12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ольга Владимировна4872
Россия, Псковская обл.
2

Материал по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

Сюжетно-ролевая игра для детей младшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие»

Цель: развитие умения играть со сверстниками, игрового замысла, активизация двигательной активности, словарного запаса, введение новых слов в активный словарь.

Словарная работа: паровоз, электричка, пассажирский поезд, станция, билет, вокзал, локомотив.

Предварительная работа: беседы, чтение произведений, отгадывание загадок, рассказывание из личного опыта, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, совместное изготовление атрибутов, дидактические и подвижные игры.

Ход игры: воспитатель приглашает детей отправиться в увлекательное путешествие в музей детского сада «Стальное звено», спрашивает: «Ребята, а на чём мы туда отправимся?» (ответы детей). Затем воспитатель загадывает загадки:

1. До чего народ доходит –                                                                       

Самовар в упряжке ходит… (паровоз).

2. Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара                                               

Паровозова сестричка                                                                     

Кто такая?.. (электричка).

3.  Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далёк –                                                                                                                                    Лишь оставили дымок… (поезд).

- Так на чём же мы отправимся? Ведь нам нужно проехать только одну станцию. Конечно же на электричке, ведь электричка – это пассажирский поезд, который перевозит пассажиров на близкие расстояния. Но сначала нам нужно приобрести документ пассажира, дающий ему право на проезд по железной дороге. Что это? (билет).

- Где мы их можем приобрести? (на вокзале). Воспитатель сообщает: «Вокзал – это здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания пассажиров, место, откуда для пассажира начинается железная дорога. Здесь он покупает билет на поезд, отсюда отправляется в путь». Далее воспитатель вместе с детьми отправляется на вокзал, где преобретают билеты, воспитатель объявляет о приходе электрички, предлагает построится детям в одну колонну друг за другом (воображаемый транспорт), так проводится подвижная игра «Поезд» со словесным сопровождением:

Вот поезд наш едет,               

Колёса стучат,                                                                                                          

А в поезде нашем                                                                                                      

Ребятки сидят.

Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперёд,    

Держимся мы друг за друга,

И никто не отстаёт.

Затем воспитателем объявляется станция музея «Стальное звено». Далее дети вместе с воспитателем рассматривают экспонаты музея, где воспитатель обращает внимание детей на виды железнодорожного транспорта и рассказывает: «Поезда бывают разные. Вот это поезд пассажирский, он перевозит людей в далёкие края. Локомотив едет первый и тянет за собой вагоны. Рельсы – это дорога для движения поездов. А вот это – поезд грузовой, он возит различные грузы. Это поезд почтово-багажный, он возит почту и багаж. Электричка – пассажирский поезд, который перевозит пассажиров на близкие расстояния, на которой мы сегодня сюда прибыли».  Этими словами воспитатель завершает экскурсию в музей: «Ну, а теперь нам пора возвращаться в группу», предлагая также составить воображаемую электричку.

При приходе в группу воспитатель спрашивает детей о том, понравилось ли им путешествие, что нового узнали, куда бы ещё хотели бы поехать.

 

Сюжетно-ролевая игра для детей младшего дошкольного возраста

«Весёлое путешествие»

Цель: уточнение и расширение знаний детей о железнодорожном транспорте, знакомство с железнодорожными профессиями, развитие игрового замысла.

Словарная работа: машинист, проводник, монтёры пути.

Предварительная работа: беседы, чтение художественных произведений, заучивание стихов, рассказы из опыта, отгадывание загадок, заучивание песенок, рассматривание иллюстративно-наглядного материала, дидактические игры.

Ход игры: в группе заранее воспитатель строит из модулей и стульчиков железнодорожный транспорт, спрашивает детей о том, знают ли они его название (ответы детей), воспитатель загадывает загадки:

1.     За дымком, за свистком 

Братья бегают гуськом…

2.     Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Я стучу, стучу, стучу,

Я лечу, лечу, лечу,

Опоздать я не хочу… (поезд).

Воспитатель: конечно, поезд! Ребята, а не хотели бы вы прокатиться на поезде? Я на вокзале в кассе уже приобрела билеты на поезд. Ребята, а кто же поведёт наш поезд, угадайте загадку:

Через поле и леса

Мчаться, мчаться поезда.

Семафор, гудок и свист.

Вдаль везёт нас… (машинист).

- Машинист - одна из главных профессий на железнодорожном транспорте. И само слово «машинист» означает: «машинный мастер». Многое должен знать и уметь машинист. Он ведёт локомотив, следит за дорогой (воспитатель выбирает на роль машиниста ребёнка, предлагает ему пройти в свою кабину для машиниста).

- Ребята, посмотрите, кто стоит у входа в поезд? (у входа в поезд стоит кукла, одетая в одежду проводника) (ответы детей). Воспитатель сообщает:  Проводник поезда – это хозяин пассажирского вагона. Он встречает нас перед посадкой в поезд, проверяет билеты. От того, как он выполняет свои обязанности, зависит наше настроение в пути (воспитателль предъявляет билеты проводнику). Все сели, теперь можно отправляться в путешествие.

Загудел паровоз,

И вагончики повёз:

«Чух-чух, чух-чух,

Я далёко укачу».

 - Ребята, а знаете, куда мы с вами отправились? (Объявляет) Следущая станция «Страна игрушек» (в это время нужно включить фонограмму звуков движения поезда).

- Станция «Страна игрушек», остановка десять минут. Ну, вот, мы и прибыли в страну игрушек. Выходите и не забывайте свои вещи (воспитатель обращает внимание детей на стеллаж с игрушками, которые заранее необычно расставлены и одеты).

- Посмотрите, сколько здесь много игрушек (дети вместе с воспитателем рассматривают игрушки, проводится дидактическая игра «Узнай по описанию». Воспитатель предлагает взять несколько игрушек в детский сад, выбирают игрушки, воспитатель предлагает пройти в поезд и занять свои места).

- Следующая станция «Сладкая страна» (по дороге воспитатель предлагает спеть песенку «Новенький паровоз»). После песни объявляется следующая станция. Дети выходят, воспитатель предлагает купить после продолжительного путешествия лимонад и попить из стаканчика, сделанного из кулачка ребёнка, а также угостить лимонодом новых игрушек. На обратной дороге в поезде, воспитатель обращает внимание детей на воображаемую картинку (можно использовать иллюстрационно-наглядный материал). Воспитатель описывает картинку: Посмотрите, ребята, на соседнем пути железной дорои что-то делают люди, как вы думаете, что они делают? (ответы детей). Воспитатель рассказывает: Это монтёры пути – одна из самых массовых профессий на железной дороге. Мы видим этих людей из окон вагонов, проезжая станции и разъезды, на мостах и в тоннелях. Они ремонтируют путь. Бригада монтёров пути участвует в укладке рельсошпальной решётки, в стыковке рельсов, в их закреплении. Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу, проходите в вагон, занимайте свои места.

Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!

Тянет поезд на лету

И по рельсам серебристым

Мчится он по речке чистой

К нашей станции большой,

Мимо семафора.

Пассажирам хорошо –

Будут дома скоро.

По приходу поезда, воспитатель задаёт вопросы, понравилось им путешествие, на каких станциях были, с какими железнодорожными профессиями познакомились.

 

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере  «Железнодорожные профессии»

 

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы 

“КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”

ЗАДАЧИ.

  • Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в поезде.
  • Обобщить и систематизировать знания детей о способах и особенностях передвижения человека на железной дороге.
  • Объяснить правила поведения в поезде.
  • Сформировать понимание того, что основной принцип поведения в поезде - это вести себя скромно, никому не причинять беспокойства, не мешать.
  • Закрепить навыки невербального поведения: негромкость речи, сдержанность в выражении чувств, отсутствие резких движений.
  • Отработать приставочные глаголы, развивать связную речь, способствовать совершенствованию двигательных навыков.

ОБОРУДОВАНИЕ. Детали набора “Строитель ”, макет светофора, 3 кегли (красная, желтая, зеленая), набор картинок (15х20 см) с изображениями предметов, используемых на железной дороге.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель. Ребята, я знаю, как вы любите путешествовать, и мы сегодня отправляемся в дальний путь на поезде. Давайте поедем все вместе. Сколько вагонов в этом случае нам понадобится?

Дети. Один.

Воспитатель. Скажите, почему поезда называют составами?

Дети. Поезда составляют из разного количества вагонов.

Воспитатель. Но прежде, чем отправимся в путь, нужно взять билеты.

Где мы покупаем билеты?

Дети. В железнодорожной кассе.

Воспитатель. Надя, будет кассиром, а мы будем покупать билеты в кассе.

Как ты, Вова, обратишься к кассиру?(ответы детей. Все покупают билеты)

Воспитатель. Билеты у нас на руках. Что указано в билете?

Дети. Время отправления поезда и маршрут.

Воспитатель. А можно немножко опоздать на поезд?

Дети. Нет, поезд отправляется точно по расписанию.

Воспитатель. А теперь подходим к поезду.

Управляет поездом?

Дети. Машинист.

Воспитатель. Правильно. А промогает ему помошник машиниста.

Машинистом у нас будет Дима, а помощником машиниста -Слава.

Воспитатель. А вы знаете, что находится в вагоне? Я знаю, что некоторые ребята ездили в поезде дальнего следования и знают, как устроен вагон поезда.

Дети. Он разделен на небольшие комнаты - купе, в каждом из которых едет по четыре человека. Вагон ещё может быть плацкартным.

Воспитатель. Двери поезда открыты, возле дверей, на платформе, стоит проводник.

Дети. Хозяин  вагона - проводник.

Воспитатель. Проводником у нас будет Алина.

Проводник. Ваши билеты(дети показывают билеты). Проходите, занимайте свои места.

(дети проходят по вагону)

Воспитатель. Располагайтесь, вешайте свою одежду, вещи положите в багажный отсек.

Каждый пассажир занимает то место в вагоне, которое указано в билете.

И прежде, чем поезд тронется, давайте вспомним правила поведения в поезде:

- не кричать;

- не бегать по вагону;

- не ссориться;

- не мешать попутчикам;

- не высовываться из окон;

- не бросать мусор в окна;

- не стоять на подножках;

- не прислоняться к дверям;

- не открывать наружные двери;

- при движении по вагону нужно держаться за поручни или за спинки

- сидений;

- без надобности нельзя срывать ручку стоп-крана.

Проводник. Поезд отправляется.

Воспитатель. А чем можно заняться во время движения поезда?

Дети. Можно почитать, посмотреть книгу, которую взяли перед отъездом; поиграть в настольные игры “Танграм”, ”Мозаику”, ”Лото”, ”Колумбово яйцо”, “Кубик-Рубик” и т. д. (проводится игра “Сложи картинку ”)

Воспитатель. А я предлагаю поиграть в дидактическую игру “Города ”

(вспоминают правила игры)

Дети. Мы устали сидеть, давайте разомнемся.

Проводится физкультмину ка “Мы устали, засиделись”

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.

(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.

(повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!

(приседания.)

И в последний раз присели,
А теперь на место сели.

(дети садятся.)

Проводник. Остановка поезда.

Воспитатель. Прежде чем выйти, нужно спросить у проводника, сколько минут длится стоянка поезда. Если вышли, то не отходите от своего вагона, иначе вы рискуете отстать от поезда.

(дети выходят из поезда. )

Воспитатель. Я знаю замечательную игру “Светофор”. Напомните мне, что означают сигналы светофора. (ответы детей. )

Встаньте в колонну по одному.

Воспитатель. Если свет зажегся красный, значит двигаться…

Дети. Опасно.

Воспитатель. Свет зеленый говорит: “Проходите, путь …

Дети. Открыт.

Воспитатель.

Желтый свет – предупрежденье -

Жди сигнала для…

Дети. Движения.

(на зеленый сигнал светофора дети идут в обход по группе. Когда желтый - хлопают в ладоши, продолжая ходьбу. Когда красный - замирают на месте неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, становится позади колонны. )

Проводник. Стоянка окончена.

Воспитатель. Едем дальше.

Проводник. Всем ребятам угощенье за хорошее поведенье!

(дети пьют чай с печеньем, благодарят проводника. )

Воспитатель. А теперь настало время интересных историй.

(дети рассказывают веселые истории. )

Воспитатель. Ребята, посмотрите в окно. Путешествие наше закачивается, мы прибыли к месту назначения. Не забывайте свои вещи.

(дети благодарят проводника и выходят из вагона).

БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ 

с детьми старшего дошкольного возраста на тему 

“БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ РАЗРЕШАЕТСЯ”

Задачи.

Обобщить и систематизировать представления детей о способах передвижения человека по железной дороге, объяснить правила поведения в поезде.

Упражнять в навыках правильного поведения в поезде, закрепить навыки невербального поведения, способствовать формированию культуры речевого общения, совершенствовать двигательные навыки.

Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь.

Оборудование. Детали набора “Строитель ”, макет светофора, сказочные персонажи “Три медведя”, кассета с записью музыкальных фрагментов.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций по теме “Железная дорога”, беседа на тему: “Железная дорога - детям не игрушка”.

ХОД БЕСЕДЫ

Воспитатель. Ребята, посмотрите на наш зал. Мы с вами находимся на платформе железно дорожного вокзала, ожидаем поезд, чтобы отправиться в путешествие, подальше - от унылой бесснежной зимы. Но поедем мы не одни, а вместе с героями сказки “Три медведя”. Мишутка первый раз в поезде и медведица хочет показать ему, как вести себя в поезде, что можно и что нельзя.

Давайте посмотрим, как Настасья Петровна будет учить Мишутку (медвежонок пытается пройти в вагон без билета).

Медведица: Нельзя так делать, отдай свой билет проводнику.

(Мишутка отдает билет и пытается войти в поезд через окно)

Медведица: Нет, в вагон проходят через дверь.

Ребенок:

Я в окно не залезаю,
Я не птица, не летаю.
Упаду - не полечу,
Шишку на лоб получу.

(все заходят в вагон, занимают свои места)

Воспитатель. Ребята, что нужно сделать с одеждой, лишними вещами?

Дети. Верхнюю одежду нужно повесить, остальное убрать в багажный отсек.

Воспитатель. Правильно, в вагоне должен быть порядок.

(Мишутка разбрасывает игрушки)

Медведица.

Милый мой Мишутка,
Убери игрушку.
Об нее споткнешься,
Слез не оберешься.

Воспитатель. Не хочет Мишутка убирать игрушки. Надо помочь ему. А ты, Мишутка, запомни, что в поезде должно быть все на своих местах.

(медвежонок “пытается” сунуть лапу в электрическую розетку)

Медведица.

Запомни, мой мальчик,
Не суй в розетку пальчик.
Там живет его величество -
Колючее, злое электричество.

Воспитатель. А вы, ребята, будете трогать розетку? Кто живет в розетке? (ответы детей).

Ребята. А давайте поиграем!

(дети играют в лото, конструктор “лего”, рассматривают книги ит.д. медвежонок вытаскивает ножницы).

Медведица.

Ножницы стригут отлично,
Но и колются прилично.
Не играйте ножницами
С острыми концами.

Воспитатель. А вы, ребята, как думаете, права медведица? (ответы детей).

Медведица.

Поезд замедляет ход.
Остановка всех нас ждет.

(все выходят из вагона, медвежонок бежит, всех толкает, кричит)

Медведица.

Тише, медвежонок, тише
В поезде не толкаются, не кричат.
От такого крика уши заболят.

Воспитатель. Правильно, Настасья Петровна. В поезде нужно вести себя спокойно, не кричать, не толкаться, ведь можно упасть и сбить с ног другого человека. Если вы будете громко кричать, от вашего крика заболит голова у старой бабушки или вы разбудите спящего малыша.

Подвижная игра “У медведя во бору”.

Дидактическая игра “Что делает”.

Воспитатель. Поезд отправляется. Все по вагонам.

(пассажиры садятся в вагон, а Мишутке хочется еще погулять и он “срывает” стоп-кран.)

Медведица.

Будь внимателен, сынок,
Стоп-кран не игрушка,
А ты не игрок.

Мишутка. А кто я?

Дети. Ты-пассажир. И без особой надобности нельзя срывать стоп-кран - это отвлекает, беспокоит машиниста поезда, мешает ему работать, задерживает поезд в пути.

Мишутка. (кричит): Я хочу чаю!

Медведица.

Ты, Мишутка, не кричи,
А культурно попроси.
Вежливо скажи: “ Пожалуйста”,
Проводница не откажется.
Всех нас чаем угостит
И к другим скорей спешит.

(все “пьют” чай.)

Медведица.

Сиди смирно на диване -
Горяченный чай в стакане

(чай проливается, медвежонок обжигается).

Воспитатель. Ребята, кого позовем на помощь?

Дети. Проводника, ведь она хозяйка вагона, у нее есть медицинская аптечка слекарствами, она поможет всем больным.

Помогают Мишутке, он продолжает “пить” чай и бросает конфетную обертку в окно.)

Медведица. Правила поведения в поезде соблюдай:

В окно не выглядывай и ничего в них не бросай!

Воспитатель. Правильно, Настасья Петровна. Брошенный предмет может попасть в окно следующего вагона и поранить человека. 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.