Сценарий внеклассного экологического мероприятия «Береги лес от пожара, или почему нельзя быть невнимательным в лесу»
Сценарий внеклассного экологического мероприятия
«Береги лес от пожара,
или почему нельзя быть невнимательным в лесу»
Форма проведения занятия: театрализованное представление.
Целевая группа: учащиеся 2-6 классов.
Сведения об авторе:
Романова Ирина Евгеньевна, учитель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 5» города Смоленска.
Почтовый адрес:
214027 город Смоленск, улица Радищева, дом 1, квартира 8.
телефон 8-910-784-91-18
Электронный адрес: romanirev@yandex.ru
Сценарий внеклассного экологического мероприятия
«Береги лес от пожара,
или почему нельзя быть невнимательным в лесу»
Краткая аннотация к театрализованному представлению
«Береги лес от пожара,
или почему нельзя быть невнимательным в лесу»
Ответственное отношение к природе, правильное понимание проблем, связанных с ее охраной, формируется у школьников через систему всевозможных детских экологических мероприятий, к числу которых необходимо отнести международные экологические акции, такие как День птиц, День Земли, День охраны окружающей среды. Формы участия в этих акциях могут быть разнообразными: от эколого – просветительских мероприятий до конкретных природоохранных действий, способствующих осознанию школьниками их причастности к защите нашего общего дома под названием Планета Земля. Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры – длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне ее. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
В нашей школе разработана система внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся, которая имеет практическую и теоретическую направленность. Внеурочная работа дает прекрасные возможности для развития познавательного интереса и творческих способностей школьников, формирование у них самостоятельности и инициативности.
По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающие лесные массивы требуются нечеловеческие усилия, огромные силы и средства. Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природной среде. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность для населения, поскольку к моменту начала борьбы, как правило, уже успевают развиться на большой территории.
Основной причиной возникновения лесных пожаров является безответственное отношение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности.
Цель:
- закрепить знания обучающихся о причинах возникновения лесных пожаров и правила пожарной безопасности.
- научить правильным действиям в случае возникновения пожара в лесу.
- воспитывать ответственность за жизнь и здоровье свое, окружающих, охрану родной природы.
Действующие лица: сорока, мышка, волк, заяц, угольки (три человека), девочка, два мальчика, пожарный, шесть человек юных пожарных.
Оформление: на сцене несколько деревьев, на лесной поляне костер. Музыкальное сопровождение (голоса птиц, вой пожарной сирены, угольки танцуют под музыку)
Сцена оформлена в виде лесной поляны (деревья, костер на поляне, цветы, бабочки.)
Звучит музыка, поют птицы. Дети любуются окружающей природой.
Девочка: Русский лес! Берез листва,
Пенье птиц и тишина…
Зов ветров и ширь полей.
Лучше не найти, поверь!
Это все твое, и ты –
Властелин своей земли!
(Мальчики составляют костер. Девочка собирает цветы, позвала мальчиков, они оставили костер. Он разгорается)
Танец угольков, при этом они поют.
Угольки: Мы беды натворим!
Мы лес подожжем!
И не игрушки мы,
Не для потехи мы,
А уголечки мы,
А головешки мы.
Головы горячие
Под золою прячем мы.
А великий наш огонь, огонь,
Кто тут смелый, ну-ка - тронь.
Уголек: Эй, братва, сюда, сюда,
Все вокруг, лес поджигай!
Звучит сирена пожарной машины. На сцену выбегают звери.
Заяц: Свалилось горе на зверят,
Родимый дом огнем объят.
Боже мой, огонь кругом
От него бегу бегом.
А куда бежать, куда?
Где же речка, где вода?
Кедр горит, горит сосна,
От дыма речка не видна.
И нельзя уже дышать,
Ах, куда же мне бежать?
Звери мечутся по сцене.
Мышка: У меня нора сгорела,
А я в ней зимовать хотела.
Запасла зерна, орехов,
Нет, теперь мне не до смеха
(Мышка плачет)
На сцену выходит волк, сильно кашляет, задыхается от дыма.
Волк: Я задыхаюсь, я пропал…
Чуть прямо в пламя не попал.
Вот шерсть дымится, хвост облез.
Кто, кто поджег наш чудный лес?
От дыма и огня бегу,
Сил нету, больше не могу!
На сцене появляется сорока.
Сорока: Я знаю, знаю!
Я везде летаю!
Я видела, узнала я,
Кто лес поджег наш, друзья!
Звери: Кто? Говори скорей,
Кто не жалеет нас, зверей?
Сорока: Дети всему виной,
Которые в поход пришли в наш лес родной.
Костер в лесу развели и ушли,
Резвятся, играют, а мы все горим.
Мышка: Кто поможет нам теперь?
Пропадет в лесу ведь зверь!
И деревья все сгорят,
Да уж все горит подряд!
Угольки танцуют, радуются.
На сцену выходит пожарный.
Пожарный: Угольки, а ну-ка стой!
Ишь, устроили разбой!
Ведь пожар в лесу – беда,
Лес сгорит тогда дотла.
Много бед пожар наделала,
Кто виновен? Кто все сделал?
Сорока: Дети, дети в лес пришли,
Костер утром разожгли.
На сцене появляются дети, виновато опустили головы.
Дети: Мы в лесу костер зажгли,
Посидели и ушли,
А огонь не потушили:
Про него мы и забыли.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке, стало.
До небес огонь поднялся
И за нами он погнался.
Заяц (обращается к детям): Если ты хочешь костер развести,
Нужно землей его обнести.
Ну, а будешь уходить,
Не забудь водой залить.
Сорока: Пылает лес, бушует жар –
Природу охватил пожар.
Кто виноват в игре огня?
Всего лишь искорка огня!
Волк: Не играй с огнем в лесу!
Будь внимательней к нему.
Прежде чем зажечь его.
Сделай ямку для него.
Мышка: Не оставляй костер в лесу:
Обидишь рысь или лису,
И многих маленьких зверят,
Ведь норки их дотла сгорят.
Пожарный: Пусть каждый знает гражданин –
Пожарный номер – ноль один.
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руки взять,
Ноль одни сумей набрать.
На сцене появляется отряд юных пожарных.
Отряд: Раз, два, три, четыре пять.
Кто шагает дружно в ряд?
Защитников леса веселый отряд!
Мы любим природу и лес защитим,
Пожарам проникнуть в него не дадим!
Лес легче сохранить, чем новый посадить.
Отряд юных пожарных обращается к детям.
Первый: Чтобы не было пожаров,
Надо правила всем знать.
Их, конечно, очень много –
Выучить хотя бы пять.
Второй: Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей.
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Третий: И в лесу костер опасен –
Для деревьев, птиц, зверей.
Будет лес для всех прекрасен
Без пожаров и углей.
Четвертый: Чтобы огонь не убежал,
Чтобы он место свое знал,
Ты ему создай преграду:
Из камней, земли ограду.
Уходя, засыпь землей
Или все залей водой.
Пятый: С огнем не шали! Постарайся понять,
Что шалость такая опасна всегда.
Огонь разойдется – его не унять,
А это для леса большая беда.
Шестой: Если собрался костер развести,
Надо площадку очистить заранее.
Все, что способно сгореть – отгрести,
Чтобы не устроить в лесу возгорание.
Все вместе: Всем давно понять пора,
Детям спички не игра!
Пусть и взрослым будет ясно:
Что с огнем играть опасно.
Девочка: Ну, простите вы нас!
Нет в лесу уже огня,
М его уж потушили,
Воды с речки наносили.
Мальчики: Что в лесу с огнем не шутят –
Это всякий знает.
Костер надо потушить –
Каждый понимает.
Пожарный: Пожар отклокотал и умер…
И умер лес, отзеленев.
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безголосый лес.
Что ни пихта – иссякла сила,
И что ни лиственница – крест.
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек…злодей, злодей!
Берегите лес от пожаров, ребята!
Помните правила поведения в лесу!