Урок по теме «Производство и использование электрической энергии» (Физика, 11 класс)
Пояснительная записка к презентации
План-конспект урока
ТЕМА УРОКА
«Производство и использование электрической энергии»
ФИО учителя - Турышева Наталья Валерьевна.
Место работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок.
Должность - преподаватель.
Предмет – физика.
Класс – 11 класс.
Тема и номер урока в теме – урок №31 – Производство и использование электрической энергии.
Базовый учебник – Г.Я.Мякишев, Б.Б.Сотский, В.М.Чаругин, Физика 11, издательство «Просвещение» Москва, 2014 года.
Цель урока: Изучения новой темы, формирование знаний о способах производства электрической энергии, уровня производства и потребления электроэнергии в России, показать значение электрификации для развития и благополучия страны.
Задачи урока:
Образовательная: показать практическое применение закона электромагнитной индукции; способы передачи электроэнергии; изучить физические основы производства и использования электрической энергии.
Развивающая: формирование и развитие внимания, мышления и умения анализировать полученную информацию, видеть проявление изученных закономерностей в жизнедеятельности человека.
Воспитательная: организация коммуникативного взаимодействия для приобретения обучающимися навыков самоорганизации.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы работы обучающихся: работа с текстом, заполнение обобщающей таблицы, диалог.
Необходимое техническое оборудование: урок проводится в кабинете, оснащенном компьютером, мультимедийным проектором.
Методическое сопровождение урока: презентация к уроку (Приложение 1), видеофрагменты («ГЭС», «Как работает угольная ТЭС»).
Структура урока и ход урока:
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Организация начала урока, проверка домашнего задания. |
Презентация к уроку (слайд 1). |
Приветственное слово учителя, опрос по теме «Генерирование электрической энергии» |
Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в дискуссии. |
3 мин |
2 |
Подготовка к восприятию |
Презентация к уроку (слайды 2). |
Вступительное слово учителя, актуализация знаний обучающихся по теме |
Формулировка цели урока |
2 мин |
3 |
Усвоение новых знаний и способов действий. |
Презентация к уроку (слайды 3-15). |
Демонстрация презентации, объяснение учителем темы урока |
Восприятие, заполнение таблицы. |
30 мин |
4 |
Первичная проверка понимания. |
Организация проверки заполнения схемы урока |
Корректировка записей таблицы, заполняемой во время урока |
3 |
|
5 |
Контроль и самопроверка знаний. |
Проверка выполнения работы всеми обучающимися и достижения ими планируемых результатов обучения. |
Анализ таблицы данных. |
3 |
|
6 |
Подведение итогов занятий. |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели урока. |
2 |
||
7 |
Информация о домашнем задании. |
Презентация к уроку (слайды 16-18). |
Пояснение домашнего задания |
Запись домашнего задания |
3 |
Ход урока:
Организация начала урока:
(слайд 1)
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
А. Мицкевич
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем с вами говорить о способах производства и передачи электрической энергии, о значении электрификации для нас с вами, для нашей страны. В основном в нашей стране производится переменный электрический ток. Почему? Каковы преимущества переменного тока перед постоянны? (заслушиваются ответы обучающихся). С какими источниками переменного тока вы знакомы? (ответы учеников). Каков принцип работы тех электростанций, которые вы мне назвали? А вы знаете, что кроме тепловых электростанций (ТЭС), гидроэлектростанций (ГЭС), атомных электростанций (АЭС) существуют и такие, как ветроэлектростанции (ВЭС), геотермальные электростанции, солнечные электростанции (СЭС), электростанции с магнитогидродинамическим генератором, электрохимические электростанции, приливные и т.д.
А как часто вам необходим электрический ток? (заслушиваются ответы обучающихся).
Целеполагание.
Обучающиеся – формулирую цель и задачи урока, учитель демонстрирует на экране слайд с целью и задачами урока. (слайд 2).
Усвоение новых знаний и способов действий.
Рассказ учителя об электрификации России (слайды 3-6).
Общая схема электрификации (слайды 7-9).
Источники электроэнергии (слайды 10-12).
Принцип работы ГЭС (слайд 13). Верхний левый угол – гиперссылка на видеофрагмент «ГЭС».
Принцип работы ТЭС (слайд 14). Верхний левый угол – гиперссылка на видеофрагмент «Как работает угольная ТЭС».
Принцип работы ГЭС (слайд 15).
Обучающимся предлагается по ходу уроку заполнять обобщающую таблицу:
Вопросы |
ТЭС |
ГЭС |
АЭС |
Энергоносители |
|||
Достоинства |
|||
Размещение |
|||
Экологические проблемы |
Первичная проверка понимания.
В ходе данного этапа проводится корректировка заполнения таблицы обучающимися: ведется опрос, в ходе которого обучающиеся заполняют недостающие записи в ячейках таблицы.
Подведение итогов занятий.
Проводится анализ обобщающей таблицы с целью выявления наиболее экономичного и экологичного способа производства электрической энергии.
Формулировка домашнего задания.
§39 Подготовьте сообщение с сопроводительной презентацией по теме «Альтернативные виды получения электроэнергии» (слайд 16).
Заполните таблицу «Альтернативные источники энергии» (слайд 17).
Вопросы |
|||
Энергоносители |
|||
Достоинства |
|||
Размещение |
|||
Экологические проблемы |
Демонстрируются электронные ресурсы, используемы при подготовке урока (слайд 18).
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Презентация к уроку обобщения «Производство и использование электрической энергии» |
Презентация Power Point |
/data/files/n1511376507.pptx (Презентация к уроку) | |
2 |
Видеофрагменты: «ГЭС», «Как работает угольная ТЭС» |
Гиперссылка в презентации на видеофрагменты в папке урока. |
Видеозапись в формате avi. |
Слайд 13и слайд 14 презентации к уроку. |
3 |
ГОЭЛРО: предвосхищение будущего |
Гиперссылка на статью интернете. |
Статья. |
http://www.atomic-energy.ru/articles/2011/01/20/17783 |
Дополнительные источники:
Сборник комбинированных задач по физике для 10-11 классов. Е.Г. Москвина, В.А.Волков –М.: ВАКО, 2011 год. ( Дифференцированные задачи на стр. 59-79)
Физика 11. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Сотский, В.М.Чаругин, издательство «Просвещение» Москва, 2010 года.
Интернет ресурсы:
http://geo.1september.ru/articlef.php
http://электростанция.рф/page.php
http://www.atomic-energy.ru/articles/2011/01/20/17783
В презентации использовались иллюстрации с Яндекс.видео по запросу «Производство и использование электроэнергии».