Программа работы кружка на тему «Азбука здоровья» (6 класс)
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для учащихся с инвалидностью и ОВЗ
«Азбука Здоровья»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст обучающихся: 11 – 16 лет
Автор-составитель:
Сапронова Р.А., учитель физической культуры.
Воронеж 2024
Пояснительная записка
Курс программы кружка « Азбука здоровья» рассчитан на один год обучения для 6-7 классов. На освоение программы отводится 34 часа.
Направление деятельности: социально-педагогическая.
Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботится о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному существованию с самим собой и миром.
Актуальность программы «Азбука здоровья» обусловлена приоритетным направлениями политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья обучающихся находятся на первом месте в соответствии со стратегическими документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации.
Уважительное отношение к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Необходимо вести профилактическую работу с детьми, воспитывать в них стойкое отвращение к табаку, алкоголю, наркотикам. Воспитывая ребенка, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умения плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Занятия по программе «Азбука здоровья» способствуют тому, что дети учатся быть здоровыми душой и телом, стремятся укрепить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Важно, чтобы обучающиеся овладели объективными, соответствующими возрасту знаниями о здоровом образе жизни. Ведь обучение здоровому образу жизни так значимо для детей школьного возраста и ещё большое значение оно приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Программа «Азбука здоровья» ориентируется не только на усвоение обучающимся знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения. Воспитатель учитывает, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностями своего организма, изучая себя, он психологически готовится тому, чтобы осуществить активную оздоровительную деятельность.
Актуальность
Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны.
Хотя здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей, люди чаще всего вспоминают о нем только тогда, когда начинают болеть. Что же такое здоровье? Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия, которое включает в себя следующие составляющие части:
- высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, основой чего является нормальная работа всех органов и систем организма;
- уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями;
- стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.
Данная программа формирует у учащихся с инвалидностью и ОВЗ сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, направлена на их социализацию и адаптацию в обществе.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что она разработана для лиц с инвалидностью
и ОВЗ и направлена на их социализацию и адаптацию в обществе.
Адресатами программы являются дети от 11 до 16 лет с расстройствами
аутистического спектра и нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с
тяжелыми и множественными нарушениями.
Численность обучающихся в группе - до 10 человек.
Методы обучения:
Словесные |
Наглядные |
Практические |
Беседа, объяснение |
Показ видеоматериалов, иллюстраций |
Практические работы |
Устное изложение |
Работа с книгой |
|
Тип занятия:
- теоретический;
- практический.
- комбинированный;
Формы занятий:
беседа
практическое занятие
соревнование
презентация
Срок освоения программы составляет 1 учебный год.
Режим занятий - 1 час в неделю для группы
Цель программы:
гармоничное физическое развитие;
формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой; формирование основ здорового образа жизни.
Задачи программы:
Оздоровительные:
охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма;
всестороннее совершенствование физических качеств;
повышение работоспособности и закаливание.
Образовательные:
формирование двигательных умений и навыков;
овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные:
формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Данная программа строится на принципах:
принцип доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями школьников, учетом особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок;
принцип систематичности и последовательности- усвоение знаний в порядке, предусмотренном учебно-тематическим планом;
принцип наглядности как один из старейших в дидактике и важнейших в преподавании - целесообразность привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала;
принцип сознательности и активности воспитанников- система обучения опирается на активность учащихся при руководящей роли педагога;
принцип коллективности - ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся:
Составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
Выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
Различать “полезные” и “вредные” продукты;
Использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
Определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
Заботиться о своем здоровье.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема |
Общее кол-во часов |
Теория |
Практика |
I |
Здоровье-богатство на все времена |
|
8 |
|
|
1 |
|
Введение. Составляющие ЗОЖ |
|
1 |
|
2 |
|
Правила личной гигиены |
|
1 |
|
3 |
|
Резервы организма |
|
1 |
|
4 |
|
Гиподинамия и как её избежать |
|
1 |
|
5 |
|
Физическая активность и здоровье |
|
1 |
|
6 |
|
Влияние неправильной осанки на здоровье человека |
|
1 |
|
7 |
|
Практическая работа: «Определение правильности осанки ,наличия плоскостопия» |
|
1 |
1 |
II |
Факторы укрепления здоровья человека |
|
8 |
|
|
1 |
|
Движение – это жизнь. |
|
1 |
|
2 |
|
Практикум «Составление режима дня» |
|
|
1 |
3 |
|
Правила личной гигиены |
|
1 |
1 |
4 |
|
Здоровье в порядке – спасибо зарядке. |
|
1 |
1 |
5 |
|
Викторина «О пользе закаливания » |
|
1 |
|
6 |
|
Что такое иммунитет? |
|
1 |
|
III |
Вредные привычки |
|
10 |
|
|
1 |
|
История распространения табакокурения |
|
1 |
|
2 |
|
Курить – здоровью вредить |
|
1 |
|
3 |
|
Состав табачного дыма |
|
1 |
|
4 |
|
Действие никотина на организм |
|
1 |
|
5 |
|
Влияние алкоголя на организм |
|
1 |
|
6 |
|
С чего начинается пьянство? |
|
1 |
|
7 |
|
Стадии и формы опьянения |
|
1 |
|
8 |
|
Наркотические вещества |
|
1 |
|
9 |
|
Влияние наркотиков на здоровье человека |
|
1 |
|
10 |
|
Наркотики и закон |
|
1 |
|
IV |
Питание и здоровье |
|
8 |
|
|
1 |
|
Питание, необходимое условие для жизни человека |
|
1 |
|
2 |
|
Здоровая пища для всей семьи |
|
1 |
|
3 |
|
Поговорим о «Вредной пище». Вред газированных напитков и фаст-фуда |
|
1 |
|
4 |
|
Витамины – помощники здоровья |
|
1 |
|
5 |
|
О чем расскажет упаковка |
|
1 |
|
6 |
|
Как питались в стародавние времена |
|
1 |
|
7 |
|
Секреты здорового питания. Рацион питания |
|
1 |
|
8 |
|
Культура питания. Конкурс пословиц и загадок. Приглашаем к чаю. |
|
|
1 |
Содержание программы:
Раздел I – 8 ч.
Введение. Знакомство с планом работы кружка « Азбука здоровья».
Составляющие ЗОЖ. Общее понимание здоровья. Резервы организма. Нравственный аспект здоровья.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье человека – это огромное богатство. Образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни (ЗОЖ). Основными элементами ЗОЖ являются:
двигательная активность
правила личной гигиены
рациональное питание
отказ от вредных привычек
умение управлять своим здоровьем.
Теоретическая часть – беседа.
Практическая часть – Определение правильности осанки, наличия плоскостопия.
Раздел II – 8 ч.
«Движение - это жизнь, а жизнь - это есть движение» - как гласит старая поговорка. Ученые подтвердили народную мудрость и доказали, что люди, которые ведут малоподвижный и сидячий образ жизни живут меньше, чем те, кто активно занимается спортом. Малоподвижный образ жизни всегда считался губительным для состояния здоровья человека. Дети, которые не занимаются спортом, чаще подвержены желудочно-кишечным заболеваниям и употребляют больше пищи, чем это необходимо. Люди, которые ведут сидящий образ жизни, расходуют меньше энергии, чем потребляют, что приводит к ожирению и заболеванием сердечной системы. Помимо этого, низкая физическая активность способствует возникновению таких отрицательных проявлений как слабость и атрофия мышц.
Для того, чтобы обойти болезни стороной, увеличить жизненную силу, повысить мощность организма и в разы поднять уровень здоровья, необходимо систематически пребывать в движении, правильно питаться, закаляться и придерживаться режима дня.
Теоретическая часть: беседа
Практическая часть: Составление своего режима дня .Комплекса утренней гигиенической гимнастики . Посещение спортзала, спортивного городка и т.д.
Раздел III - 10 ч.
«Курить – здоровью вредить». Последствия и побочные явления курения. Портрет курильщика. В борьбе за чистый воздух. Реклама и антиреклама.
В каждой сигарете содержится около 15 различных известных канцерогенных веществ. Курильщик с нормой «пачка в день» за год вбирает в свои легкие литр смолы. Каждая выкуренная сигарета укорачивает жизнь курильщика на 8 минут. В результате курения может возникнуть как физическая, так и психическая зависимость от никотина. 90% курящих утверждают, что хотели бы бросить курить.
В сигаретах содержится смола, она налипает на легкие. Приводит к появлению пятен на зубах и пальцах. Возникает эмфизема легких и хронические бронхиты. Появляется кашель курильщика. Сигаретный дым вреден как для курильщика, так и для некурящих (пассивных курильщиков). Портрет курильщика составляется в результате опроса большого количества курящих подростков по разработанным вопросам. Не всегда реклама сообщает достоверные факты, когда убеждает купить тот или иной товар, необходимо научиться распознавать приемы, особенно при продаже табачных изделий. Выставляют курение в качестве символа взросления, связывают курение с вином и пивом, демонстрируют, что люди курящие сигареты, экстравагантные и интересные, и т.
Алкоголь и организм. История виноделия. Воздействие алкоголя на организм. Стадии алкоголизма. Миф или реальность.
Виноделие зародилось в Египте, когда люди обнаружили, что виноградный сок быстро скисает, но раз перебродив и став вином, долго сохраняется, не портясь. У египтян были проблемы с сильным загрязнением питьевой воды. Позднее, в Римской католической церкви на всей территории Европы вино стало использоваться при совершении таинства святого причастия. Постепенно употребление алкогольных напитков перешло в злоупотребление. В настоящее время алкоголь – это наркотическая проблема № 1. Алкоголь – это непосредственная причина заболеваний печени, нарушения функций головного мозга, язвы желудка, панкреатита и других болезней внутренних органов. Стадии опьянения; 1-приподнятое настроение, 2 – сумасбродное поведение, 3 – замешательство, 4 – потеря самоконтроля, 5 – бессознательное. Стадии алкоголизма; 1 – знакомство с алкоголем, 2 – регулярное употребление, 3 – навязчивая идея, 4 – химическая зависимость. Миф или реальность, факторы риска.
Теоретическая часть-беседа.
Раздел IV - 8ч.
Рациональное питание. Культура питания. Теория аппетита. Составление меню.
Основные правила рационального питания – это полноценная, сбалансированная пища, принимаемая с соблюдением режима питания. Основные питательные вещества, содержащиеся в пище, являются строительным материалом и источником энергии.
Согласно теории аппетита ( И.П. Павлов), пища, съеденная с аппетитом, переваривается и усваивается организмом быстрее и приносит большую пользу. Правила питания и вред переедания.
Теоретическая часть: беседа, конкурс пословиц и загадок
Практическая часть: составление меню на неделю.
Список литературы:
1. «Здоровье народа - богатство страны» Москва «Советская Россия» 1989год
2. Г.П. Малахов «Основы здоровья» Ростов «Феникс» 2003год
3. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина «Физкультура для всей семьи» Москва «Физкультура и спорт» 1988год
4.А.Д. Степанов, Д.А. Изуткин «Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования «Советское здравоохранение. 1981год
5. С.В. Понедельник «Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования» Ростов-на-Дону, 1994год
Литература для педагога:
1. “Руководство для среднего медицинского персонала школ”, Москва, издательство “Медицина” 1991г.
2. “Справочник практического врача”, Москва, издательский дом “Рипол классик” 2009г.
3. Справочник фельдшера, Москва, “Эксли пресс” 2002г.
4. Расти здоровым; Москва Физкультура и спорт 1993г.
5. Ю.П. Лисицын, И.В. Полунина «Здоровый образ жизни ребенка» Москва 1984 год
6. Профилактика и лечение гриппа” Р.И. Карпухин, Ленинград, Медицина, Ленинградское отделение 1991г.
7.Л.А. Лещинский «Берегите здоровье» Москва «Физкультура и спорт» 1995год
8.Г.И.Куценко, Ю. В. Новиков «Книга о здоровом образе жизни» – Санкт Петербург 1997год
9. «Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы.» Кишинев 1991год.