12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна26
Россия, Саратовская обл.
5

Авторская работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: «Организация православного семейного клуба в ДОО, как одно из средств духовно-нравственного развития». Методическая разработка встречи семейного клуба «Доброе зернышко» «С книгой мир добрей и ярче!»













Авторская работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:

«Организация православного семейного клуба в ДОО, как одно из средств духовно-нравственного развития».

Методическая разработка встречи семейного клуба

«Доброе зернышко»

«С книгой мир добрей и ярче!»






Автор – составитель

воспитатель 1 квалификационной категории

Незнамова Лариса Николаевна

Воспитатель Горелова Анна Анатольевна




г. Балашов

«Все начинается с детства, потому что

душа ребенка распахнута навстречу добру и любви,

и так важно посеять в ней семена любви к ближнему,

великодушия, милосердия»

С.В.Михалков

В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличение разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.

Термин «духовно – нравственное воспитание» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания, так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях, должен иметь определённые ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути.

Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

Педагоги с горечью замечают, что воспитание малыша родители часто превращают в подготовку к учебе в школе и реализации удачной профессиональной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.

Поскольку родители, в силу своей занятости, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Задача воспитателя – подготовить ребенка к жизни среди людей, "сделать" его социально адаптированным.

Мы долго думали, что же взять за основу духовно-нравственного воспитания в ДОО?

На основании методического письма Государственного Автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский Областной Институт Развития Образования» по введению православного компонента дошкольного образования от 2016 года, руководителем нашего дошкольного учреждения, по результатам педагогического совета, было решено организовать работу семейного клуба «Доброе зернышко» с целью объединения усилий ДОО и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Руководителями клуба стали воспитатели и музыкальный руководитель.

Для организации работы клуба, прежде всего, нужно было поставить цель и задачи, а также найти единомышленников в родительской среде. Для этого был проведен опрос родителей на общем родительском собрании. Желающие написали заявление с просьбой зачислить в клуб. Мной было разработано положение о работе семейного клуба «Доброе зернышко», составлен план работы. Также определена периодичность проведения встреч: 1 раз в квартал сезонно в соответствии с календарно-обрядовыми праздниками, во второй половине дня. Этот режим удобен как для педагогов, так и для родителей.

Содержание взаимодействия родителей и педагогов подбиралось в рамках темы инновационной деятельности ДОО, а также согласно цели и задачам, и нашло отражение в разнообразии форм и методов работы семейного клуба:

-выступление фольклорной студии;

-народные игры и хороводы;

-мастер-классы;

-презентации и слайд-шоу;

-фольклорные праздники;

-выставки;

-творческие конкурсы;

-консультации;

Использование таких разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч. В нашем клубе родители имеют возможность встречаться со священнослужителями, задавать им вопросы, овладевать конкретными умениями и навыками, обсуждать проблемные ситуации, а также участвовать наравне с детьми в игровой и продуктивной деятельности.

В рамках реализации плана работы клуба «Доброе зернышко» были проведены такие тематические заседания как: «Вся семья, вместе-так и душа на месте». «Семейные посиделки», «Папа, мама, я – дружная семья» участники заседания, посредством включения в различные виды совместной с детьми деятельности, получили необходимые знания по организации семейных досугов и праздников, приобщению дошкольников к ценностям семьи.

Заседания прошли в форме праздника и встреч с батюшкой, в ходе которых родители узнали об основах христианского воспитания детей в семье, а также родители и дети смогли ближе познакомиться между собой и задать интересующие вопросы. Поначалу родители были малоактивны, стеснялись, но дети привлекали их к участию, с удовольствием знакомили с правилами игр и движениями хороводов.

Особо запомнилась встреча, проведенная совместно с сотрудниками Балашовского краеведческого музея, «Покрова Пресвятой Богородицы». Дети и родители познакомились с истоками одного из почитаемых в народе осеннего праздника.

Для детей организовано развлечение «Синичкин день», «Сергий капустник». «Господин самовар». Дети с удовольствием отгадывали загадки, читали стихи, играли в игры.

Один из наиболее почитаемых праздников на Руси – Рождество Христово. «Рождественские встречи» семейного клуба включали в себя декламацию стихов, знакомство с традициями праздника Рождества Христова, экскурсию в Храм. Дети и родители с удовольствием участвовали в традиционных рождественских играх, хороводах вокруг елки. Участники клуба получили огромное удовольствие от общения друг с другом.

Ежегодное участие детей, родителей и педагогов в муниципальных мероприятиях «Рождественская звездочка» организованной совместно с Балашовской Епархией и ДОУ, как никогда сближают всех представителей и участников клуба.

Доброй традицией стало посещение храма во время празднования «Крещение Господне». Дети узнали, что главное событие этого праздника водосвятие. Вместе с верующими людьми дети набирали крещеную воду, которая называется святой.

Незабываемые встречи семейного клуба были посвящены православному празднику «Пасха». Участники клуба узнавали об истории и традициях празднования, проявляли свои умения в мастер-классах «Роспись пасхальных яиц». Большой интерес вызвала у родителей, детей и педагогов выставка «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Участники клуба проявили свои творческие способности, рукоделие, фантазию в своих поделках. Педагогами подготовлены буклеты «Традиции Пасхи», «Расскажи детям о Пасхе», «Пасха на Руси». В катании яиц с увлечённостью и задором соревновались не только дети, но и взрослые. Восторг и улыбка на лицах детей от удовольствия, что яичко прокатилось дальше, чем у родителей присутствовала на протяжении всего соревнования. В конце встречи дети показали театрализованное представление «Пасхальный теремок». Встреча удалась, она произвела неизгладимое впечатление, как на детей, так и на взрослых. Отец Максим угостил сладкими призами и подарил клубу детскую православную литературу.

Работа в творческой мастерской «Мы творим и создаем», Мастер-класс с последующей организацией выставки «У моей мамы руки золотые», «Рождественские подарки», «Светлая Пасха» и др. В рамках данных тематических заседаний родители (законные представители) детей получили информацию о методах и приемах продуктивной деятельности, формирования у детей духовных и нравственных ценностей.

Самым масштабным мероприятием стала встреча семейного клуба «С книгой мир добрей и ярче» в рамках районного методического объединения педагогических работников для руководителей детских садов «Родительское просвещение в решении актуальных задач обновления содержания и повышения качества дошкольного образования». Основное содержание деятельности встречи было направлено на формирование у родителей навыков развития у детей читательского интереса, компетентности по выбору детской литературы с учетом возрастных особенностей детей.

По доброй традиции завершались встречи клуба за чашкой чая, где обсуждались проведенные в течение года семейные встречи, просматривались фотографии и обсуждались темы на будущий год. После таких семейных застолий и педагоги, и дети, и родители уходили умиротворенные с радостью и спокойствием в сердце и душе.

Наш опыт организации клубной деятельности в детском саду уже 5 лет. С уверенностью можно сказать, что Семейный клуб представляет собой интересную современную модель и форму работы семьи и ДОО, способствующую привлечению родителей к духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении.

Мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать. Мы не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. А также мы создаем новую традицию: встречи в семейном клубе «Доброе зернышко».

Представляю Вашему вниманию методическую разработку открытого мероприятия с родителями на тему «С книгой мир добрей и ярче!».












РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»




412309, Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru




Конспект открытого мероприятия с родителями на тему:

«С книгой мир добрей и ярче!»



Автор-составитель:

руководитель семейного клуба «Доброе зернышко»

воспитатель Незнамова Лариса Николаевна.

воспитатель Горелова Анна Анатольевна










г. Балашов

Цель: привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности в ДОО по воспитанию любви и интереса у дошкольников к художественной литературе.

Задачи:

- Поддержать проявление потребности у родителей (законных представителей) в знакомстве и практическом применении знаний детской литературы в общении с дошкольниками.

- Организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;

- Повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодействию с ДОО и с библиотекой семейного чтения.

Форма проведения: ток-шоу. Вечер вопросов и ответов.

Участники: воспитатели, родители, семья с детьми, библиотекарь.

Предварительная работа: Выставка любимых книг детей, составление памяток, буклетов, консультаций по теме.

Приглашение библиотекаря.

Подготовка видеороликов, презентаций.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование: мультимедийная установка, полка с выставкой детских книг.

Содержание

(Звучит музыка из программы «Пусть говорят»)

Ведущий: Это детский сад «Юбилейный» и программа «Пусть говорят»! Добрый день! Мы, ее ведущие Незнамова Л.Н. и Горелова А.А.. В нашей программе самые интересующие Вас вопросы. В этой студии невозможно молчать. Мы, начинаем!

Ведущий: в начале учебного года мы познакомили вас с основными задачами, которые мы будем решать в течение года. Одной из задач является «Организация работы в ДОУ по приобщению дошкольников к художественной литературе» и тема нашей сегодняшней программы: «С книгой мир добрей и ярче!»

Ведущий: К сожалению, в наш век информатизации, век телевизоров и компьютерных игр, отношение детей к книгам изменилось. А ведь именно книга, художественная литература служат могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Благодаря книге у ребенка формируется своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Кто же вводит ребенка в этот удивительный мир книги? Этим занимаются родители – дома, а в детском саду – педагоги.

Ведущий: Итак, наш специальный корреспондент –Жевлакова Екатерина Андреевна посетила группы разного возраста детского сада «Юбилейный». Вот что она там увидела.

- Внимание на экран (видео – детский сад «Юбилейный»)

(Вниманию родителям представлены фрагменты занятий разных возрастных групп по ознакомлению детей с художественной литературой.)

Ведущий: Спасибо нашему корреспонденту Екатерине Андреевне за интересный репортаж.

Ведущий: Сегодня, специально на нашу программу пригласили воспитателя группы «Капельки» детского сада «Юбилейный» Маликову Оксану Викторовну. Встречайте!

Ведущий: Здравствуйте, Оксана Викторовна. С чем Вы к нам приехали на передачу? О чём Вы нам сегодня расскажете?

Оксана Викторовна: Сущность нашей работы, как воспитателей, заключается в создании творческой среды при ознакомлении дошкольников с художественной литературой, которая будет способствовать развитию художественного восприятия и эстетического вкуса, воспитанию любви к книге как произведению искусства и приобщению детей к чтению.

Ведущий: Как же разбудить интерес к книге у детей? Какому жанру отводится ведущая роль в младшем дошкольном возрасте?

Оксана Викторовна: Конечно, очень важно правильно выстроить свою работу по всем основным жанрам литературных произведений. Но особое значение в группе дошкольного возраста я уделяю знакомству со сказкой. Детям они очень понятны, и они постепенно учатся воспринимать художественный текст на слух.

Сказки есть в каждом доме, их читают всем детям дошкольного возраста. Они дают возможность ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, различить добро и зло. Но сегодня родители заменяют рассказывание сказки просмотром мультфильма по мотивам какой-либо сказки. Исчезает традиционное общение с книгой – семейное чтение с рассматриванием и обсуждением иллюстраций, беседой о содержании сказки, желанием найти в ней мораль, нравственный урок. Поэтому на данном этапе очень важно вызвать интерес у родителей к сказке как первому художественному жанру, с которым необходимо знакомить своих детей как можно раньше. От того, как родители умеют не только рассказывать, но и сочинять сказку, зависит развитие речи ребенка, а также его фантазии.

Игра «Сказка по кругу»

(Желающие родители стоят в кругу. Им предлагается выбрать один предмет на всех по желанию. Каждый родитель придумывает предложения будущего рассказа или сказки и передает предмет другому. Родитель, у кого оказался предмет, продолжает сочинять сказку или рассказ дальше. При передаче предмета по кругу, рассказ или сказка наполняется все новыми и новыми предложениями)

Ведущий: Спасибо! Очень интересный игровой подход Вы используете в своей работе. Уважаемые гости, может, возникли какие-нибудь вопросы к Оксане Викторовне? Задавайте.

Вопрос из студии: Мой сын всегда просит рассказать на ночь одну и ту же сказку. Это продолжается очень долго. Как мне к этому относиться?

Оксана Викторовна: Не волнуйтесь! Так ведут себя маленькие дети. Попробуйте использовать постоянное чтение одной и той же сказки для развития речи ребенка. Остановитесь на каком – либо моменте и попросить малыша рассказать, что будет дальше, а может, вы вместе сочините другую историю, так будет тренироваться память ребенка, фантазия и пополняться словарный запас.

Ведущий: Следующий наш гость из этого же детского сада воспитатель Гладкова Евгения Александровна. И вот, что она нам сегодня расскажет. Встречайте!

Евгения Александровна: Здравствуйте! Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы, как педагога, так и мамы шестилетнего ребенка. Заучивая программные стихи, отметила, что дети с трудом их запоминают, а через некоторое время забывают. Используя игровые приемы запоминания и опору на наглядные схемы-иллюстрации, которые сама рисую к строкам произведений, я отметила, что дети быстрее запоминают и воспроизводят стихотворения по схемам через довольно продолжительное время. Используемые приемы помогают в работе над выразительностью, тембром и четкостью при произношении и чтении стихотворений.

Чтение стихотворения по мнемотаблицы

Ведущий: Евгения Александровна, а как еще можно быстро выучить с ребенком стихотворение?

Можно выбрать и другую форму работы по заучиванию стихов. Давайте попробуем выразить поэтический образ стихотворения через движения. Я буду медленно читать строчки стихотворения, а вы показывать движения. Встаем, готовы?

Молодцы, каждый из вас смог передать свой образ зимы.

Ведущий: Евгения Александровна, а еще есть какой-нибудь способ?

Евгения Александровна: а теперь я предлагаю заучить это стихотворение по - другому. Я буду спрашивать вас строчкой из стихотворения, а вы мне этой же строчкой отвечаете, но ударение делаете на то слово, которое я сильнее выделяю голосом.

- Белый снег пушистый в воздухе кружится?

- И на землю тихо падает ложится?

- И под утро снегом поле забелело?

Точно пеленою все его одело?

- Темный лес, что шапкой принакрылся чудной?

- И заснул под нею крепко, непробудно?

- Стали дни коротки? Солнце светит мало?

- Вот пришли морозцы? И зима настала?

Евгения Александровна: Молодцы!

Ведущий: Спасибо. На мой взгляд, эта тема является актуальной и очень интересной.

Возникли ли, к Евгении Александровне, какие – либо вопросы? Задавайте.

Вопрос из студии: Почему одни дети быстро запоминают, а для других это настоящая проблема?

Евгения Александровна: Это зависит от индивидуальных особенностей детей, а также наследственных факторов. Но память все равно тренируема и надо ее развивать, даже если тяжело и сложно. Самый благоприятный возраст для разучивания стихов дети дошкольного возраста 4 – 5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. До 4 – х лет у детей преобладает непроизвольная память, а после 4 – х лет – осознанная память. Поэтому, то, что сегодня я вам продемонстрировала, это и есть методы заучивания стихов.

Ведущий: а что же нам расскажет мама двоих детей, Щербакова Светлана Алексеевна, мы узнаем сразу после короткой рекламы. Оставайтесь с нами.

Видеоролик из магазина «Русское слово»

Ведущий: Итак, наша программа продолжается. Встречайте! Следующий наш гость мама двоих детей 3 и 5 лет Светлана Алексеевна.

Ведущий: Здравствуйте! Как нам стало известно, в вашей семье уже давно существует традиция семейного чтения.

Светлана Алексеевна: Совершенно верно. В нашей семье все любят семейные традиции и стремятся их поддерживать. Как раз сейчас самое благодатное время для того, чтобы привить ребенку любовь к книге. Ежедневное чтение в нашем семейном кругу стало доброй и полезной привычкой, которую наши дети заберут во взрослую жизнь.

Для того, чтобы наше семейное чтение стало желанным и интересным, мы покупаем книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию, вспоминаем с детьми то, о чём мы читали, играем с ними, намеренно искажаем содержание прочитанного, чтобы проверить, как наши малыши запомнили текст, рассказываем детям интересные и запоминающиеся истории из жизни авторов книг. А сейчас уже перешли к постановке простых домашних кукольных спектаклей. Самые простые театральные постановки с участием любимых игрушек детей – это не просто развлечение, но и возможность для родителей способствовать развитию речи, памяти, творческих способностей. Ребенок сам может приготовить декорации, тем самым, проявив себя, как художник и дизайнер.

Светлана Алексеевна: Хочу поделиться своим опытом постановки сказки, но для этого мне нужны помощники.

Выходят родители и ее дети

Инсценировка сказки «Теремок»

Ведущий: Спасибо Вам большое за интересный рассказ и за сказку.

Возникли ли, к Светлане Алексеевне, какие – либо вопросы? Задавайте.

Вопрос из студии: «Что делать, если ребенок не хочет слушать чтение книг?»

Светлана Алексеевна: Выберите книгу, которая, по вашему мнению, его заинтересует, сядьте в сторонке и громко читайте себе. Только сесть надо в таком месте, чтобы ребенок мог легко к вам присоединиться, и он обязательно присоединиться.

Ведущий: Уважаемые родители, а кто еще хочет поделиться опытом постановок сказок в домашних условиях?

Ведущий: Следующий наш гость пришла не с пустыми руками! Встречайте!

Здравствуйте, Марина Юрьевна.

Марина Юрьевна: Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла вот такую книжку – самоделку, которую мы с ребенком сделали своими руками. Вы спросите, для чего нужна самодельная книга, если магазины предлагают множество красивых, ярких книжек? Что же «хорошего» в самодельной книге?

А я Вам отвечу: «Самодельная книга — это продукт творческих усилий ребенка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству. А также — это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то умного, красивого и полезного. В процессе изготовления книги развивается речь ребенка, творческое мышление и мелкая моторика рук.

Можно сделать книжки – самоделки из файлов, из альбома, а я предлагаю сделать книжку – самоделку из подручных материалов! Это книга А. Барто «Игрушки».

Мастер – класс с родителями

Ведущий: Спасибо, очень поучительный мастер – класс!

Может у кого-то еще есть опыт работы по изготовлению книги-самоделки?

Ведущий: а сейчас рекламная пауза. Оставайтесь с нами.


Видеоролик «Реклама библиотеки»

Ведущий: Следующий наш гость как никто любит книги! Встречайте!

Здравствуйте!

Выступление библиотекаря

Ведущий: Поддержание интереса к книге у ребенка невозможно без личного примера родителей. Если домашняя библиотека служит лишь украшением квартиры, а ребенок видит папу у компьютера, телевизора, а маму – постоянно в хозяйственных хлопотах, малыш никогда не полюбит книг, Задумайтесь об этом!

Ведущий: На этом наша передача заканчивается. Кто-то известный сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Мы, педагоги и родители, должны помочь ребенку полюбить книгу, воспитать интерес и потребность в чтении. Мы желаем вам успеха на этом нелегком, но радостном пути. Пусть приготовленные нами буклеты помогут вам в путешествии по «Стране книг».

Родителям раздаются буклеты по чтению детям.

Ведущий: На сегодня всё. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Берегите себя и своих близких.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.