12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна4112
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Классные мероприятия»

«Будем весну встречать, жаворонков завлекать»

Пояснительная записка

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений»

В.А.Сухомлинский

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения в соответствии с Государственным Федеральным стандартом, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками.

Совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом.

Мероприятие с региональным содержанием «Будем весну встречать, жаворонков завлекать» разработано для детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с ФГТ и ФГОС начального общего образования.

Введение регионального содержания начинается в старшем дошкольном возрасте. Цель - это приобщение детей к культуре, традициям и природе малой Родины. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач: формирование представлений об окружающем мире родного края, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности; готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества.

Участие в мероприятии детей, педагогов и родителей дает возможность каждому почувствовать себя успешным, создает комфортную обстановку и положительный эмоциональный настрой, нацеливает на дальнейшее развитие творческих способностей.

 

Методическая разработка

«Будем весну встречать, жаворонков завлекать!»

Цель

приобщение детей к истокам народной культуры  через русский фольклор                                                               

Задачи

познакомить с обычаями и традициями весеннего северного праздника;

развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы;

продолжить знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками;

расширять представления о жизни в старину;

развивать познавательную активность и творческие способности на близком и доступном для детей материале;

воспитывать чувство любви к родной природе, эмоциональный отклик на яркие народные образы

Планируемые результаты

практическое освоение детьми навыков изготовления традиционной выпечки; обогащение родительско-детских отношений опытом эмоционального общения, возможность использовать полученные знания в жизни

Формируемые УУД

Личностные УУД: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на закрепление знаний произведений северного фольклора;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные УУД: умение принимать тему занятия, наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества в игре, в трудовой деятельности

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Оформление зала

Зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.

Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью. Стол накрыт вышитой скатертью. На столе самовар и посуда с мезенской росписью.

Оборудование

- для лепки из соленого теста приготовлены дощечки (по количеству детей), кусочек теста, стеки, салфетки, изюм;

- колокольчик;

- костюмы птиц для детей, костюм "Весны", русские народные сарафаны, костюм «Солнце»;

- коромысло с 2 ведрами;

- лента на палочке для игры «Ручеек»;

- мультимедийный проектор для показа презентации

Предварительная подготовка

изготовление и выпечка жаворонков родителями, знакомство и разучивание народных игр, сценок, разучивание стихов по сценарию, совместный выезд детей с родителями на концерт Северного Русского народного хора.

Действующие лица:

Две ведущие, Авдотья, Весна, Маша, Солнце, Птицы,

Ручеек, Зима

 

Содержание мероприятия

Мотивационный настрой на праздник

Ведущие:

Открываем ворота

Идет матушка-весна.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель,
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!

Дети проходят через ворота и садятся на стулья.

Новая информация подводит к теме занятия

1 Ведущий: 

Давным-давно в каждом доме отмечали праздники, посвященные народному календарю, и соблюдали традиции и обычаи. 22 марта в православной России отмечается праздник « Сороки». Сорок мучеников истязались морозом на покрытом льдом озере, и как будто бы в память о них весенняя природа посылает сорок морозов. И в нашем краю эту традицию тоже соблюдают.

2 Ведущий:

« Сороки» это поистине детский праздник. "Кликание весны" происходило так. Утром в Сороки дети с "жаворонками" в руках большой толпой выходили за деревню, направляясь в ближайший лес, сажали на куст "птичек" и медленно, кликали: 
                    "Сороки святые, 
                    Жаворонки сляпые, 
                    На Сороки печены, 
                    Соломой астрочены". 

И мы с вами сегодня:

« Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!»

Физкультминутка

Выходят дети и закликают жаворонков:

1. Жаворонки – жаворонки,

Летите из-за моря

Несите здоровья

Кому крошку – кому ложку,

А мне – целую лепешку!

2. Жаворонки – жаворонушки

Вы скорее летите, тепло принесите

Нам зима надоела,

Весь хлеб она поела.

3.Уж вы пташечки, жавороночки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.

Мастер класс по изготовлению жаворонков (Приложение 1)

Открывается занавес, звучит музыка в исполнении « С.Привалов (Гармонь) Северная Хороводная и Плясовая» и появляется Авдотья-Плющиха.

Авдотья: 

- Здравствуйте, а вот и я, Авдотья-Плющиха зовут меня. Пробуждаю я Землю-матушку от зимнего сна. Решаю: Весну пускать или не пускать. Есть такие приметы:

Если в этот день Авдотья красна, то и весна красна.
На Авдотью солнышко – лето погожее.
Если на Авдотью снег – будет урожай.

1 Ведущий: 

- Принято считать, что с прилетом птиц наступает весна.

Авдотья: 

- В народных представлениях  жаворонок относится к « чистым» птицам. Считалось, именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает. Легенда гласит: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку.

1 Ведущий:

- Изготовление жаворонков имело особое значение в жизни поморов. У нас на севере этих птичек называют « тетерками» (витушками). Люди пекли из теста жаворонков. Птичек пекли столько, сколько членов семьи, в них запекали различные предметы, по которым гадали. Если в разломленном на две половины "жаворонке" попадалось зернышко ("жито"), то говорили, это "к хорошему житию».

Авдотья:

- Совместная работа по выпечки птичек, сплачивала семью. Старшие передавали свой опыт младшим. Сейчас мы с вами будем выпекать «жаворонков». Работать будем в парах, и наши младшие школьники помогут дошкольникам.

Игровой момент на развитие внимания и наблюдательности

1 Ведущий:

- А ну, ребятки, вставайте, с жаворонком поиграйте!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

Инсценировка русской народной сказки « Как Весна Зиму поборола»

Ведущий: 

- Вышли мы погулять, Весну красную встречать
Необычно это как-то: где искать ее и как?

Авдотья: 

- Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Звучит песня в исполнении Северного Русского Народного Хора «Я иду по земле доброй»

Выходит Машенька

Авдотья: 

- Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала…

Машенька: 

- Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать-звать.

Авдотья: 

- Зима-то и не уходит, все морозы кует.

Зима:

- А я русская зима, рано гоните меня.

Авдотья:

- Наскучила она всем холодная, студеная, руки-ноги ознобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце…

Машенька: 

- Солнышко, солнышко, красное ведрышко,
Выгляни из-за горы, выгляни до вешней поры!

Авдотья: 

- Ребята давайте, и мы поможем Машеньке закликать солнышко.

Дети:

«Солнышко - колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди
Нам в поля бежать, Нам весну встречать.

Звучит музыка в исполнении Северного Русского Народного Хора « Поморская плясовая»,

выходит «Солнышко»

Авдотья: 

- Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

Машенька: 

- Видело ли ты, Солнышко, Красную Весну?

Солнышко:

- Не встретило я Весну, а видело старую Зиму.
Видело, как она лютая от Весны ушла, от Красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. А Весна про то не знает. Иди, красная девица, ищи Весну. Зови ее в свои края.

Авдотья: 

- Солнце выходило, молодежь веселило.

И мы с вами сейчас повеселимся.

Солнце разгорается, игра начинается!

Народная игра

« Солнышко»

(приглашают гостей для игры, выбирают водящего)

Развитие коммуникативных умений в совместной деятельности

Считалка:

Солнышко, выгляни.
Красное высвети.
Сядь на пенек
Опряди куделек.

( Дети идут по кругу парами, держась за разноцветные ленты. В центре - солнышко)

Все:

Солнышко - ведрышко,

Выгляни в окошко.

Там твои детки,

Кушают конфетки,

А тебе-то не дают,

Всем ребятам раздают

Водящий:

Раз, два, не воронь

А беги как огонь

(Пара, которая оказалась ближе к водящему, по его сигналу опускает ленту. Бегут в разные стороны по кругу. Кто придет позже, тот и водящий. Игра повторяется заново).

Продолжается инсценировка сказки

Авдотья: 

- Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла, устала, присела на пенек и стала Весну кликать-звать, рассказывать.

Маша: 

- Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все морозы кует, холод-стужу напускает.

Авдотья:

- Красны девицы да добры молодцы,

Помогите, Весну красну позовите.

Дети:

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Авдотья:

- Услышала, Весна, взяла золотые ключи у жаворонка и пошла замыкать Зиму лютую.

Танцевальные моменты для профилактики переутомления

Звучит музыка Северного Русского Народного Хора « Весна молодушка», исполняется танец Весны.

Весна:

- Я пришла к вам вместе с солнцем,

На сохе, на бороне!

Тетерев летит в оконце,

Знать, конец пришел зиме.

Дети:

Весна, весна, что ты нам принесла?
Весна: 

- Принесла я вам четыре угодья,

Первое угодье - воды половодье,

Второе угодье - пахарево поле,
Третье угодье - скотинушку в поле,

Четвёртое угодье - народу доброе здоровье!
Дети:

Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье -
В лугах половодье,
Второе угодье -
Солнце на подворье!
Третье угодье -
Зеленое раздолье!

Авдотья: 

- Весна махнула своим крылом, солнышко пригрело землю, и всюду побежали журчащие ручейки.

Звучит музыка в исполнении Северного Русского Народного Хора « Народная песня», ребенок в русском народном сарафане в руках с лентой исполняет танец « Ручеек»

Авдотья предлагает поиграть в Русскую народную игру «Ручеёк»

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая пару.

Все:

В ворота ручей бежит

И тихонько так журчит.

Ты, дружок, остановись

И друг другу поклонись.

Авдотья: 

- Весна разбудила землю от зимнего сна, и вернулись птицы в родные края.

Маша: 

- Расскажите птицы, где вы бывали?

Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили, в странах незнакомых.

Скворец:

В жарких странах – жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нету.

Грач:

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы

Скворец:

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Авдотья: 

- Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы.

(Зима убегает за декорацию)

Развитие познавательного интереса.

Постановка проблемных вопросов способствует развитию мышления, умения высказывать свою точку зрения и слушать мнение других.

Совместный хоровод дает положительный эмоциональный настрой и подводит к окончанию мероприятия

Авдотья: 

- Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

(У весны на плечах коромысла, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги).

Весна: 

- Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? Как вы думаете, что в них?

(Дети высказывают свое предположение)

Весна:

В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.

Ведущий 2: 

- Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

(Дети стараются угадать, пробуют поднять и сравнить по весу)

Весна: 

- Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий: 

- Весна-красна, долго мы тебя ждали, и мы тебя приглашаем в наш хоровод.

Музыка в исполнении Северного Русского Народного Хора « Весна- молодушка»

(Весна показывает движения, а ребята повторяют)

Подведение итогов

Авдотья: 

Молодцы ребята. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным. Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!

Авдотья раздает угощение и приглашает всех на чаепитие.

Литература

Владимирская Л.А. От осени до лета. - Издательство « Учитель» 2002г.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты

занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие: - М. Айрис-Пресс, 2003

Пресса Архангельской области, А. Москвин, 2008 Жаворонки

Шевелева Е. « Каргопольские тетерки»

 

Ссылки

Со́роки // Российский Этнографический музей ( ethnomuseum.ru )

Жаворонки // Российский Этнографический музей ( ethnomuseum.ru )

Встреча весны: заклички, Сороки 22.03, Благовещенье 7.04 ( krainov.blogspot.com )

 

Приложение 1

Изготовление жаворонков

Участники: младшие школьники работают в паре с дошкольниками.

Цель: учить моделировать плоские фигурки традиционного обрядового печенья «жаворонки» из соленого теста

Задачи:

  • освоение традиционных народных приемов лепки;
  • формирование навыков коллективной работы;
  • воспитание интереса к народным традициям

Оборудование: столы, дощечки (по количеству детей), кусочек теста, стеки, салфетки, изюм, мультимедийный проектор.

Последовательность выполнения работы:

Пальчиковая гимнастика «Жаворонки»

Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: «цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).

Небольшая вступительная беседа по слайдам презентации.

Из куска теста раскатываем шарик.

Шарик раскатываем в жгут.

Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы.

Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост.

Из другого вытягиваем клюв, берём изюм – вот и глаза.

Выкладывают сделанных птичек на противень.

Авдотья ставит противень в печь.

(В импровизированной печи уже находятся заранее приготовленные родителями «жаворонки» – для сюрпризного момента в конце праздника)

Родителям на заметку:

Когда малыш лепит:
- развивается его мелкая моторика;
- совершенствуются мелкие движения пальчиков, а это влияет на развитие речи и мышления;
- лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

11.02.16 в 19:59 в группе «Классные мероприятия»


Комментарии (3)

, 11.02.16 в 20:09 0Ответить Пожаловаться
Добрый вечер, Лариса Анатольевна! Какая Вы умничка! Спасибо Вам за Вашу работу! С нетерпением ждём новых разработок!
Нина Ивановна, 09.04.17 в 18:52 0Ответить Пожаловаться
Замечательная развёрнутая разработка, соответствующая новым стандартам! Интересные идеи, народные мотивы, игры и заклички, доступные разным возрастным группам детей, как дошкольного так и начального школьного возраста. Удачи Вам, Лариса Анатольевна!
Долгобородова Лариса Анатольевна, 09.04.17 в 20:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Нина Ивановна, за внимание к работе и такие добрые слова.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.