Азбука повседневной безопасности
Азбука повседневной безопасности
О.В.Афонасова,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия 13 им.Э.А.Быкова»,
Т.Н.Кравец,
учитель начальных классов
Лицея №9.
Образовательное учреждение – это дом, в котором одновременно находится много людей, а главное, что большинство из них – дети. Именно поэтому нет более важной задачи, чем обеспечение безопасных условий для проведения учебно – воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья учащихся.
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, направленных на обеспечение его безопасного функционирования, а также готовность сотрудников и учащихся к действиям в чрезвычайной ситуации.
Изучение способов выживания в чрезвычайных ситуациях в общеобразовательных учреждениях предполагает ознакомление учащихся с опасностями различного характера, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни, в гимназии, в лицее, в магазине, на даче, в транспорте. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности ученика начальных классов – важнейшая составная часть процесса формирования их общей культуры. Опыт практической работы МБОУ «Гимназия 13 им.Э.А.Быкова» показывает, что в младшем школьном возрасте возникает необходимость в особом, более глубоком изучении учениками правил безопасного поведения в местах непосредственного проживания, местах массового скопления людей. Опираясь на знания, полученные на уроках изучения курса ОБЖ, учитель имеет возможность развить у детей потребность в самовоспитании культуры безопасного поведения. Необходимость создания и ведения данного курса обусловлена огромных образовательным значением, так как проблема безопасного поведения младших школьников особо актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов, общественность тревожит проблема безопасного поведения детей на улице, дома. Важно, чтобы просвещение детей младшего школьного возраста было своевременным. Необходимо вовремя сформировать ответственность за своё поведение и здоровье. В Федеральных государственных образовательных стандартах заложены две концептуальные вещи: программа духовно - нравственного развития и программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Цель этих программ – сформировать поведенческие стереотипы здорового образа жизни, поэтому нами была разработана авторская программа «Школа выживания в чрезвычайных ситуациях» для 1-4 классов (авторы Афонасова О.В. и Кравец Т.Н.). Посвящена программа одной из главных проблем - формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни.
В Программе отражена специфика проведения занятий в начальной школе по проблеме безопасности детей в чрезвычайных ситуациях. Дети узнают о недопустимости шалости с огнём, о потенциальных шалостях, как правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций при наводнении, урагане, в местах массового скопления людей, как подготовиться к гололёду и как действовать во время гололедицы, как вести себя при сильной жаре, во время землетрясения, во время грозы, как уберечься от преступников. Разнообразные формы проведения занятий, использование различных видов учебной деятельности помогут эффективно проводить обучение детей. Программа написана с учётом содержания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в соответствии с условиями разработки регионального компонента учебных и методических пособий. Изучают программный материал ученики начальных классов во внеурочное время, согласно ФГОС (часы, отведенные на внеурочную деятельность). Программа предназначена для общеобразовательных учреждений.
Культура безопасного поведения включает в себя понимание младшими школьниками правовых, экологических, экономических и социальных аспектов собственной жизнедеятельности. Поэтому содержание занятий направлено на общекультурное развитие учащихся, формирование опыта безопасной жизнедеятельности в процессе общения с различными людьми, в многообразных жизненных ситуациях.
Основные задачи программы:
Обучить младших школьников навыкам безопасного поведения в местах массового скопления людей.
Воспитывать у младших школьников чувство патриотизма и ответственность за сохранность места проживания, личную жизнь и жизнь окружающих их людей.
Развивать качества личности, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Научить детей предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
Программа рассчитана для проведения занятий во внеурочное время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 1 час в неделю в 1-4 классах.
Ученикам начальной школы предлагаются для изучения темы, которые реально помогут избежать случайной травмы во дворе, научат детей, как строить безопасное общение, разъяснят, как школьная дисциплина обеспечивает порядок и безопасность жизнедеятельности, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Вот некоторые разделы программы:
Правила поведение.
Правила поведения в школе, в общественных местах и личная безопасность. Школьная дисциплина и её роль в обеспечении порядка и безопасной жизнедеятельности. Взаимоотношения с учителями, культура поведения на уроках и переменах. Спорные ситуации на уроке, перемене, способы их решения. Правила поведения на экскурсии, в музее, театре, зоопарке. Правила поведения в транспорте. Правила поведения в столовой, библиотеке. Техника безопасности во время работы в уголке живой природы.
Правила и способы личной безопасности.
Правила и способы обеспечения личной безопасности. Простейшие заповеди безопасного поведения. Как защитить жилище от грабежей и разбоя? Как вести себя, чтобы не потеряться? Что делать, если это случилось? Как предотвратить кражи из карманов и сумок? Приемы борьбы с собакой, действующей в интересах правонарушителя. Психологические приёмы самозащиты. Каким способам самообороны следует научиться в первую очередь? Телефонный разговор. Здравствуйте, я сантехник. Грабители почти в квартире. Прокатимся, малыш? Если ты вошёл в квартиру и обнаружил там посторонних. Как быть, если дверь квартиры кем-то открыта? Если ты дома один. Умей сказать «Нет!»
Простейшие заповеди безопасного поведения.
Избегай попадать в опасные ситуации, угрожающие твоей жизни и здоровью. Не играй допоздна на улице. Не ходи один в отдалённые и безлюдные места. Не ходи с незнакомцем, не верь его обещаниям. Не садись в чужую машину без родителей. Не играй с незнакомыми взрослыми. Не позволяй кому-то прикасаться к своему телу. Не входи с незнакомым человеком в лифт. Не принимай угощения и подарки от случайных людей. Не впускай посторонних в свою квартиру. Не скрывай от родителей, если кто-то сделала с тобой что-то запретное, угрожал тебе. Не пиши своё имя на одежде, вещах, руке. Вежливость уберегает от беды.
Опасные места в городе.
Какие места можно считать опасными. Ваши помощники – внимательность и осторожность. Закоулки, арки, гаражи, стройки, траншеи, подъезды – здесь может притаиться опасность. Опасность обрушения старых зданий.
Катастрофы и чрезвычайные ситуации.
Катастрофы, вызванные силами природы или технической деятельностью человека. Причины массового травматизма среди населения. Катастрофа – чрезвычайная ситуация (ЧС), вызванная силами природы, деятельностью человека и сопровождающаяся массовым поражением людей.
Классификации ЧС. Производственные, транспортные – автомобильные, железнодорожные, авиационные, на воде, в туннелях. Стихийные (природные): метеорологические – бури, морозы, жара, засуха; топологические – наводнения, оползни, сели, ураганы, тайфуны; тектонические – землетрясение, извержения вулканов. Социальные и специфические: войны, эпидемии, голод, общественные беспорядки, терроризм; экологические – пересыхание рек, озёр, болезни водоёмов, глобальные изменения климата.
Основные поражающие факторы при ЧС. Основные виды поражения в ЧС: травмы, переломы костей, кровотечения, термические ожоги, радиационные поражения, массовые инфекционные заболевания. Основные принципы и мероприятия по защите населения. Средства индивидуальной защиты. Средства защиты дыхания. Противогазы. Простейшие средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Санитарная обработка людей. Дезинфекция.
Гололёд и гололедица.
Молния. Опасное место во время грозы (дерево). Как подготовиться к молнии. Как действовать во время грозы.
И другие.
Проблемы безопасности, актуальные в последние годы в силу сложившейся в стране неблагоприятной криминогенной обстановки, вышли на первый план в наши дни, когда угроза совершения терактов стала реальностью. Охрана жизни и здоровья учащихся возведена на уровень государственной политики.
Список литературы
Алтунин А.Т. Формирование гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями.
М.: Знание, 1992
2. «Школа выживания на воде и на льду» Новосибирский областной совет ОСВОДа России.
3. Павлова О.В. , Попова Г.П., Шевченко Г.Н. Пожарная безопасность в начальной школе, Волгоград,
2005г.
Федеральный закон Российской федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантияхправ ребёнка в Российской Федерации».
Шалаева Г.П., Журавлёва О.М. «Новые правила поведения для воспитанных детей», филологическое общество «Слово», Москва, 2006
Шорыгина Т.А. «Правила безопасности для детей 5-8 лет», «Творческий центр», Москва, 2006
http://put-schola.narod.ru/p39aa1.html
http://78.mchs.gov.ru/kbzhd/detail.php?ID=1601
http://www.erudition.ru/referat/ref/id.58155_1.html