкин в своем творчестве активно использовал художественный потенциал фольклора. Повторим изученное.
Беседа с учащимися (фронтально)
1) Дайте определение фольклора
(Фольклор – устное народное творчество)
2) Назовите фольклорные жанры
(Пословицы, поговорки, загадки, былины, песни, сказки…)
3) Что такое сказка?
(Сказка – вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях)
4) Какие сказочные формулы характерны для народной сказки?
(Постоянные эпитеты, гиперболы, повторы, слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами…)
Работа с карточками по вариантам (письменно в тетрадях): проанализировав примеры, определить сказочную формулу
(Два ученика могут работать на оборотах доски)
I вариант
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» (сказочное время)
«Стали они жить поживать, да добра наживать» (концовка)
«И рос не по дням, а по часам» (гипербола)
«Жили – были дед и баба» (зачин)
«Добрый молодец, красна девица, ветры буйные» (постоянные эпитеты)
«Диво – дивное, чудо – чудное» (тавтология)
II вариант
1) «И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не
попало» (концовка)
2) «За синими морями, за высокими горами» (сказочное
пространство)
3) Дорожка дальняя, лес дремучий, яблочко наливное
(постоянные эпитеты)
4) «Семь пар железных сапог истоптал» (гипербола)
5) «Плачет, слезами заливается» (тавтология)
6) «В некотором царстве, в некотором государстве» (зачин)
Взаимопроверка работ (в том числе и на доске), исправление ошибок, оценивание (за каждый правильный ответ – 2 балла)
III. Работа над темой урока
1. Знакомство с понятием литературной сказки (слово учителя с
привлечением учащихся) – 3 мин.
- Имя А.С.Пушкина многим читателям известно с детства. Он тоже любил сказки. «Что за прелесть эти сказки!» - писал поэт о сказках народных. Посмотрите на выставку его произведений. Какие из них вам знакомы? («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»)
- Все эти сказки – литературные. Что же такое литературная сказка? (Учащиеся читают вслух определение литературной сказки в учебнике на стр.79)
- Литературная сказка возникла из сказки народной, поэтому у них есть сходства и различия. Послушаем, что говорят по этому поводу сами сказки
Инсценизация
(ученики заранее подготовлены)
Народная Сказка (Н.С.):
- Я, Народная Сказка, появилась на свет в глубокой древности, когда еще не было письменности
Литературная Сказка (Л.С.):
- Я, Сказка Литературная, возникла гораздо позже Народной.
Н.С.:
- Я результат коллективного творчества людей, меня сочинил народ.
Л.С.:
- Мой автор – конкретный человек, писатель, поэтому я существую в письменной форме, в одном варианте, и мой текст не может быть изменен.
Н.С.:
- Я, в отличие от тебя, существую в устной форме, иногда в нескольких вариантах, так как сказитель вносит свои изменения.
Л.С.:
- Кроме отличий, у нас есть много общего. Например, вымышленный увлекательный сюжет, фантазия, борьба добрых и злых сил.
Н.С.:
- А главное – испокон веков во всех сказках добро побеждает зло!
- Какие особенности литературной сказки вам запомнились?
(Конкретный автор, письменная форма существования,
отсутствие вариантов текста, вымышленный сюжет, победа
добра над злом)
2. Работа по портрету А.С.Пушкина (худ. О. Кипренский)
- А.С.Пушкин – автор многих литературных сказок. Перед вами один из лучших портретов А.С.Пушкина. Художник стремился показать миру образ величайшего поэта, гордость русской культуры
Беседа с учащимися:
- Каким мы видим поэта?
- Опишите его позу, лицо, одежду.
- Какая деталь на портрете указывает на то, что перед нами поэт?
(Если учащиеся затрудняются ответить, им может помочь
учитель)
(На портрете Пушкин изображен в спокойной и благородной позе. Он в темном сюртуке, небрежно перекинут плед через плечо. Вдаль устремлен его ясный и мудрый взор. В углу картины – статуэтка музы с лирой, символом поэзии. Пушкин изображен в расцвете творческих и жизненных сил)
3. Знакомство с биографией А.С.Пушкина (детство, лицейские годы)
1) рассказ учителя (или подготовленного ученика) с использованием компьютерной презентации (может быть подготовлена учеником)
2) рефлексия: фронтальный опрос по вопросам последнего слайда
4. Работа с учебником (по группам – поиск новой информации о поэте,
индивидуально – творческое задание):
1) чтение молча отрывков из учебной статьи, обсуждение в группах: какую новую информацию почерпнули?
I гр. –1-2 абзацы, стр.81-82
II гр. – 3-4 абзацы, стр.82
III гр. – с 5 абзаца и до конца, стр.82-83
Индивид. задание– написать акросочинение на тему
«ПУШКИН» (см. ОБРАЗЕЦ в приложении к уроку)
2) рефлексия:
- С какой новой информацией о Пушкине познакомились?
(сообщения групп)
(В доме Пушкиных бывали известные литераторы. В раннем
детстве Пушкин был неуклюжим, застенчивым ребенком.
Бабушка Марья Алексеевна Ганнибал рассказывала мальчику о
знаменитых предках. Няня Арина Родионовна осталась в
семье Пушкиных даже после получения «вольной», прожив
здесь 31 год. Юный Александр любил читать, посещал
библиотеку родственников, одну из лучших в Европе. Пушкин
придумал сказочную страну Лукоморье)
- Чтение акросочинения
IV. Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение «Пролога» к поэме А.Пушкина
«Руслан и Людмила».
Выполнить творческую работу (по выбору):
Написать акросочинение на тему «Пушкин»
Подготовить коллаж, иллюстрацию к «Прологу» (можно использовать возможности компьютера).
Составить кроссворд по теме.
V. Итоги: Литературный диктант (в сильном классе можно дать более сложные задания), (взаимопроверка, за правильный ответ – 2 балла)
1.Наличие конкретного автора, письменная форма существования – это
признаки сказки…(литературной)
2. Художник, написавший портрет А.С.Пушкина…(О.Кипренский)
3. Год рождения Пушкина…(1799)
4. Имя знаменитого предка поэта…(Абрам Петрович Ганнибал)
5.Любовь к народным сказкам Пушкину привела…(няня Арина
Родионовна)
6. Учебное заведение, в котором учился Пушкин…(Лицей)
- Сегодня мы познакомились с некоторыми эпизодами из жизни великого русского поэта. На следующих уроках мы прикоснемся к его творчеству. Надеюсь, эти встречи будут яркими и интересными.
Использованная литература:
Литература: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. Обучения. Е.А.Исаева, С.И.Сафарян. – К.: Навч. книга, 2005
Ильина Н.Д.: Литература 5 класс: Планы конспекты уроков. - Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2005
Литературные диктанты 5-11 класс (в помощь учителю – словеснику). (Автор – составитель Король Г.Н.): - Донецк: 000 «Лебедь». – 2005.
Лукьянова Е.Г., Лукьянов С.А., Мещерякова М.И., Темиз Я.В. Зарубежная литература в таблицах и схемах: - Х.: «Издательская группа «Академия», 1999
Творческие задания по литературе. 5-11 класс.- Сост. Мельникова Л.В., Король Г.Н., Бухлова Н.В., Томас В.Н. – Донецк, 2001
Акросочинение
Поэтическая слава России.
Учился в Лицее в Царском Селе.
Шалить не любил, был застенчив.
Книги сделали его образованным.
Интерес проявлял к фольклору.
Нет людей, не знающих его сказок!
Текстовое сопровождение презентационного проекта
Слайд №1
«Рождение гения» - презентация творчества А.С.Пушкина: детские и юношеские годы
Слайд №2
6 июня 1799 года в Москве на Немецкой улице во дворе коллежского регистратора у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр
Слайд №3
Пушкины принадлежали к старинному дворянскому роду, который вел свое начало с ХIII и был тесно связан с историей становления государства Российского. Среди документов семейного архива выделяется красочное изображение родового герба.
Герб представляет собой рыцарский щит. В верхней половине на горностаевом меху, на бархатной подушке – княжеская шапка. Это знак того, что предок Пушкиных воевал под знаменем Александра Невского. В нижней части герба на левом поле – рука в серебряных латах, сжимающая меч, на другом – орел с распростертыми крыльями, держащий в когтях меч и державу Слайд №
Слайд №4
Родоначальником фамилии по материнской линии был Абрам Петрович Ганнибал, крестник и воспитанник Петра I
Слайд №5
Надежда Осиповна, мать поэта, урожденная Ганнибал, получила хорошее домашнее воспитание, была начитанна, прекрасно владела французским языком.
Сергей Львович, отец поэта, отставной майор, участвовал в любительских спектаклях, писал стихи, прекрасно декламировал, был незаменимым участником светских вечеров. Его разносторонние интересы способствовали развитию дарований детей
Слайд №6
Первенцем в семье Пушкиных была дочь Ольга. Она свободно владела французским, английским, училась музыке, рисованию.
Младший брат Лев был очень остроумен, писал хорошие стихи, Учился в Благородном пансионе при Петербургском университете
Слайд №7
Детство А.С.Пушкина тесно связана с именем няни поэта – Арины Родионовны Яковлевой. Именно няня дарила ему душевное тепло, любовь к русскому языку, народной речи, рассказывала ему народные сказки и предания
Слайд №8
Царскосельский Лицей был основан в 1811году с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной» (Проект основания Лицея). Шесть лет пробыл Пушкин в этом закрытом учебном заведении. На 4-ом этаже были спальные комнаты лицеистов. У каждого была своя комната, всего их было 50.
Слайд №9
У Пушкина была комната №14. Убранство скромное: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке – чернильница, гусиные перья, подсвечник. По одну сторону комнаты – глухая стена, по другую – комната его друга И.Пущина, №13
Слайд №10
Занятия студентов проходили в классах. Лицеисты вставали в 6 часов, одевались, шли в зал на молитву, потом в класс, учились с 7 до 9, потом пили чай и шли на прогулку. С 10 до 12 снова учились, обедали, снова гуляли, снова учились – и так до вечера. Особенно увлеченно Пушкин изучал историю, литературу, философию
В Актовом зале, украшенном высокими мраморными колоннами, роскошными хрустальными люстрами, проходили торжественные собрания
Слайд №11
В Лицее А.С.Пушкин приобрел себе верных друзей, сам научился дружить, пронеся по жизни память и великую любовь к своим друзьям. Среди преданных друзей были А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, И.Пущин
Слайд №12
Приближалась пора экзаменов. Специально для публичного экзамена Пушкин написал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», с которым выступил в Актовом зале Лицея в присутствии ведущего поэта того времени Г.Р.Державина. Этот важный момент жизни поэта отображен на картине И.Е.Репина
Слайд №13
В 1990 году в саду Лицея был установлен памятник А.С.Пушкину работы скульптора Р.Р.Баха. Поэт сидит на скамейке, глубоко задумавшись, устремив вдаль взгляд; полы его сюртука расстегнуты, поза свободна. О чем он думает? Возможно, о беззаботных студенческих годах, о преданных друзьях, о первых поэтических опытах. И люди идут к Пушкину, несут ему цветы, дарят свою бесконечную любовь и огромное уважение к его творческому гению
Слайд №14
Викторина
Город, в котором родился А.С.Пушкин (Москва)
Год рождения поэта (1799)
Известный предок Пушкина (Абрам Петрович Ганнибал)
Состав семьи (Мать, отец, сестра, брат)
Няня поэта (Арина Родионовна)
Место учебы юного Александра (Лицей)
Количество лет, проведенных в Лицее ( 6 лет)
Близкие друзья Пушкина (Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин)
Художник, изобразивший Пушкина на экзамене (И.Е.Репин)
Местонахождение памятника А.С.Пушкину (Сад Лицея)