Авторская программа по развитию мелкой моторики «Чудеса в ладошке»

4
0
Материал опубликован 10 January 2020

Авторская программа «Чудеса в ладошке»



Представление, что при любом

двигательном тренинге…..

упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.

Н.А. Бернштейн

Авторская программа «Чудеса в ладошке» соответствует требованиям:

закона РФ «Об образовании»;

примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования от Российской Федерации от11.12.2006г. №06-18-44);

приказа №1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от29.08.2013)

концепции развития дополнительного образования в РФ (утверждена постановлением правительства РФ от 04.092014 №1726-Р)


Пояснительная записка

1.1.Актуальность разработки программы

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования [4] одной из важнейших задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, и развитие общения (взаимодействия) ребенка со взрослыми и сверстниками.

Готовность к школе также предполагает овладение устной речью и всеми ее формами. Таким образом, речь является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми [1, с. 97–98].

Совершенствование мелкой моторики непосредственно влияет на совершенствование речи детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью [2, с. 4–5].

Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, а особенно для детей с общим недоразвитием речи, остается актуальной и сегодня.


1.2.Причины разработки программы

Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, можно сказать, что речь человека его визитная карточка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо

Поэтому работа по развитию мелкой моторики, должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу. В связи с этим возникла необходимость создания собственной программы по развитию мелкой и общей моторики ребёнка, для детей с общим недоразвитием речи.

Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка. Принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учётом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

1.3. Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

в программе раскрыта организация и содержание учебно-воспитательного процесса с детьми от 6 до 7 лет, диагноз: общее недоразвитие речи;

подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей с ОНР;

образовательная деятельность предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта;

определены психолого-педагогические условия развития общей и мелкой моторики. (включение детей в занятия, состоящие из развивающих упражнений; использование музыкального сопровождения на протяжении всего развивающего занятия);

сконструирован диагностический комплекс, позволяющий определить состояние общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

в практический раздел включены развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности.

данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения

все упражнения разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования, носят игровой характер, сочетают игровую деятельность - основную форму деятельности дошкольников – со знакомством с детской литературой.


1.4.Отличительная особенность предлагаемой программы состоит в следующем:

программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с общим недоразвитие речи, методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания;


программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к обучению письму. (Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики);


отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, платочками, резинками, счетными палочками, решетками, мячиками и другими материалами. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям [2, с. 6].


1.5.Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:

раскрывается один из показателей подготовки ребёнка с ОНР к школьному обучению;

представлен систематизированный материал по развитию тонко координированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей;

предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.

Направленность программы – развивающая.

Программа направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мыслительных операций, произвольного внимания, памяти, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.

Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.


1.6.Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования



Задачи программы:

Коррекционно-образовательные:

формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

закрепление проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук.

формирование навыков, способствующих развитию графического письма, для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

обучение детей приемам самомассажа в игровой форме

Коррекционно-развивающие:

развитие артикуляционной и мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования;

развитие зрительного, слухового восприятия;

развитие тактильной чувствительности рук;

развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

развитие речемыслительной деятельности;

развитие мимической мускулатуры;

развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.



Коррекционно-воспитательные задачи, решаемые в образовательной деятельности:

создание положительного эмоционального фона;

формирование коммуникативных навыков.


1.7.Принципы построения программы:


Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну)


Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.


Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнок, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.


1.8.Методы:

определение уровня развития координации и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;

частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование и решение творческих и нестандартных заданий);

исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

проблемный (создание проблемных ситуаций).

беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;

показ видео и мультимедийных материалов;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.


Технологии:

здоровьесберегающие и здоровьеформирующие;

технология развивающего обучения;

информационно-коммуникативные;

игровые;

личностно-ориентированные;

образовательные;

1.9. Этапы и сроки реализации программы:

1 этап: диагностический - посвящен решению следующих задач:

Определение уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста. (Приложение №1)

Знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, решетками, ковриками, палочками, мячиками и т.д

Создание доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.

2 этап: Коррекционно-развивающий этап – направлен на достижение основных задач программы.

Коррекционный этап предусматривает работу по учебно-тематическому планированию   для детей старшей группы с диагнозом ОНР и предполагает построение работы по пяти блокам:

речь с движением; (пальчиковая гимнастика)

самомассаж с использованием нестандартного оборудования

веселые игры; (игры с счетными палочками; с крупой, бусами, орехами, карандашом; с пуговицами, с песком,с прищепками, платочками, решетками, «Оригами»

скоро в школу; (знакомство с тетрадью, графические диктанты, штриховка)

работа с родителями: (Приложение №2)


3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.( контрольные задания по развитию мелкой моторики рук для детей с ОНР) (Приложение №3)


Сроки реализации авторской программы.

Программа «Чудеса в ладошке» рассчитана на 1 учебный год (старший дошкольный возраст.6-7 лет)

Работа по данной программе предусмотрена в кружковой деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в совместных игровых тренингах с родителями и детьми по тематическим неделям, в соответствии с планом учителя-логопеда.

Кружок «Чудеса в ладошке» посещают дети по запросам родителей. Количество детей в группе: 6-8 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, первый год обучения по 30 минут, с октября по май. Каждое занятие состоит из 3-х частей.



Год обучения

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

2 год

3

25

2









II. Учебно-тематическое планирование  игр и упражнений для развития мелкой моторики рук для детей старшей группы с диагнозом ТНР II год обучения.



Месяц

Содержание

Кол-во минут

(часов)

Кол-во занятий

октябрь


Мониторинг

30

1

«Огород. Овощи»

30

1

«Фрукты сад»

30

1

«Ягоды. Грибы. Лес»

30

1

ноябрь

«Осенняя страничка»

30

1

«Сезонная одежда и обувь»

30

1

«Домашние животные»

30

1

«Дикие животные»

30

1

декабрь


«Пришла волшебница зима. Зимующие птицы»

30

1

««Зимние забавы. Семья»»

30

1

«Такая разная посуда»

30

1

«Новый год у ворот»

30

1

январь


Каникулы

0

0

«Мебель»

30

1

«Транспорт»

30

1

«Профессии»

30

1

февраль


«Инструменты. Орудия труда»

30

1

«Животные жарких и холодных стран»

30

1

«Животный мир морей и океанов»

30

1

«День Воинской Славы»

30

1

Март


«Весна идет, весне дорогу. Мамин праздник»

30

1

«Земля -наш дом»

30

1

«Наша Родина - Россия»

30

1

«Посмотри, как хорош, город в котором ты живешь»

30

1

Апрель

«Перелетные птицы»

30

1

«Космические дали»

30

1

Русские народные промыслы. Виды росписи, виды игрушек.

30

1

«Обитатели птичника»

30

1

Май


«День Победы»

30

1

«Мир цветов»

30

1

«Путешествие в мир насекомых»

30

1

«Школа. Школьные принадлежности»

30

1

Всего

15,5 ч

31







6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.