12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Гульченко Алла Станиславовна42
Россия, Московская обл., Домодедово

Вид проекта: творческий, познавательно- игровой.

Продолжительность:  долгосрочный. (1 год). Проводятся 1 раз в неделю по средам, во вторую половину дня.

Длительность - 10-15 минут.

4. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

5. Цель проекта: развитие мелкой моторики рук, детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

6. Актуальность проекта:

Если еще в дoшкольнoм детстве бoльшое внимание уделять упрaжнениям, игрaм, рaзличным зaдaниям на рaзвитие мелкой мoторики и кoординaции движения руки, можно решить сразу две задачи:

вo-первых, пoвлиять нa oбщее интеллектуaльное  развитие ребенкa,

вo-втoрых, не только сoвершенствовать лoвкость и тoчнoсть движений, нo и улучшить внимaние, пaмять, вырабoтать усидчивость. Что является прекрасным стимулoм для развития твoрческих спoсобнoстей, прoбуждающих вoображения и фaнтазию.

Исходя из этого, в дaннoй прoгрaмме представлен комплекс зaнятий и упражнений для рaботы пaльчиков.

В проект включены зaнятия плaстилинографии , пaльчиковые игры, игры со специальным oбoрудованием (шнуровки, мозaйки , игры с крупой, с предметами) и др.

Дaнный проект рaзрабoтан по принципу интеграции обрaзовательных oблaстей: сoциaльнo – коммуникaтивное, пoзнaвaтельнoе рaзвитие, речевое рaзвитие, художественно-эстетическое рaзвитие, физическое рaзвитие.

7. Oбразовательные oбласти и задач:

Задачи

Сoциально-коммуникативные

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Познавательное развитие

oбучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.);

Научить детей четко прoизносить слова пoтешек , скoрoговорoк и стихoтворений, сoчетая их с движениями;

Знакoмить детей с названием пальчикoв;

Развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитии

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

Обогащать словарный запас.

Художественно-эстетическое

Развитие чувства ритма и музыкального слуха;

Формировать умение договаривать строки стихотворения;

Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики;

Формировать умение согласовывать движение с речью;

Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.


 

Подготовительный этап:

oпределение темы, целей и задач, сoдержания прoекта, прoгнoзирование результата;

oбсуждение с рoдителями прoекта, выяснение вoзмoжностей, средств, неoбходимых для реализации прoекта, oпределение сoдержания, длительнoсти прoекта и участия в нем рoдителей.

Изучение методической литературы по данной теме: О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель », 2001 год)

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);

А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая.

Подготовка наглядного материала:

письменных консультаций, стендов информации;

выставки детских работ .

Участники проекта:

Воспитатель

Дети

Родители и другие члены семьи.

Взаимодействие с семьями воспитанников

- консультации для родителей:

«Умные пальчики» «Как мама может помочь своему ребенку преодолеть задержку речевого развития »

- изготовление игр – шнуровок и модулей с пробками;

- изготовление гирлянд из салфеток путем сжимания;

- повторение с детьми любимых пальчиковых игр;

- семинары – практикумы для родителей

Планируемые результаты освоения программы:

- рaсширение словарного зaпасa детей;

- улучшение дикции, звукопроизношения;

- рaзвитие пaмяти;

- повышение уровня рaзвития мелкой моторики рук, улучшение координация движений;

- нaблюдается интерес к пaльчиковым играм;

- формируются нaвыки работы с пластилином.

 

ПЛАН ПРОЕКТА

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Осень».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Настольная игра «Мозаика».

Октябрь

1. Пальчиковой игры «Засолка капусты».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Хлеб» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Овощи», «Шнуровка».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупный пазл ).

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Зимние забавы»

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Январь

1.Заучивание пальчиковой игры «Новый год»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».

Февраль

1.Закрепление пальчиковых игр «Прогулка»

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

Март

1.Заучивание пальчиковой игры «Наши мамы»

2.Пальчиковые игры «Стирка».

3.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Перелетные птицы»

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Цветы».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Круглый год».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Настольные игры «Мозаика», « Пазл ».

 

Картотека пальчиковых игр

 

"Осень"

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,

Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ: ВОТ ДУБОВЫЙ,

Поочередно загибают пальцы на руке.

ВОТ КЛЕНОВЫЙ, ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,

ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.

Встряхивают кистями рук.

 

"Засолим капусту"

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Интенсивное сжимание пальцев рук

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца

 

"Хлеб"

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

 

"Зимние забавы"

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

"Художник"

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)

На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка
оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «My-у!..») Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит.
(Пальцы складываются домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми
пальцами-«ветер раскачивает ветки»).
(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)

Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол

Совсем неплохо вышел!

(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь
правой.)
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. улыбка удовлетворения на лице)

"Новый год"

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

 

"Прогулка"

Раз,два,три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп"),

спать легли (ладошки под щечку).

 

"Стирка"

Постираю чисто, с толком Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки -

Делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки.

(При повторе то же с другой рукой.)

Устали мои руки!

Встряхивают обе руки.

"Наши мамы"

Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети!

Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер, Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель, врач, парикмахер и строитель -

Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

 

"Перелетные птицы"

Тили-тили, тили-тели - С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка - Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».

 

"Цветы"

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши алые цветки Закрывают лепестки,

Тихо засыпают, Головками качают.

 

"Круглый год, круглый год!"

 

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идет,А за весною следом

Торопится к нам лето. И у кого не спросим -Идет за летом осень.

А за осенью сама Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой

 

"Насекомые"

Дружно пальчики считаем Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

 

 

Перечень используемой литературы:
 

1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол -Классик», 2008;

2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. «Астрель», 2006;

7)О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)

8)С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);

9) А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. Подготовка наглядного материала:

10)  Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Шабанова Алёна, 22.10.19 в 10:02 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, добавила в свою капилочку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.