Сценарий праздничного мероприятия «Прощай, АЗБУКА!»
Сценарий мероприятия
«Прощай, Азбука!».
Учитель начальных классов: И.В. Вознякова.
Цели праздника:
- мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;
- развивать интерес и любовь детей к чтению книг;
- воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;
- способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
Оборудование: празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.
Звучит «Прощай, букварь!» слова и музыка И.Калашниковой.
Учитель:
«Добрый день, уважаемые гости! Долгие месяцы изо дня в день, на уроках «Азбуки», девочки и мальчики изучали звуки и буквы, складывали слоги, читали слова, соединяли их в предложения. И вот наступил день прощания с первым учебником, который научил читать. А кто помнит, почему так назван учебник?»
(Показ видеозаписи – «Первые уроки «Азбуки»; как это было…)
Учитель:
«Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много – много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!»
(Показ презентации.)
Ведущий:
«Свыше трёх тысяч лет назад люди начали использовать для письма специальные знаки, которым позже дали название «буквы». Это случилось не вдруг. Буквенному письму предшествовала так называемая «пиктография» (письмо в рисунках).
Буквы научились объединять; получались всевозможные сочетания (слоги). А слоги складывали в слова.
Где живут буквы? Буквы живут в алфавите, или в азбуке. Буквы, населяющие русский алфавит, с течением времени меняли своё значение и начертание. Появлялись новые буквы, старые выходили из обихода.
Алфавит, которым мы пользуемся сейчас и который мы называем «современным», имеет в своём составе 33 буквы. Он берёт своё начало от старославянского алфавита. Его придумали братья-монахи Кирилл и Мефодий (их истинные имена Константин и Михаил). Ежегодно в Болгарии, 24 мая, имеет место удивительный праздник. Множество людей несут плакаты, лозунги, цветы, а, главное, буквы разной величины и оттенков. Люди отмечают праздник, называемый Днём славянской письменности».
«Песенка-азбука» Борис Заходер.
Тридцать две родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К. Л. М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, —
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Вот и все мои друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
(У каждого ребёнка в руках буква.)
«А» — акула, «Б» — букашка,
«В» — ворона, «Г» — глаза…
«Д» — дитя, «Е» — единица,
«Ё» - ёж, «Ж»- жаркое,
«З» — зима, «И» — игрушка,
«Й» - йогурт,
«К» — кума, «Л» — лисица,
«М» — мартышка, «Н» — наука,
«О» — олень, «П» — петрушка,
«Р» — ромашка, «С» — сверчок,
«Т» — таракан, «У» — улитка,
«Ф» — фиалка, «Х» — ходули,
«Ц» — цыган, «Ч» - черепаха,
«Ш» - шалаш, «Щ» - щука,
«ъ», «ы», «ь», «Э» - экватор, «Ю» - юг,
«Я» - ящерица.
Звучит песенка «Алфавит» (поют дети).
Ведущий (показ презентации):
«Что такое буква? Буква — отдельный символ какого-либо алфавита.
Буква может иметь несколько равнозначных вариантов написания, которые не ведут к смене её произношения и смысла.
Буква может быть прописной (заглавной) или строчной. В русском языке прописная буква знает, где ей нужно встать. Она пишется в начале предложения и в начале прямой речи или цитаты. Также с прописной буквы начинаются некоторые слова, например, имена собственные, названия городов, регионов, океанов. Скажем так: существуют определённые правила, по которым то или иное слово начинается с заглавной или строчной буквы.
Из букв составляются слоги, слоги – это кирпичики слова.
Буквы мы видим и пишем, в отличие от звуков, которые только произносим».
Ученик:
« Буквы бывают: гласные и согласные. В русском языке 10 гласных букв, 21 согласная буква и 2 знака».
Сценка. Алексей Иванович Пантелеев
« Буква «Ты»».
Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев, и была она большая умница. За каких-нибудь десять дней мы одолели с ней всю русскую азбуку, могли уже свободно читать и "папа", и "мама", и "Саша", и "Маша", и оставалась у нас невыученной одна только, самая последняя буква - "я".
1. - А это вот, Иринушка, буква "я".
2. - Ты?
1. - Почему "ты"? Что за "ты"? Я же сказал тебе: это буква "я"!
2. - Буква ты?
1. - Да не "ты", а "я"!
2. - Я и говорю: «ты».
1. - Да не я, а буква "я"!
2. - Не ты, а буква «ты»?
1. - Ох, Иринушка, Иринушка! Наверное, мы, голубушка, с тобой немного переучились. Неужели ты в самом деле не понимаешь, что это не я, а что это буква так называется: "я"?
2. - Нет, - говорит, - почему не понимаю? Я понимаю.
1. - Что ты понимаешь?
2. - Это не ты, а это буква так называется: "ты"…
1. - А ну, сударыня, давайте-ка, почитайте мне что-нибудь.
2. - Тыкову дали тыблоко.
1. - Что такое? Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко?... Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко!
2. - Яблоко? Так значит, это буква "я"?
- Да, правильно. Это буква "ты".
Ученик:
«В. Берестов «Как хорошо уметь читать!»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!»
Сценка-шутка «Семья»
Ведущий:
«Произошла история
Недавно иль давно.
История занятная,
Каких полным-полно.
Это шутка, в ней намек,
Если вдуматься — урок!
Вы на нас не обижайтесь,
Вникнуть в тему постарайтесь».
(Сценку прерывает телефонный звонок,
мама берет трубку.)
Мама:
«Здравствуй, Любочка, подружка!
Ты давно мне не звонишь!
Может быть, сегодня в гости
На минутку забежишь?
Много дел? Ах, да, немало
Ждет домашних нас хлопот,
Надо ужин приготовить,
Постирать, сварить компот».
Мальчик (подходит с книжкой):
«Надоело мне играть,
Сказку можешь почитать?»
Мама:
«Подожди ты, не гуди,
Лучше к папе подойди.
(Мальчик охает, пытается взять и посмотреть косметику, но мама легко бьет его по руке) .
Что ты? Кофточку купила?
Говоришь, красивый цвет?
Рюшки, бантики, оборки —
Замечательно, слов нет!
Да? Каблук такой высокий?
Сможешь ты такой носить?
Ах, как хочется мне тоже
Эти туфельки купить!”
(Кладет трубку.)
Мальчик:
«Мама, скучно мне стоять.
Может нам с тобою вместе
Примеры посчитать?»
Мама:
«Ах, мне некогда, сыночек,
Побежала я стирать,
Вон сидит на кресле папа,
Попроси его считать!”
(Уходит.)
Мальчик (подходит к папе и дергает его за рукав):
«Папа, папа, не читай,
Лучше в слова поиграй!
Я тебя прошу давно,
Отведи меня в кино!»
Папа:
«Это все потом, мой милый,
Ты сходил бы погулять.
Мне же надо очень срочно
Всю рекламу дочитать.
И футбол сегодня будет!
(Гордо.)
Я — болельщик «Спартака»!
Мы в индейцев поиграем
Завтра вечером. Пока!
(Уходя).
А гулять. Об этом, кстати,
Попроси сестренку Катю».
Мальчик:
«Катя, ты сегодня сможешь
Самолет дорисовать,
Или катер будем в ванной
Мы с тобою запускать».
Катя:
«Скажешь тоже! Мне сегодня
В институте нужно быть,
Скоро лекция начнется,
Мне пора уж выходить.
А вчера знакомый Славка
Пригласил меня в кино.
Ни минуточки свободной,
Все расписано давно».
(Уходит. Мальчик остается один, он в недоумении пожимает плечами.)
Мальчик:
«Тишина, сижу, зеваю.
Что же делать мне? Не знаю».
Ведущий:
«Не сидится, не лежится, не гуляется ему
Мама, папа и сестренка!
Пожалейте вы ребенка…
Порисуйте, почитайте и в индейцев поиграйте,
Знайте, бедному ему скучно в доме одному.
Подрастет малыш, быть может вам когда-нибудь поможет».
Прощай, Азбука
Александр Цымбалюк
Прощай, родная Азбука,
Учебник первый мой.
Три четверти дружили,
Играли мы с тобой.
Учили раньше буквы,
Слагали их в слога
И складывали лесенкой
Весёлые слова.
С тобою пели песни,
Водили хоровод.
И от тебя узнали
Про сказочный народ.
О колобке и репке,
О курочке и дедке,
Про шалунишку Мишку,
Капризную мартышку.
Спасибо чудо, Азбука,
Наставник первый мой!
Пусть правила ученые
Останутся со мной.
Теперь могу читать
Любые книги я.
И этому так рады:
Соседи и семья.
Ведущий:
«В новое путешествие отправляемся с вами друзья по страницам учебника «Литературное чтение»».
Ученик:
«Блажнова Т.
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда».
(Показ видеоролика «Беригите книгу!».)
Награждение ребят памятными открытками.
Текст.
Первая книга у вас была,
Всеми любимая азбука.
По ней вы учились читать,
И буквы все различать.
Мы поздравляем вас от души,
Что азбуку всю окончили вы!
Желаем вам также курс держать,
И новые вершины покорять.
Ведущий:
«Спасибо за внимание! До новых встреч!»