Урок «Азбука безопасности» (сценарий мероприятия)
«Азбука безопасности»
(сценарий мероприятия)
Дата проведения: 13.06.17 г.
Место проведения: детский лагерь в МАУДО «ЦДЮТТ»
Цель: формировать у детей знания о правилах безопасности в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
1.Закреплять представление детей о причинах возникновения различных опасных ситуаций.
2.Формировать сознательное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
3.Развивать навыки безопасного поведения и умения находить правильное решение в сложных ситуациях.
Ход мероприятия
Педагог: Ребята, давайте представим такую необычную ситуацию: вы заходите в свой дом (а живете вы на 3-ем или 4-ом этаже) и видите – на ступеньках второго этажа лежит черная пантера. У вас проблема – как пройти к квартире? Предложите ваши действия.
Дети (варианты ответов): я выбегу из подъезда и позвоню родителям; я постараюсь пройти мимо пантеры, не показывая свой страх; я брошу пантере что-нибудь вкусное и пробегу мимо нее и т.д.
Педагог: Молодцы! Вы предложили разные варианты решения ситуации. Ребята, а я вам хочу кое-что объяснить : в данной ситуации существует пять основных действий, которые можно предпринять. Это -
1.атаковать пантеру; 2.убежать из дома и от пантеры; 3.подождать, когда пантера уйдет; 4. представить, что пантеры нет и попытаться пройти мимо; 5.сдаться пантере. Я думаю, что пятый вариант никто из вас не захочет выбрать, верно?!
Психологи установили, что существует всего пять механизмов (действий), которые может предпринять человек в любой ситуации – это атаковать, отступить, избежать, проигнорировать, сдаться. Считается, что пока человек атакует реальную (но не придуманную) угрозу, он находится в хорошем душевном состоянии.
А сейчас мы посмотрим несколько ситуаций, в которых может оказаться любой из вас. Нам продемонстрируют два варианта решения каждой из них. Ваша задача: выбрать ту, в которой дети нашли правильное решение и объяснить, почему. Итак, я приглашаю на сцену участников показа ситуаций, к которым дети подготовились заранее.
Ситуация первая: на улице к девочкам подходит цыганка и предлагает погадать.
Ситуация вторая: на улице к девочке подходит незнакомый человек и пытается вырвать сумку из ее рук.
Ситуация третья: ребенок один дома, ему звонят в дверь и говорят, что пришли из ЖКУ проверить счетчики.
Ситуация четвертая: на улице к двум девочкам подъезжает машина, из которой парни предлагают с ними покататься, заверяя, что никто девчонок не обидит.
Ситуация пятая: во дворе играют маленькие девочки, к ним подходит мужчина и приглашает к себе поиграть в новую компьютерную игру.(разбор каждой ситуации и поиск правильного решения).
Опасность грозит в равной мере всем, где бы мы не находились, каким бы видом деятельности не занимались. Но не стоит сильно пугаться. Есть такая пословица, которую люди знают уже не одно столетие – «Предупрежден – значит, вооружен». Ни для кого не секрет, что причиной несчастного случая иногда оказывается сам потерпевший. Точнее, его неосторожность и несоблюдение элементарных правил безопасности. Давайте попробуем составить «Азбуку безопасности», которую постараемся хорошо запомнить. Итак, начинаем с буквы «А»…
Дети поднимают руки и называют свои варианты. Педагог предлагает свои, например:
А – автобусы, автомобили и прочий транспорт грозит опасностью – будь внимателен на дорогах.
Б – беги, если даже у тебя что-то вырвали из рук, отобрали.
В – всегда громко кричи, если необходима помощь.
Г – говори родителям, куда уходишь из дома.
Д – домашний адрес не сообщай незнакомым людям.
Е – если где-то задерживаешься – позвони родителям.
Ж – жизнь – самая большая ценность.
З – звонят в дверь – смотри в глазок или спрашивай «кто там?».
И – играть на дорогах, стройках, пустырях опасно.
К – кто-то делает тебе больно, пугает тебя – сообщи родителям.
Л – лифт может быть опасен: не играй в нем и не заходи в него с незнакомцами.
М – машина – не место для общения с малознакомыми людьми.
Н – не разговаривай на улице с незнакомыми людьми, проходи мимо.
О – обходи стороной темные улицы, арки и закоулки.
П – принимать подарки, конфеты и т.д. от незнакомых людей нельзя.
Р – решительно отказывайся от сомнительных предложений.
С – собаки могут быть опасными, будь осторожен на улице.
Т – телефон не давай незнакомым людям и не называй свой номер.
У – улица вечером и ночью – источник опасности.
Ф – фамилию и имя не сообщай незнакомым людям.
Х – ходи в вечернее время там, где хорошо освещается.
Ц –цыганка предлагает погадать - не останавливайся с ней, проходи мимо.
Ч – человек может оказаться не только другом, но и недоброжелателем.
Ш – шанс убежать, избежать, спастись есть всегда.
Э – это следует знать!
Педагог: Ребята, а теперь давайте дадим определение слову «безопасность», как вы его понимаете.
Дети объясняют, как понимают это слово.
Педагог: «Безопасность» - это положение, при котором не угрожает опасность чему-нибудь, кому-нибудь» - такое объяснение есть в словаре С.И. Ожегова. А я вспомнила еще одну народную поговорку: «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал». Она говорит о том, что в любой ситуации человек не должен терять присутствие духа. Об этом говорили аквалангисты знаменитой команды Кусто, и много раз подтверждали профессиональные ловцы жемчуга. Дело в том, что их никогда не трогали акулы. Как вы думаете, почему? Да потому, что отважные люди просто их не боялись. Вот не боялись, и все тут! Ребята, очень важно не имитировать уверенность, а действительно ее иметь.
В завершении нашего мероприятия давайте вспомним слова великого писателя Экзюпери, того самого, который подарил миру «Маленького принца»: «Человека ведет дух!».
Князева Наталья Борисовна