Авторская программа по развитию мелкой моторики «Чудеса в ладошке»
Авторская программа «Чудеса в ладошке»
Представление, что при любом
двигательном тренинге…..
упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.
Н.А. Бернштейн
Авторская программа «Чудеса в ладошке» соответствует требованиям:
закона РФ «Об образовании»;
примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования от Российской Федерации от11.12.2006г. №06-18-44);
приказа №1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от29.08.2013)
концепции развития дополнительного образования в РФ (утверждена постановлением правительства РФ от 04.092014 №1726-Р)
Пояснительная записка
1.1.Актуальность разработки программы
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования [4] одной из важнейших задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, и развитие общения (взаимодействия) ребенка со взрослыми и сверстниками.
Готовность к школе также предполагает овладение устной речью и всеми ее формами. Таким образом, речь является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми [1, с. 97–98].
Совершенствование мелкой моторики непосредственно влияет на совершенствование речи детей дошкольного возраста. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью [2, с. 4–5].
Вот почему проблема развития мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, а особенно для детей с общим недоразвитием речи, остается актуальной и сегодня.
1.2.Причины разработки программы
Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, можно сказать, что речь человека его визитная карточка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо
Поэтому работа по развитию мелкой моторики, должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу. В связи с этим возникла необходимость создания собственной программы по развитию мелкой и общей моторики ребёнка, для детей с общим недоразвитием речи.
Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка. Принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учётом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.
1.3. Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
в программе раскрыта организация и содержание учебно-воспитательного процесса с детьми от 6 до 7 лет, диагноз: общее недоразвитие речи;
подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей с ОНР;
образовательная деятельность предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно — практического опыта;
определены психолого-педагогические условия развития общей и мелкой моторики. (включение детей в занятия, состоящие из развивающих упражнений; использование музыкального сопровождения на протяжении всего развивающего занятия);
сконструирован диагностический комплекс, позволяющий определить состояние общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
в практический раздел включены развивающие занятия для детей, в которых используется комплекс упражнений и игр направленный на развитие общей и мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования, а также продуктивной и познавательно – творческой деятельности.
данная программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения
все упражнения разработаны в соответствии с ФГОС дошкольного образования, носят игровой характер, сочетают игровую деятельность - основную форму деятельности дошкольников – со знакомством с детской литературой.
1.4.Отличительная особенность предлагаемой программы состоит в следующем:
программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с общим недоразвитие речи, методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания;
программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к обучению письму. (Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики);
отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, платочками, резинками, счетными палочками, решетками, мячиками и другими материалами. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям [2, с. 6].
1.5.Практическая значимость данной программы определена в трёх аспектах:
раскрывается один из показателей подготовки ребёнка с ОНР к школьному обучению;
представлен систематизированный материал по развитию тонко координированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, мышления, с выходом на развитие творческих способностей у детей;
предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.
Направленность программы – развивающая.
Программа направлена на развитие у детей мелкой моторики, координации, мыслительных операций, произвольного внимания, памяти, воображения, усидчивости; на укрепление руки детей, на развитие согласованных движений рук, дифференцированных движений пальцев рук.
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.
1.6.Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук с использованием нестандартного оборудования
Задачи программы:
Коррекционно-образовательные:
формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
закрепление проговаривания стихов одновременно с движением пальцев рук.
формирование навыков, способствующих развитию графического письма, для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
обучение детей приемам самомассажа в игровой форме
Коррекционно-развивающие:
развитие артикуляционной и мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования;
развитие зрительного, слухового восприятия;
развитие тактильной чувствительности рук;
развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
развитие речемыслительной деятельности;
развитие мимической мускулатуры;
развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Коррекционно-воспитательные задачи, решаемые в образовательной деятельности:
создание положительного эмоционального фона;
формирование коммуникативных навыков.
1.7.Принципы построения программы:
Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну)
Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнок, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
1.8.Методы:
определение уровня развития координации и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование и решение творческих и нестандартных заданий);
исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
проблемный (создание проблемных ситуаций).
беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
показ видео и мультимедийных материалов;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы.
Технологии:
здоровьесберегающие и здоровьеформирующие;
технология развивающего обучения;
информационно-коммуникативные;
игровые;
личностно-ориентированные;
образовательные;
1.9. Этапы и сроки реализации программы:
1 этап: диагностический - посвящен решению следующих задач:
Определение уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста. (Приложение №1)
Знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, решетками, ковриками, палочками, мячиками и т.д
Создание доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
2 этап: Коррекционно-развивающий этап – направлен на достижение основных задач программы.
Коррекционный этап предусматривает работу по учебно-тематическому планированию для детей старшей группы с диагнозом ОНР и предполагает построение работы по пяти блокам:
речь с движением; (пальчиковая гимнастика)
самомассаж с использованием нестандартного оборудования
веселые игры; (игры с счетными палочками; с крупой, бусами, орехами, карандашом; с пуговицами, с песком,с прищепками, платочками, решетками, «Оригами»
скоро в школу; (знакомство с тетрадью, графические диктанты, штриховка)
работа с родителями: (Приложение №2)
3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.( контрольные задания по развитию мелкой моторики рук для детей с ОНР) (Приложение №3)
Сроки реализации авторской программы.
Программа «Чудеса в ладошке» рассчитана на 1 учебный год (старший дошкольный возраст.6-7 лет)
Работа по данной программе предусмотрена в кружковой деятельности, в индивидуальной работе с детьми, в совместных игровых тренингах с родителями и детьми по тематическим неделям, в соответствии с планом учителя-логопеда.
Кружок «Чудеса в ладошке» посещают дети по запросам родителей. Количество детей в группе: 6-8 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц, первый год обучения по 30 минут, с октября по май. Каждое занятие состоит из 3-х частей.
Год обучения | Вводная часть | Основная часть | Заключительная часть |
2 год | 3 | 25 | 2 |
II. Учебно-тематическое планирование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук для детей старшей группы с диагнозом ТНР II год обучения.
Месяц | Содержание | Кол-во минут (часов) | Кол-во занятий |
октябрь | Мониторинг | 30 | 1 |
«Огород. Овощи» | 30 | 1 | |
«Фрукты сад» | 30 | 1 | |
«Ягоды. Грибы. Лес» | 30 | 1 | |
ноябрь | «Осенняя страничка» | 30 | 1 |
«Сезонная одежда и обувь» | 30 | 1 | |
«Домашние животные» | 30 | 1 | |
«Дикие животные» | 30 | 1 | |
декабрь | «Пришла волшебница зима. Зимующие птицы» | 30 | 1 |
««Зимние забавы. Семья»» | 30 | 1 | |
«Такая разная посуда» | 30 | 1 | |
«Новый год у ворот» | 30 | 1 | |
январь | Каникулы | 0 | 0 |
«Мебель» | 30 | 1 | |
«Транспорт» | 30 | 1 | |
«Профессии» | 30 | 1 | |
февраль | «Инструменты. Орудия труда» | 30 | 1 |
«Животные жарких и холодных стран» | 30 | 1 | |
«Животный мир морей и океанов» | 30 | 1 | |
«День Воинской Славы» | 30 | 1 | |
Март | «Весна идет, весне дорогу. Мамин праздник» | 30 | 1 |
«Земля -наш дом» | 30 | 1 | |
«Наша Родина - Россия» | 30 | 1 | |
«Посмотри, как хорош, город в котором ты живешь» | 30 | 1 | |
Апрель | «Перелетные птицы» | 30 | 1 |
«Космические дали» | 30 | 1 | |
Русские народные промыслы. Виды росписи, виды игрушек. | 30 | 1 | |
«Обитатели птичника» | 30 | 1 | |
Май | «День Победы» | 30 | 1 |
«Мир цветов» | 30 | 1 | |
«Путешествие в мир насекомых» | 30 | 1 | |
«Школа. Школьные принадлежности» | 30 | 1 | |
Всего | 15,5 ч | 31 |
6