Сценарий игры-экскурсии «Профессия пожарный в детском саду»
ЧОУ СОШ Европейская школа
«Профессия пожарный в детском саду»
Сценарий игры-экскурсии
Автор: воспитатель Батурина Наталья Алексеевна
«Профессия пожарный в детском саду»
Сценарий игры-экскурсии
Название: «Важная профессия - пожарный»
Тема: Знакомство детей с профессией.
Время на занятие: 45 минут
Программное содержание:
Закреплять представление детей о профессии пожарного, ее значимости, профессиональных трудовых процессах, предметах и одежде, необходимых для работы, пожарной технике .
Цель: обобщить представления детей о профессии пожарного
Задачи:
познавательное развитие:
формировать представления детей о профессии пожарного
закреплять представления детей о значении и необходимости данной профессии
социально-коммуникативное развитие:
формировать умение переносить полученные знания о профессиях в игру; развивать память, воображение
развивать умение слушать и слышать партнёра, поддерживать игровое взаимодействие
воспитывать уважение и чувство благодарности к труду взрослых, работающих пожарными
речевое развитие:
расширять и активизировать словарь детей по теме «Профессии»: профессия, инспектор пожарной охраны, водитель пожарной машины, диспетчер пожарной охраны, пожарный, пожарная техника
формировать умение рассказывать о профессиях, опираясь на личный опыт и представление
физическое развитие
развивать умение правильно выполнять показ физических упражнений,
Оборудование: презентация; CD-диск с музыкальными композициями для физкультурных упражнений и показа инсценировки; магнитная доска, указка, спортивный инвентарь и спортивное оборудование.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Предварительная работа:
Экскурсия в пожарную часть, чтение литературных произведений о пожарах, труде пожарных: сказка «Кошкин дом», «Пожарные собаки», «Пожар» рассматривание иллюстраций о пожаре, беседы о поведении при пожаре, видеофильм о работе пожарных.
Место проведения: спортивный зал.
Описание занятия.
Воспитатель: Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о полномасштабном пожаре - тут в бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им - пожарные.
Самые старые упоминания о профессиональных пожарных бригадах относятся к Древнему Египту. Позже в Риме император Август распорядился создать государственную службу борьбы с пожарами, сотрудники которой также были ночным полицейским патрулём.
На территории нашей страны первую противопожарную бригаду создали в Москве в 1504 году. Но день пожарного отмечают 30-го апреля, так как в этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, определяющий состав и обязанности пожарных бригад (слайд №2).
Воспитатель: Дети, почему же так важна профессия пожарного?
Воспитатель: Правильно, работа пожарных опасная, трудная, тяжелая; при тушении огня они рискуют жизнью, потому, что везде вокруг них огонь и дым. Пожары бывают на разных этажах и добраться до них не так- то просто, особенно сложно, если при пожаре внутри помещения находится человек. Работа пожарных важна для людей.
Какими должны быть пожарные?
Дети: Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными.
Воспитатель: Почему пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми?
Дети: Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму.
Воспитатель: Работа команды пожарных слаженная и четкая. Выполнять ее надо по правилам, чтобы не подвести друг друга.
Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру-экскурсию «Один день из жизни пожарного». Как известно, работа пожарного подчиняется определенному расписанию. Рабочий день пожарного-смена начинается в 8.00 и заканчивается только на следующее утро тоже в 8.00.
«Смена караулов» слайд №3
Воспитатель: Утро пожарной части начинается с развода-совещания пожарных, обмен информацией между караулами, проверка личного состава. Мы с вами тоже вспомним как называются пожарные профессии (на слайде №4 пожарные профессии, дети должны объяснить назначение каждой), из чего состоит боевая одежда пожарного (слайд №5)
«Учебный час»
Воспитатель: У пожарных каждый день есть занятия, чем больше знает пожарный, тем быстрее и правильнее он окажет помощь пострадавшим, а вам я предлагаю отгадать загадки и объяснить пословицы на данную тему.
Огненные пословицы и поговорки:
● Где огонь, там и дым.
● В огне и железо плавко.
● Слёзы пожара не тушат.
● Один на пожаре не боец.
● От огня и камень треснет.
● Дыма без огня не бывает.
● Сену с огнём не ужиться.
● От искр пожар рождается.
● Дерево с огнём не дружит.
● От искры пожар рождается.
Загадки:
Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома.
(Лестница на пожарной машине)
Я мчусь с сиреной на пожар
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстры, словно стрелы.
( Пожарная машина)
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костёр.
(Спички)
Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг.
Не смотри, не жди, не стой,
А скорей залей ……(водой)
Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает. (Огонь)
«Отработка нормативов»
Воспитатель: Когда поступает сигнал тревоги, дежурные бойцы должны за 20 секунд надеть специальную одежду, после чего немедленно сесть в машину и выехать, а прибыв на место пожара быстро и слажено действовать. Для этого пожарные отрабатывают нормативы, а мы поиграем в игру
« Пожарные». На расстоянии 5-6 шагов от гимнастической стенки проводится черта. Ведущий делит группу детей на 2 звена. На двух пролетах стенки наверху, на одной и той же высоте, подвешивается колокольчик. Дети строятся друг за другом лицом к гимнастической стенке. Первые из каждого звена встают на черту. По сигналу ведущего: «Раз, два, три – беги!», дети бегут к гимнастической стенке, влезают на нее и звонят (каждый в свой колокольчик), затем они спускаются и возвращаются к своему звену.. Ребенок встает в конец колонны, а следующие дети проделывают то же, что и предыдущие. Выигрывает то звено, которое быстрее справилось с заданием.
Правила: влезать произвольно или чередующимся шагом, не пропускать перекладин, спускаться до конца, не спрыгивать.
«Час приема пищи»
Воспитатель: У пожарных есть время и место для приема пищи (слайд №9)
«Проверка источников водоснабжения» (слайд №10)
Воспитатель: Для оказания своевременной помощи, пожарные гидранты должны быть всегда исправны, их проверяют сами пожарные, давайте и мы с вами проверим наши источники водоснабжения. Детям предлагается попасть в цель из водного пистолета
«Уход за пожарной техникой»
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как называются пожарные автомобили (на слайде № 11 автомобиль цистерна, автомобиль пожарная лестница, автомобиль первой помощи, пожарный вездеход, автомобиль газо-водного тушения) для чего эти машины?
«Административно-хозяйственные мероприятия»
Воспитатель: Пожарные следят за чистотой в пожарной части сами, вот и мы проведем конкурс «Собери мусор». Каждый участник команды, с завязанными глазами собирает скомканную бумагу в корзину.
«Спортивные мероприятия»
Воспитатель: Пожарные должны быть ловкими, быстрыми и сильными, в каждой пожарной части есть свой спортзал (слайд №12). Мы свами тоже сейчас будем тренироваться. Участники команды одевают резиновые сапоги, каску, ремень, берут в руку фонарик, бегут до конца зала,
Затем возвращаются, все снимают и встают в конец команды.
«Время психической разгрузки»
Воспитатель: У пожарных есть время и место для отдыха, если в данное время нет вызова, они могут немного отдохнуть (слайды №13,14) А вам я предлагаю посмотреть одну историю. Инсценировка стихотворения С.Я.Маршака «Пожар» (см. Приложение).
Воспитатель:
Очень скоро подрастёте
И в огромный мир войдёте.
Кто-то станет сталеваром,
Кто-то станет кашеваром,
И в пожарные — на смену
Вы придёте непременно!..
И ещё профессий море,
Где, с огнём дружа и споря,
Вам придётся жить, друзья,
Ведь без этого нельзя!
А сейчас, шаля, от скуки,
Не берите спички в руки,
Зажигалки, свечи тоже,
Ведь беда случиться может!
Вот и закончилась наша игра-экскурсия. Понравилась она вам? Что понравилось? О какой важной профессии мы говорили? Кем бы вы хотели быть? (Дети делятся впечатлениями.)
Вы можете нарисовать то, что вам понравилось
Приложение
Пожар
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал дает,
И сейчас же — в миг единый —
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
Вдаль несутся с гулким звоном.
Им в пути помехи нет.
И сменяется зеленым
Перед ними красный свет.
В пять минут автомобили
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемет.
Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из окна.
Он, Кузьма,— пожарный старый,
Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз.
Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене,
Каска светится в огне.
Вдруг на крыше из-под балки
Чей-то крик раздался жалкий,
И огню наперерез
На чердак Кузьма полез.
Сунул голову в окошко,
Поглядел.«Да это кошка!
Пропадешь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!..»
Широко бушует пламя.
Разметавшись языками,
Лижет ближние дома.
Отбивается Кузьма,
Ищет в пламени дорогу,
Кличет младших на подмогу,
И спешат к нему на зов
Трое рослых молодцов.
Топорами балки рушат,
Из брандспойтов пламя тушат.
Черным облаком густым
Под ногами вьется дым.
Пламя ежится и злится
Убегает, как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака.
Вот уж бревна почернели...
Злой огонь шипит из щели:
«Пощади меня, Кузьма,
Я не буду жечь дома!»
«Замолчи, огонь коварный! —
Говорит ему пожарный.—
Покажу тебе Кузьму!
Посажу тебя в тюрьму!
Оставайся только в печке,
В старой лампе и на свечке!»
На скамейке у ворот
Лена горько слезы льет.
На панели перед домом —
Стол, и стулья, и кровать...
Отправляются к знакомым
Лена с мамой ночевать.
Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
«Не зальешь огня слезами,
Мы водой потушим пламя.
Будешь жить да поживать,
Только чур — не поджигать!
Вот тебе на память кошка,
Посуши ее немножко!»
Дело сделано. Отбой.
И опять по мостовой
Понеслись автомобили,
Затрубили, зазвонили.
Мчится лестница, насос,
Вьется пыль из-под колес.
Вот Кузьма в помятой каске.
Голова его в повязке,
Лоб в крови, подбитый глаз —
Да ему не в первый раз.
Поработал он недаром —
Славно справился с пожаром. (С.Я. Маршак)