"Бережное использование энергии человеком"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
ПРОЕКТ
«Бережное использование энергии человеком»
Руководитель проекта:
Новгородская Наталья Юрьевна
Автор проекта:
Форысь Ульяна Владимировна
обучающаяся 9 «а» класса
Допущена к защите
«___» _____________2021 г.
Усть – Кут
2021 год
2. Ситуативный анализ проблемы 4
4. Мероприятия по привлечению аудитории к проблеме бережного использования энергии человеком 5
Энергосбережение – это
не только сэкономленные деньги,
это и забота о тех,
кому предстоит жить
после нас на планете Земля.
1. Постановка проблемыТопливо и энергия становятся все дороже. Цены на электроэнергию и тепло постоянно поднимаются. Поэтому остро встает проблема ─ «Бережное использование человеком энергии».
Кроме этих «экономических» соображений, имеющих прямое отношение к нашему кошельку, не будем забывать и об экологических причинах энергосбережения.
Актуальность данной проблемы - Зачем нам беречь энергию?
─Чтобы сэкономить деньги. Расходы на тепло и электричество можно снизить до 50 % .
─Чтобы повысить комфорт в помещении. С помощью самых простых малозатратных мероприятий по утеплению можно увеличить температуру в помещении на 2─4˚C .
─Чтобы уменьшить загрязнение воздуха и воды. Преобладающая часть энергии сегодня получается за счет сжигания угля, нефти и газа. При этом выбрасываются вредные вещества, вызывающие различные заболевания, в том числе и экологические.
─Чтобы уменьшить катастрофические последствия изменения климата ─ наводнения, ураганы, засухи. Сжигание ископаемого углеводородного топлива при производстве энергии ─ один из основных источников выбросов углекислого газа, растущее содержание которого является ключевым фактором в глобальном изменении климата.
─Чтобы снизить энергоемкость экономики. Россия по производству и экспорту энергоресурсов находится на 2 месте в мире, при этом российская продукция в 3 раза более энергоемкая, чем европейская.
─Чтобы снизить зависимость экономики нашей страны от мировых цен на электроносители.
─Чтобы оставить ресурсы нашим детям. По оценке специалистов, запасы нефти закончатся уже через 50 лет, газа ─ через 100 лет, угля ─ через 300 лет.
─Чтобы выиграть время для поиска и освоения новых источников энергии ─возобновляемых, экологически чистых и безопасных (ветер, солнце, биогаз, биомасса, тепло Земли, волны, течения, приливы и отливы и т.д.)
Поэтому проблему бережного использования человеком энергии нужно и можно решать. В этом может помочь использование методов PR-кампании. Призывать людей к совести, сознательности, взывая к разуму, убеждая, предлагать свои варианты решения проблемы.
2.1.Для определения существования данной проблемы решили провести для школьников и их родителей анкетирование.
Составили вопросы анкет:
«Анкета для родителей» (Таблица № 1) с целью определить «энергетический рейтинг» родителей обучающихся.
«Как мы тратим электроэнергию» (Таблица № 2) с целью выявить отношение населения к потреблению электроэнергии.(Рис.1)
2.2. Провели соответствующий анализ анкет, в результате чего пришли к выводу, что «энергетический рейтинг» родителей высок, они хорошо осведомлены о важности сохранения энергии и могут оказать значительную помощь при проведении работ. Анализ анкеты «Как мы тратим энергию» показал, что у большинства анкетируемых много хороших привычек, но все-таки еще нужно поработать над собой.
2.3. Провели наблюдения и выявили факты энергетической бесхозяйственной деятельности человека ─ светящиеся лампочки днем, открытые входные двери учреждений (Рис. № 3).
Цель:
─ привлечение внимания общественности к проблеме бережного использования энергии человеком;
─ призвать к действию людей в отношении данной проблемы.
Задачи:
─ раскрыть суть существующей проблемы и показать её актуальность;
─ провести анкетирование уч-ся и их родителей, сделать выводы;
─ предложить варианты решения данной проблемы через просветительскую работу с аудиториями разных возрастных категорий и рода деятельности.
Гипотеза: Если организовать просветительскую работу среди населения (обучающихся школы) по данной проблеме, то можно получить положительный результат экономии энергии (электрической).
Основная целевая аудитория, на которую рассчитана PR-кампания ─ это дети, обучающиеся школ, воспитанники детских садов и их родители.
4. Мероприятия по привлечению аудитории к проблеме
бережного использования энергии человеком
Данный проект предусматривает проведение просветительской работы среди школьников разных классов с целью бережного использования энергии:
- выпуск средств наглядной агитации: листовок, плакатов с призывами бережного использования энергии; выпуск информационных бюллетеней;(Рис. 2)
- проведение агитбригад с целью знакомства ребят младших классов и среднего звена, с понятиями «энергия», «энергосбережение», «альтернативные источники энергии»;
- проведение разъяснительной работы в форме бесед по правилам энергоресурсосбережения. Использование игр «Злой и добрый ветер», «Эксперимент», «Полезные ископаемые»; (Рис.4)
- подготовка к публикации статей в городских газетах «Ленские вести», «Диалог» на тему «Энергосбережение»;
- выступление по телевидению и радио с обращением к жителям города о бережном использовании энергии в своих домах;
- призыв к установке счетчиков электроэнергии и тепла, как примеры бережливости и хозяйственности;
- организация эксперимента в школе и в семьях школьников с целью бережного использования электрической энергии в течение нескольких месяцев.
Для выполнения этой работы был разработан график проведения мероприятий.(Таблица №4 Приложения). Данные мероприятия приурочены к знаменательным датам: 11 ноября – Международный день энергосбережения, 22 марта – Всемирный день водных ресурсов, 22 апреля – день Земли.
В рамках данного РR-проекта после проведённой просветительской работы в классах, был организован небольшой эксперимент в помещениях школы. В ходе этого эксперимента дежурные по школе и организаторы проекта контролировали отключение электроэнергии во время уроков в фойе и в некоторых других помещениях школы. Когда были изучены показания одного из счетчиков электроэнергии (Таблица № 5 Приложения), сделали сравнительный анализ до контроля отключения электроэнергии и после контроля. Пришли к выводу, что месячные показания счётчиков ниже в тот период, когда осуществлялся контроль за отключением электроэнергии со стороны дежурных и организатора проекта. В семьях школьников также была проведена аналогичная работа с целью бережного использования энергии человеком.
Данный РR-проект направлен на привлечение аудитории к проблеме бережного использования энергии человеком через просветительскую работу среди школьников разных классов (распространение листовок, информационных бюллетеней, проведение бесед и игр в классах начальной школы и среднего звена). После соответствующей работы был проведен эксперимент, который дал положительный результат. Показатели исследуемого месяца оказались меньше показателей предыдущего, что говорит об экономии электрической энергии. А если такую практику ввести в школе и каждый в своём доме, то экономия электроэнергии имела бы колоссальные результаты.
Таким образом, данный РR – проект позволил подтвердить гипотезу о том, что если организовать просветительскую работу среди населения по данной проблеме, то можно получить положительный результат экономии энергии.
С данной работой можно выступать в детских садах, школах, на предприятиях и в учреждениях города, что позволит повысить уровень экономии электроэнергии в разы и сократить материальные расходы населения.
Таблица № 1
Анкета для родителей
Повышение тарифов на воду, электроэнергию и отопление обосновано еще и тем, что каждый должен помнить об экономии невозобновимых ресурсов | да | нет |
Экономия ресурсов возможна | | |
Родители должны научить своих детей бережному отношению ко всему, что окружает человека | | |
Родители несут ответственность за действия своих детей, причиняющих вред окружающей среде | | |
Умение бережно относиться к ресурсам и экономно вести хозяйство является важнейшей составляющей общей культуры человека | | |
Я всегда рекомендую своему ребенку посмотреть телепередачи, рассказывающие о природе, о деятельности человека в природе, о последствиях этой деятельности | | |
В нашей семье принято осенью заклеивать окна, утеплять входную дверь, вешать плотные «зимние» шторы | | |
Никто в нашей семье не потерпит, чтобы из кранов без необходимости текла вода | | |
Думаю, что работа в рамках данного проекта поможет моему ребенку получить новые знания для экономного ведения хозяйства | | |
Я с удовольствие помогу моему ребенку в работе над проектом | | |
После получения ответов поблагодари своих родителей, и вместе
подсчитайте «Энергетический рейтинг»:
Если вы получили:
9-12 ответов «да», то «энергетический рейтинг» ваших родителей высок, родители хорошо осведомлены о важности сохранения энергии и могут оказать значительную помощь при проведении работы.
5-8 ответов «да» является показателем среднего «энергетического рейтинга». Родители хорошо осведомлены о важности сохранения энергии, но ваша совместная деятельность в работе над проектом, взаимная помощь друг другу будут очень полезны.
1-4 ответов «да» говорит, к сожалению, о низком «энергетическом рейтинге». Родителям необходима ваша помощь в изучении и понимании экологических проблем и способов сохранения энергии не только дома, но и на работе.
Таблица № 2
Как мы тратим электроэнергию?
| Да | Нет |
Мы записываем количество расходуемой нашей семьей электроэнергии | | |
Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее | | |
Наш холодильник стоит в прохладном месте | | |
Мы не ставим мебель перед обогревателями | | |
Мы всегда заклеиваем окна на зиму | | |
Мы начали использовать энергосберегающие лампочки | | |
Мы часто размораживаем холодильник | | |
Когда мы пользуемся стиральной машиной, мы полностью загружаем ее | | |
Мы часто пользуемся настольной лампой, бра, торшером | | |
Мы проветриваем помещения быстро и эффективно | | |
Вечером мы закрываем окна шторами | | |
Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим | | |
Мы чаще принимаем душ, чем ванну | | |
Мы чиним вещи, вместо того чтобы заменить их новыми | | |
Мы пользуемся регулятором поступления тепла в нашу квартиру, когда на улице наступает потепление (или меняется погода) | | |
Посчитай все ответы «да»
От 1 до 5 ответов: Тебе еще многому надо учиться, так что начинай прямо сейчас.
От 6 до 10 ответов: У тебя много хороших привычек, но все-таки еще нужно поработать над собой.
От 11 до 14 ответов: Тебя можно назвать образцом для подражания.
Более 14 ответов: Кто-то из вашей семьи мог бы стать министром по охране природ
Таблица № 4
График проведения мероприятий по привлечению аудитории к проблеме бережного использования энергии человеком
№ | Дата проведения | Классы | Мероприятия |
1 | ноябрь | 3-7 | Агитбригада «Энергия» |
2 | декабрь | 3-7 | Игровой модуль |
3 | февраль-март | 1-11 | Распространение листовок и информационных бюллетеней |
4 | октябрь-февраль | 5-11 | Организация эксперимента (контроль дежурных классов по отключению электроэнергии в школьных помещениях) |
5 | апрель | Форысь Ульяна | Подготовка публикации статьи «Зачем беречь энергию?» |
Таблица № 5
Показания счётчика электроэнергии МОУ СОШ № 10 (кВт/ч)
Месяцы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль |
Показания | 05984 | 06082 | 06176 | 06258 | 06374 | 06478 |
Разность | 98 94 82 116 104 | |||||
Стоимость (кВтч 1, 11 руб ) | 108, 78 руб 104,34 руб 91,02 руб 128,76 руб 115,44 руб |
9