Беседы с учащимися по ОБЖ «Правила дорожного движения» (5 класс)
Правила дорожного движения.
Организация ДД. Правила безопасного перехода улиц, перекрестков.
Почему создаются опасные ситуации на дорогах? К чему это приводит?
Несоблюдение правил дорожного движения на улицах и дорогах приводит к авариям и гибели людей.
Послушайте историю, которая случилась в старой Англии. Был обычный день 17 августа 1896 года. Мисс Дретсон проходила тихой лондонской улице. Вдруг впереди появился автомобиль. И, несмотря на то, что она в отчаянии махала зонтиком и что-то показывала руками, случилось несчастье. Мисс Дретсон стала первой жертвой автомобильных катастроф.
Сейчас на дорогах мира погибает не менее 250 000 человек в течение года (3 журнала).
Очень много детей попадает в аварии, становится ка-лекарствами и, самое страшное, гибнет под колесами машин.
Почему опасные ситуации случаются с детьми?
Дети плохо знают правила дорожного движения, а если знают, не всегда их выполняют. Часто перебегают улицы в неположенных местах, забывают о дорожные знаки, светофоры, переходы, на улицах читают книги, рассматривают рисунки, игрушки, играют возле дорог, на тротуарах и на дорогах. А это все приводит к тому, что ребенок попадает под колеса машины.
Существовали ли в древности правила дорожного движения?
Вы, наверное, скажете: «Конечно, нет. Ведь тогда не было машин!» Ошибаетесь! Еще в Древнем Риме император Юлий Цезарь ввел свои правила дорожного движения. Чтобы не случалось столкновений колесниц и карет, на узких улицах было введено одностороннее движение, запрещалось ездить колесницами городом в часы перегрузки улиц.
А знаете ли вы, какие сейчас введены разновидные движения?
Улица, по которой транспорт движется только в одну сторону,— это улица с односторонним движением.
Улица, по которой транспорт движется в разные стороны,— это улица с двусторонним движением.
А еще вам будет интересно знать, что кроме одно - и двустороннего движения есть лево - и правостороннее движение автомашин. Раньше, когда только изобрели автомобиль, для безопасности движения люди договорились о том, что движение должно быть правосторонним — преимущественно в странах Европы. А вот в других, наоборот,— левостороннее. В частности, в Англии он левостороннее и по сей день. Впоследствии в городах сделали для людей тротуары, отделяют от проезжей части. И ходить по ним тоже договорились с правой стороны, чтобы не натыкаться друг на друга. Теперь люди были в большей безопасности, потому что на тротуар заезжать было запрещено, да и неудобно, ведь тротуар был выше от проезжей части дороги. Правостороннее движение у нас существует и по сей день.
Расскажите о правилах безопасности во время перехода улице. Какие виды переходов вы знаете?
Для безопасного перехода улиц существуют пешеходные переходы.
1. Наземный пешеходный переход Вопрос ставим мы так:
Что означает этот знак?
Здесь на рисунке — пешеход,
То этот знак — «Пешеходный переход».
На дорогах, где движение транспорта насыщенный, пешеходные переходы прокладывают над землей или под землей. Это самые безопасные места для пешеходов.
2. Надземный пешеходный переход
3. Подземный пешеходный переход
Часто пешеходные переходы оборудуют специальными светофорами для пешеходов. Они имеют лишь два сигнала: красный и зеленый.
Каждый человек должен придерживаться условий безопасного перехода дорог.
Для пешеходов переход дороги по пешеходному переходу или в месте, оборудованном светофором, безусловно, является удобным и простым. Однако, он не гарантирует безопасности пешехода. Любое движение через проезжую часть, даже по сигналу, что позволяет это движение может быть довольно опасным, если не соблюдать всех правил перехода и не быть очень внимательным.
Когда можно переходить дорогу по пешеходному переходу и по сигналу светофора?
Переходить дорогу по пешеходному переходу и по сигналу светофора можно только тогда, когда вы убедились, что автомобили остановились или их нет на дороге. Идите по переходу быстро, но не бегите. Если же вам необходимо перейти улицу, а поблизости нет пешеходного перехода, нужно выполнить ряд условий. Прежде всего — выберите себе место для перехода так, чтобы дорогу было хорошо видно в обе стороны. Посмотрите сперва налево, затем — направо, и если транспорт далеко от вас или вообще отсутствует,— переходите. Известно, как иногда возникает желание перебежать дорогу, не дожидаясь, пока проедет автомобиль. И безразлично кому, что слева или справа он появится неожиданно. Цена такой спешки — жизнь и здоровье.
Дайте ответы на вопросы.
Почему создаются опасные ситуации на дорогах? К чему это приводит?
Какие места являются безопасными для перехода улицы?
Какие виды переходов вы знаете?
С которой стороны движутся транспортные средства?
Как должны двигаться пешеходы по тротуару?
Почему необходимо изучать правила дорожного движения?
Дороги проходят сквозь города и села, вливаясь одна в другую, словно реки, образуя перекресток.
Что называется перекрестком? Какие типы перекрестков вы знаете?
Места, где встречаются и перекрещиваются дороги и улицы, называется перекрестком.
Чаще всего встречаются четырехсторонние и трехсторонние перекрестки, бывают и многосторонние.
Перекресток — одно из самых опасных мест на улице. Как вы думаете, почему? Приближаясь к нему, водители и пешеходы должны определить, какое это перекресток — регулируемый или нет.
Какой перекресток называется нерегулируемым?
В случае отсутствия светофора или регулировщика перекресток считается нерегулируемым. На нем нам помогают безопасно перейти улицу наши знания.
Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.
Какие вы знаете правила перехода нерегулированного перекрестка?
Перед дорогой надо остановиться.
Посмотрите налево, как только станете на проезжую часть дороги,— именно оттуда будет идти поток машин.
Посмотрите справа. Возможно, оттуда идет густой транспортный поток, который безопаснее переждать на тротуаре.
Снова посмотрите налево, если дорога свободна, сосредоточенно дойдите до осевой линии разметки.
А теперь опять гляньте справа. Свободно? Завершайте свой переход. Появилась машина? Не бегите, машина должна вас пропустить, но все-таки подождите, когда она затормозит. Не затормозила? Пусть едет. А вы перейдите лицу после нее. Человеку с машиной соревноваться в скорости неуместно.
Выполните практические упражнения «Имитация перехода дороги на нерегулируемом переходе».
— Поворот головы налево;
— поворот головы вправо;
— поворот головы налево;
— голова прямо, два шага вперед;
— поворот головы вправо;
— голова прямо, два шага вперед;
— возвращаемся назад, упражнение повторите.
Что вы можете рассказать о регулируемый перекресток?
Если есть или светофор, или регулировщик — это регулируемый перекресток. Регулируемый перекресток всегда имеет хороших помощников для пешеходов. Каких? Отгадайте загадку.
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают (светофор).
Известна ли вам история возникновения светофора?
Почему светофор имеет такое название? Это слово состоит из двух слов: свет и фор. Фор в переводе с греческого языка означает нести. Итак, светофор — это тот, что несет свет.
Светофора уже более трехсот лет. Он старше автомобиль и начал свой трудовой путь на железной дороге. Первые светофоры были неудобны — рядом с ними стоял человек и меняла стекло. Желтого, предупреждающего сигнала не было. Его заменял свисток регулировщика. Долгое время светофор был двухсекционным. В 1929 году первый светофор появился в Москве. Он был похож на часы: по его красном, желтом, зеленом секторах бегала стрелка. С тех пор прошло более 70 лет. Теперь в крупных городах работают светофоры, что сами могут пропускать транспорт, им помогает электроника.
Под металлическое полотно закладываются специальные рамки со счетами, которые считают машины, что проходят в определенном направлении. Информация передается на центральный пульт управления, и зеленый сигнал светофора загорается на той улице, где собралось больше транспорта.
Что означают сигналы светофора?
* Красный сигнал означает опасность. На красный - все стоят.
* Зеленый сигнал разрешает движение и водителям, и пешеходам.
* Желтый сигнал означает: «Внимание!» Он предупреждает о смене сигналов светофора, но имеет также и другое значение, о котором, к сожалению, не все знают: • желтый сигнал светофора не запрещает движение. Если вы подошли к дороге, и загорелся желтый сигнал, следовательно, переходить проезжую часть не можно. Как исключение разрешается дальнейшее движение водителям, которые в случае включения сигнала не могли остановиться с учетом требований ПДД перед перекрестком.
Пешеходы, которые при включении сигнала находившихся на проезжей части, должны закончить переход или остановиться на островке безопасности или осевой линии, разделяющий транспортные потоки противоположных направлений. Переход на желтый сигнал только как исключение! Если, например, пешеход вышел на проезжую часть, когда горел зеленый сигнал, затем произошла смена сигналов и загорелся желтый, он может продолжить переход, предварительно убедившись в безопасности.
Иногда светофор подает мигающий желтый сигнал — разрешает движение и предупреждает об опасности. Пешеходам у сложных перекрестков обязательно нужно ориентироваться на специальный пешеходный светофор.
Игра «Светофор»
Учитель в произвольном порядке быстро меняет в руках кружки с сигналами светофора. Выигрывает тот, кто не допустит ошибок. Красный — шаг назад (опасность), желтый — стой на месте, зеленый — шаг вперед (дорога свободная).
Итак, кроме светофора, на регулируемых перекрестках движение пешеходов и транспортных средств регулирует регулировщик. Он делает это с помощью специальной палочки — жезла. Интересно знать, что когда-то жезлами владели только короли и полководцы Жезл был символом большой власти. Поэтому маленькую палочку, что регулирует движение на дороге, назвали жезлом.
Отгадайте, кто является вторым помощником для пешеходов?
Там, где сложный перекресток,
Он – машин руководитель.
Там, где он, легко и просто,
Он для всех – путеводитель.
Кто это?
(РЕГУЛИРОВЩИК)
Знаете ли вы значение сигналов регулировщика?
Регулировщик стоит к вам лицом или спиной с опущенными руками — переход в этом направлении запрещен.
Если рука и жезл подняты вверх — «Стой, готовься, сейчас будет смена сигналов!» Этот сигнал означает то же, что и желтый свет: «Внимание!»
Если регулировщик стоит к вам боком с опущенными руками или развел руки в стороны — проходите по переходу.
Сначала учитель, а затем кто-то из детей демонстрируют жесты регулировщика. Остальные ученики определяют, какому сигналу светофора соответствует каждый жест и показывают кружочек нужного цвета.
Назовите правила перехода регулируемого перекрестка.
1) Переходить дорогу можно только по сигналу светофора.
2) Перед тем как начать переход, нужно внимательно посмотреть на дорогу.
3) Выходить на проезжую часть дороги можно только тогда, когда машины остановятся перед пешеходным переходом.
4) Если мигает зеленый свет, то нельзя начинать переход, потому что это мигание означает, что сейчас загорится красный свет.
Дайте ответы на вопросы.
Как вы думаете, для чего постовому нужен жезл?
Что вы будете делать, если загорится зеленый (желтый, красный) свет светофора?
Что такое перекресток?
Где следует держаться во время движения вдоль дороги?
Вы подошли к нерегулируемому перекрестку. Ваши действия.
На регулируемом перекрестке стоит регулировщик. Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика обе руки в стороны»?
Что сделаете, если вы дошли до середины дороги, а движение машин восстановилось?
Дорожные знаки, дорожная разметка. Движение по сигналам регулировщика.
Пешеходами и транспортом управляют дорожные знаки. Они — наши друзья и помощники. Дорожные знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Поэтому их называют международными.
На дорожных знаках могут быть нанесены различные рисунки. Знаки бывают разной формы, цвета и назначения.
Назовите основные формы дорожных знаков.
Дорожные знаки имеют форму треугольников, кружочков, квадратов, прямоугольников.
Для чего нужны дорожные знаки?
Дорожные знаки помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей. Они облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.
Что вы знаете из истории дорожных знаков?
Когда по улицам начали ездить трамваи, автомобили, автобусы, то возникла необходимость в создании своеобразной дорожной «языка». Дорожной «языке» сейчас «говорят» улицы всех стран мира.
Когда ребенок учится читать, ему показывают буквы. Из букв составляет слова, из слов — предложения. В дорожной азбуке тоже есть свои буквы — это знаки. Но их не нужно складывать в слова. Каждый знак означает дорожный сигнал. Сигналы бывают разными. Одни предупреждают водителя или пешехода об опасности, другие — запрещают движение.
Есть знаки, которые помогают вам узнать, например, где вы находитесь, где расположены места оказания необходимой помощи. Сегодня мы подробнее поговорим о дорожных знаках.
В треугольнике, обведенному красной линией, изображают знаки, призывающие к осторожности. Они о чем-то предупреждают и предостерегают. (Предупредительные знаки.)
Предупреждающие знаки информируют о характере опасности. Они могут нести разную информацию, в которой ты должен разбираться. Например: «Пешеходный переход», «Опасный поворот» (левый, правый), «Земляные работы», «Опасная обочина», «Крутой спуск», «Скользкая дорога».
Знаки, которые имеют форму круга белого цвета с красным обводом запрещают обгоны, повороты и тому подобное. Это запрещающие знаки. Они вводят или отменяют определенные ограничения. Например: «Въезд запрещен» — запрещает въезд всех видов транспорта; «Движение запрещено» — запрещает движение всех видов транспорта; «Проход закрыт» — запрещает движение пешеходов.
Информационно-указательные знаки есть только синего цвета, квадратной или прямоугольной формы. Они информируют об особенностях режима движения или о расположении в направлении движения населенных пунктов и других объектов. Например: «Место остановки автобуса» — это остановка автобуса.
Указательные знаки вводят или отменяют определенные режимы движения. Они предписывают водителям двигаться в определенном направлении, выполнять те или иные приказы, представленные в них. Эти круглые знаки, голубого цвета. Например: «Движение прямо», «Движение направо» «Движение налево» — разрешает движение только в указанном направлении.
Знак приоритета устанавливает очередность проезда перекрестков, а также узких участков улиц. Например: «Главная дорога», «уступить дорогу».
Знаки сервиса помогают водителям и пешеходам ориентироваться на дороге. Например, оповещают о местах движения, медицинские пункты, места отдыха и тому подобное. Эти знаки имеют форму прямоугольника и окрашены в голубой цвет.
Таблички к дорожным знакам применяются тогда, когда возникает потребность уточнить или ограничить действие соответствующих дорожных знаков. Таблички . имеют форму прямоугольника, на котором черным цветом на белом фоне нанесены надписи или символы.
Дайте ответы на вопросы.
Какие группы дорожных знаков вы знаете?
Какое значение имеет каждая группа знаков?
На какие группы разделяются все дорожные знаки? Каковы их назначения?
Знаки |
|
Предупредительные |
1. Опасный поворот. 2. Крутой спуск. 3. Скользкая дорога. 4. Перекресток равнозначных дорог. 5. Перекресток с второстепенной дорогой. 6. Железнодорожный переезд со шлагбаумом. 7. Железнодорожный переезд без шлагбаума. 8. Одноколейная железная дорога. 9. Много колейная железная дорога. 10. Пешеходный переход. 11. Дети |
Запретительные |
1. Въезд. 2. Движение пешехода. 3. Движение трактора. 4. Остановка. 5. Поворот вправо. 6. Стоянка |
Информационно-указательные |
1. Пешеходный переход. 2. Место, где можно поесть. 3. Дорога с односторонним движением. 4. Место остановки троллейбуса. 5. Пешеходный переход, 6. Надземный пешеходный переход |
Повелительные |
1. Дорожка для велосипедистов. 2. Дорожка для пешеходов. 3. Ограничение минимальной скорости |
Приоритета |
1. Главная дорога. 2. Конец главной дороги. 3. Преимущество встречного движения. 4. Дать дорогу. 5. Проезд без остановки запрещен |
Сервиса |
1. Буфет. 2. Телефон. 3. Автозаправочная станция. 4. Питьевая вода. 5. Место отдыха. 6. Туалет. 7. Пункт первой медицинской помощи |
Таблички к дорожным знакам |
Расстояние до объекта |
* Как изображают знаки той или иной группы?
* Назовите несколько знаков сервиса.
* Каким является назначение табличек к дорожным знакам?
Для чего нужны дорожные знаки?
Что называется дорожной разметкой?
Дорожной разметкой являются линии, полоски и другие обозначения.
К дорожной разметке относятся линии, надписи и другие обозначения на проезжей части, бордюрах и других элементах дорог и дорожных сооружениях, устанавливающие порядок дорожного движения с целью повышения их безопасности, а также те, что указывают габариты дорожных сооружений или направление дороги.
Разметка применяется самостоятельно, в сочетании с дорожными знаками, светофорами.
Какие вы знаете основные линии дорожной разметки?
Основные линии дорожной разметки:
островок безопасности;
пешеходный переход (зебра);
осевые линии;
край проезжей части дороги;
направления движения.
Какой бывает дорожная разметка?
Разметка бывает двух видов: горизонтальная, что наносится непосредственно на проезжую часть, будто лежит на дороге, и вертикальная, когда обозначение наносится не на проезжую часть, а на элементы дорожных сооружений (что хорошо видно водителям) — мостовые опоры, эстакады, парапеты, бордюры. (Все сложные для понимания слова учитель иллюстрирует рисунками.)
Горизонтальная разметка выполняется в основном белыми линиями. Она имеет около тридцати значений. Но мы познакомимся лишь с основными, которые должны знать все участники дорожного движения.
Какое значение имеет узкая сплошная линия?
Чаще всего ее можно увидеть на середине проезжей части улицы. Она разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах. При необходимости выделить на проезжей части полосу для транспортных средств общего пользования, движущихся по маршрутам; сплошная белая линия обозначает части, на которые въезд запрещен (островки безопасности, посадочные площадки). Сплошная белая линия обозначает также границы мест остановок транспортных средств и край проезжей части дорог, не отнесенных по условиям движения к автомагистралям. Пересекать такую линию (за исключением линий, обозначающих край проезжей части или место стоянки транспортных средств), а также заезжать на сплошную белую линию, запрещено. Пешеход также должен знать это. При необходимости (если не успел перейти проезжую часть улицы) он может остановиться на такой линии, если она проходит посередине дороги.
Разграничительная полоса, осевая линия, может быть нанесена и двумя сплошными белыми полосами. Наносится она на дорогах, имеющих четыре и более линий движения в обоих направлениях. Заезжать на эти линии, пересекать их также запрещено. Сплошная белая линия, особенно на середине дороги для водителя — это то же самое, что и крепкая высокая стена — она закрывает путь водителю на противоположную сторону.
Пешеход обязан знать и другие линии горизонтальной дорожной разметки.
Что означают пунктирные белые линии?
Пунктирные белые линии помогают формировать транспортные потоки, но в то же время позволяют водителям пересекать с любой стороны. На таких линиях пешеход не должен останавливаться, ведь водитель может сбить его. Если на дороге нанесена сплошная линия, а рядом с ней — пунктирная, это значит, что со стороны пунктирной транспорт может заезжать за сплошную линию. В таком месте пешеходу опасно останавливаться.
Какое значение для пешеходов имеют широкие поперечные пинии («зебра»)?
Главная разметка для пешехода — широкие поперечные линии («зебра»). Они наносятся параллельно оси проезжей части. Эта разметка применяется для обозначения мест организованного перехода людей через дорогу; это еще один вид обозначения пешеходного перехода. Дорожная разметка «зебра» равнозначна до дорожного знака «Пешеходный переход». Они дублируют (повторяют) друг друга, но могут действовать и самостоятельно, каждый сам по себе, или в сочетании. Зачем сразу две отметки? Летом, осенью и весной водителям лучше видна дорожная разметка — она большая, ее заметно издалека и дает водителю больше информации. И в зимний период, когда дорога покрывается льдом или снегом, дорожной разметки не видно. Тогда помогает дорожный знак. Он «работает» круглосуточно, и зимой на фоне снега хорошо видно синий квадратный знак, который дает право пешеходам переходить дорогу в этом месте.
Разметка переходов «зебра» наносится на нерегулированных переходах; на регулируемых перекрестках место перехода может быть обозначено двумя параллельными пунктирными линиями. На пешеходных переходах люди должны двигаться организованно, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать друг другу. Если не выполнять это правило, на улицах может возникнуть «пробка», и люди не успеют перейти дорогу по «разрешающим» сигналом светофора или жеста регулировщика, и всем людям придется ждать другого разрешенного сигнала на середине проезжей части, пропуская потоки машин, что всегда опасно, особенно если среди пешеходов есть маленькие дети, которые могут испугаться автомобилей и вырваться из рук взрослых.
Дайте ответы на вопросы.
Что называется дорожной разметкой?
Какие вы знаете основные линии дорожной разметки?
Какой бывает дорожная разметка?
Какое значение имеет узкая сплошная линия?
Что означают пунктирные белые линии?
Какое значение для пешеходов имеют широкие поперечные линии («зебра»)?
Вы уже знаете, что для регулирования движения на перекрестках существуют светофоры.
Когда нет светофора или он не работает, то кто руководит движением?
Кто может быть регулировщиком?
Регулировщиками могут быть работники милиции, работники государственной или военной авто-инспекции, дежурный на железнодорожном переезде. Они имеют соответствующее удостоверение и экипировку (форменная одежда или опознавательный знак, нарукавная повязка, жезл, диск с красным сигналом или светоотражателем, красный фонарь, флажки).
Где стоят регулировщики? Которую имеют экипировку?
Регулировщики стоят на перекрестках улиц и дорог в специальных мундирах, чтобы не теряться среди обычных пешеходов, с полосатыми нарукавниками и поясами, что, отражая свет, хорошо различимые в тумане и темноте. На наших дорогах чаще всего в руке жезл регулировщика являются. Это палочка, на которой чередуются белые и черные полосы. Она словно «зебра», что указывает пешеходам место перехода. Жезл продолжает руку регулировщика, чтобы ее далеко было видно. В середине жезла может быть электролампочка, которую регулятор включает тогда, когда темно.
Постовой то поднимает вверх жезл, то опускает вниз, то отводит в сторону.
Регулятор работает, словно дирижер большого оркестра. Действительно, каждое положение его корпуса, движение рук, жезла имеют значения сигналов, которые сигнализируют, в каком порядке водители должны проезжать через перекресток или двигаться по проезжей части. Каждый сигнал регулировщика — это приказ водителям и пешеходам: «Стой», «Проезжай», «Поворачивай направо или налево». Разные приказы — разные жесты. Знать эти сигналы должны как водители, так и пешеходы.
Какое значение имеют жесты регулировщика?
Регулировщик стоит лицом или спиной к движению транспорта и пешеходов. Жесты и положения регулировщика имеют следующее значение:
а) руки вытянутые в стороны, опущенные или правая
рука согнута перед грудью:
— с левой и правой стороны от регулировщика движение пешеходов разрешается;
— со стороны груди и спины движение пешеходам запрещен;
б) правая рука вытянута вперед:
— пешеходам разрешено переходить дорогу за спиной регулировщика;
в) рука поднята вверх:
— движение пешеходам запрещено.
Чтобы привлечь к себе внимание, регулировщик иногда пользуется свистком. Резкий звук свистка перекрывает уличный шум, игры возвращает внимание участников движения, заставляет нарушителей остановиться. Необходимо быть внимательным, когда его услышишь
Иногда регулировщик стоит под светофором. В таком случае сигналы светофора не берутся во внимание.
Дайте ответы на вопросы
Как называется человек, который руководит движением на
улице?
Кто может быть регулировщиком?
Где стоит регулировщик?
Какую экипировку имеют регуляторы?
Что означает поднятый вверх жезл регулировщика?
Как необходимо действовать, если регулировщик опустил руки вниз?
Работает светофор и рядом стоит регулировщик.
Чьим сигналам следует подчиняться?
Правила поведения в автотранспорте. Безопасный переход дороги после выхода из транспорта.
Представить нашу жизнь без транспорта очень трудно. Это чудо нашего времени, что делает жизнь лучше. Транспорт позволяет быстро преодолевать большие расстояния Транспорт — наш помощник и друг.
Кто пользуется услугами транспорта?
Услугами транспорта пользуются люди.
Каким еще словом можно назвать людей, которые пользуются транспортом?
Людей, которые пользуются транспортом, называют пассажирами.
Какие виды транспорта вы знаете?
Транспорт, которым пользуются много людей, называется общественным или пассажирским. Автобус, трамвай, поезд, троллейбус, самолет — виды общественного транспорта. Каждый пассажир должен не только знать, но и соблюдать правила пользования пассажирским транспортом.
Какие существуют правила ожидания общественного транспорта?
Ожидая транспорт, следует придерживаться таких правил:
— ожидать автобус, трамвай, троллейбус необходимо на остановках;
— нельзя выходить на проезжую часть улицы;
— нельзя играть и бегать на остановке, следует вести себя спокойно;
— необходимо бережно относиться к оборудованию, что есть на остановке.
Назовите правила посадки и высадки пассажиров.
Правила посадки:
— входить спокойно, не толкаясь, по очереди, через задние двери;
— пропустить вперед пожилых людей, пассажиров с маленькими детьми, инвалидов.
Правила высадки:
— нельзя самовольно открывать двери;
— выходить осторожно, не толкаться, по очереди, через переднюю дверь;
— после выхода из трамвая следует быстрее покинуть проезжую часть дороги.
Посадку (высадку) разрешается осуществлять пассажирам после остановки транспортного средства лишь с посадочной площадки, а при отсутствии такой площадки — с тротуара или обочины, если это невозможно, то с крайней полосы проезжей части (но не со стороны сопредельной полосы для движения), при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
Каких правил поведения в салоне должен додерживаться пассажир?
Пассажиры, пользуясь транспортным средством, должны:
а) сидеть или стоять (если это разрешено) в определенных для этого местах, держась за поручень или другое приспособление;
б) во время передвижения на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутыми, а на мотоцикле — в застегнутом мотошлеме;
в) уступать место инвалидам, людям пожилого возраста, пассажирам с маленькими детьми;
г) приобрести билет на проезд;
д) не толкаться и не бегать по салону;
е) не высовываться из окон;
ж) не опираться на дверь.
Что запрещается пассажирам?
а) Во время движения отвлекать внимание водителя от управления транспортным средством и мешать ему в этом;
б) открывать дверь транспортного средства, не убедившись, что он остановился возле тротуара, посадочной площадки, края проезжей время-плетни или обочины;
в) препятствовать закрытию дверей и использовать для езды подножки и выступы транспортных средств.
Объясните, какой опасности могут подвергаться дети, которые не придерживаются правил-запретов?
Ребенок может выпасть из транспорта, попасть под колеса движущегося транспорта; получить травмы разных частей тела.
Назовите правила перехода улицы (дороги) после высадки из транспорта.
Недопустимость обхода транспорта сразу после высадки из него.
Чаще всего остановки троллейбуса и автобуса находятся за перекрестком. Поэтому необходимо после высадки из этих видов транспорта дойти до пешеходного перехода или перекрестка и только там перейти дорогу.
Если же перехода или перекрестка рядом нет, то следует дождаться, пока отъедет автобус или троллейбус и, убедившись, что проезжая часть свободна, можно перейти дорогу, Обходить автобус или троллейбус сразу после высадки из них достаточно опасно, можно попасть под автомобиль, которого вы не можете видеть через то, что он закрыт от вас автобусом или троллейбусом.
После выхода из трамвая, если рельсы проложены посередине проезжей части, пешеходы должны оценить дорожную обстановку и только потом идти к тротуару. Нельзя внезапно выбегать на проезжую часть, ведь это может привести к ДТП. Если пешеходам, которые вышли из трамвая, необходимо перейти на противоположную сторону дороги, им следует выйти на ближний тротуар или обочину, определить, где находится участок дороги с разрешенным переходом, и перейти там проезжую часть.
Игра «Продолжи предложение»
Людей, которые едут в транспорте, называют...
Садиться в транспортное средство пассажиры должны...
Если заходишь в транспорт или выходишь из него, не...
Не забывай уступить место...
В автобус, троллейбус, трамвай входи через... двери, а выходи через...
Электробезопасность. Понятия об источниках тока, их опасность для здоровья человека.
Воздействие электрического тока на организм человека может вызвать поражения, исход которых зависит от величины тока и продолжительности его действия, а также от частоты и пути прохождения через тело человека и индивидуальных свойств организма.
Опасность воздействия электрического тока на человека велика еще и потому, что он не заметен для глаза, не слышим, не чувствуется на расстоянии, не имеет запаха, а воспринимается лишь в момент соприкосновения с незащищенными токонесущими проводами или деталями электроустановок и их корпусами, которые по каким-либо причинам попали под напряжение.
Человеческий организм, оказавшийся под действием электрического тока не может рассматриваться только как физическое тело. Электроток, поступив через место «входа» в человеческий организм, оказывает раздражающее действие по всему пути прохождения тока, а не только в местах его «входа» или «выхода». В этом заключается особенность действия тока по сравнению с другими раздражителями (механическими, тепловыми и др.), вызывающими только местное раздражение (на входе).
Действие электротока на организм человека может быть тепловым (ожог), механическим (разрыв тканей) или химическим (электролиз). Ток может оказывать и биологическое воздействие, вызывая сокращение мышц, паралич дыхания, паралич сердца.
ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ
Не используйте бытовые приборы и светильники на открытом воздухе. Применение на открытом воздухе электрочайников, утюгов, настольных ламп, магнитофонов, включенных в бытовую электрическую сеть, может стать причиной электротравмы, поскольку земля — проводник электрического тока.
Не пользуйтесь бытовыми электроприборами с поврежденной изоляцией.
Не пытайтесь сами чинить проводку или подключаться к электрической сети.
Не перегружайте розетки.
Не открывайте электрощиты и не пытайтесь проникнуть на энергообъекты. Все они обозначены специальным знаком, предупреждающим об угрозе поражения электрическим током.
Любопытство может привести к смертельным последствиям.
Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.
Правила пользования бытовыми электроприборами.
Во избежание удара электрическим током, нельзя:
- Оставлять электроприборы включенными без присмотра;
- Пользоваться неисправными приборами, самодельными бытовыми приборами, особенно большого напряжения;
- Включать в одну розетку одновременно несколько приборов;
- Касаться оголенных участков в местах соединения приборов с клеммами, вилкой, между собой;
- Использовать электрические приборы не по назначению и не ознакомившись непосредственно с инструкцией.
Основными причинами поражения электрическим током являются: прикосновение к неизолированным проводам, контактам, соединениям и другим токоведущим частям; появление напряжения на корпусах, которые в нормальных условиях не находятся под напряжением; случайное появление напряжения на отключенных для ремонта или профилактики токоведущих частях;
возникновение шагового напряженияв зоне растекания тока при замыкании неизолированного проводника с землей или токопроводящим полом. Около 50% смертельных случаев от поражения током в домашних условиях происходит при пользовании электробытовыми приборами.
Для избежания несчастного случая:
Необходимо знать, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе чем на 5-8 м к лежащему на земле оборванному проводу воздушной линии.
Ниже приводятся основные положения при использовании электроэнергии в быту, за соблюдением которых следует постоянно следить.
• Защита от коротких замыканий (автоматы, пробочные предохранители) в квартирной электропроводке должна быть всегда исправна.
• Замена заводских предохранителей, даже временная, различными металлическими проволочками - «жучками» может послужить причиной несчастного случая, пожара.
• Исправное состояние изоляции. Основным условием безопасного применения электроэнергии в бытовых помещениях является исправное состояние изоляции электропроводки, электроприборов и аппаратов, предохранительных щитков, выключателей, штепсельных розеток, ламповых патронов и светильников, а также шнуров, с помощью которых включаются в электросеть электроприборы, телевизоры, холодильники и т.д.
Поэтому следует постоянно следить за состоянием изоляции, обеспечивая своевременный их ремонт.
Во избежание повреждения изоляции не допускается:
подвешивать электропровод на гвоздях,
• металлических и деревянных предметах;
• перекручивать провода;
• закладывать провод и шнуры за газовые и водопроводные трубы, за батареи отопления;
• вешать что-либо на провода;
• вытягивать за шнур вилку из розетки;
• закрашивать и белить шнуры и провода.
В домиках, где внутренняя электропроводка выполнена скрытым способом под штукатуркой, вбивание в произвольных местах стены гвоздей и костылей для подвески портьер, картин, ковров и других предметов домашнего обихода, а также пробивка отверстий и борозд могут привести к повреждению скрытой электропроводки и поражению электрическим током. Поэтому все подобные работы должны производиться только после определения трассы скрытой проводки специальными трасс поисковыми приборами.
Осветительную арматуру и электролампы опасно очищать от загрязнения и пыли при включенном выключателе, т. е. под напряжением, а также влажными тряпками.
Опасность поражения током может возникнуть также в следующих случаях:
• при пользовании электроприборами с нарушенной изоляцией, электроплитками с открытой спиралью;
• при пользовании самодельными электропечами, электроводонагревателями, при заполнении водой электронагревательных приборов (чайников, кастрюль, самоваров и пр.), уже включенных в сеть;
• при нарушении порядка включения приборов в электросеть, согласно которому шнур сначала подключается к прибору, а затем к сети;
• при применении оголенных концов провода вместо штепсельных вилок.
Особую осторожность при пользовании электроэнергией надо соблюдать в сырых помещениях, в помещениях с земляными, кирпичными и бетонными полами (подвалы, ванная комната, туалеты и др.), являющимися хорошими проводниками электрического тока, так как при этих условиях опасность поражения электрическим током увеличивается. Поэтому в ванных комнатах, санузлах и других подобных помещениях не допускается устанавливать выключатели и штепсельные розетки, пользоваться включенными в сеть различными электронагревательными приборами, стиральными машинами и переносными светильниками, а также использовать стационарные светильники без предохранительной арматуры.
Правила поведения вблизи электрощитовой, линии электропередач; при обнаружении оборванного электропровода.
Правила поведения при обнаружении оборванного электрического провода.
Опасно приближаться к оборванному электрическому проводу. Если провод не покрыт изоляцией, то он представляет угрозу для жизни человека. Прикоснувшись к нему, можно получить поражение внутренних органов. Откинуть провод можно только при помощи сухой древесины или резины. Если вы увидели оборванный электрический провод, не касайтесь его и не пытайтесь убрать. Немедленно сообщите взрослым о местонахождении обрыва.
Правила поведения вблизи линии электропередач.
Опасно находиться вблизи электрических щитков и линии электропередач. Нельзя прикасаться проводов под напряжением. Опрометчивое движение может привести к поражению электротоком.
Учитель: -Скажите, о чем идет речь?
«Они предназначены для передачи электричества. Подразделяются на воздушные, протянутые над землей или водой, и подземные (подводные), которые представляют собой силовые кабели». (Линии электропередачи)».
На воздушных линиях электропередачи провода могут провисать или обрываться.
Чаще всего повреждения линий возникают вследствие воздействия грозы или сильного ветра. Во избежание несчастного случая необходимо помнить, что смертельно опасно не только касаться, но и подходить ближе чем на 8 метров к лежащему на земле или на дереве оборванному проводу. Подходя к воздушной линии любого напряжения и назначения, убедитесь, что на пути нет провисших и оборванных проводов.
При обнаружении обрывов проводов линий электропередачи, открытых дверей трансформаторных подстанций, распределительных щитков, энергооборудования необходимо сообщить об этом взрослым, которые по возможности должны: организовать охрану места повреждения электроустановок и не допускать к нему людей, немедленно сообщить о неисправностях диспетчеру электрических сетей города или района.
Запрещено приближаться к любым электроустановкам. Ни в коем случае нельзя влезать на крыши домов и строений, где поблизости проходят электрические провода. Ни в коем случае нельзя влезать на опоры воздушных линий и набрасывать проволоку и другие предметы на провода. Нельзя рыбачить под линиями электропередачи. Даже закинув на электролинию простую леску с крючком или коснувшись провода удочкой, можно погибнуть.
Помните, что электроэнергия - не только основа жизни современного человека, но и источник повышенной опасности!
Итоговое занятие по правилам электробезопасности. Безопасное поведение дома и на улице.
Электробезопасность на улице
Современная городская улица перенасыщена разного рода электрическими сетями, как подсолнух семечками. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы заметить шагающие по городу опоры высоковольтных линий электропередачи, висящие вдоль улиц трамвайные и троллейбусные провода, провода осветительных фонарей, змеящиеся по стенам электровремянки, «воздушки», перекинутые с крыши на крышу. А сколько кабелей зарыто в земле под ногами — можно только догадываться.
В целом можно сказать, что чем выше или глубже находится провод, тем он опасней (оттого его и задирают на высокие столбы или прячут в многометровые траншеи). Приближены к человеку обычно сети в 220 вольт и реже (как правило, на производстве) в 380 вольт.
Чтобы избежать поражений электрическим током на улице, НЕЛЬЗЯ:
Ходить по земле, держа в руках включенные в сеть электроприборы.
• Особенно опасно ходить босиком по влажной почве.
• Привязывать бельевые веревки к водосточным трубам, расположенным под электролиниями.
• Работать с радио- и телевизионными антеннами, установленными на крыше вблизи электролинии.
• Использовать садовый инвентарь в местах, где электролинии приближены к деревьям.
• Снимать с линии электропередачи планеры, воздушных змеев и другие зацепившиеся за провода предметы.
• Вести строительные и другие работы под линиями электропередачи.
• Входить в электрощитовые и другие электротехнические помещения.
• Браться за оборванные висящие и лежащие на земле провода.
ДОМА:
• Вбивать гвозди в стену в месте, где может располагаться скрытая проводка. Смертельно опасно в этот момент заземляться на батареи центрального отопления, водопровод.
• Сверлить стены в местах возможной электропроводки.
• Красить, белить, мыть стены с наружной или скрытой проводкой, находящейся под напряжением.
• Работать с включенными электроприборами вблизи батарей или водопровода.
• Работать с электроприборами, менять лампочки, стоя на ванной.
• Работать с неисправными электроприборами.
• Ремонтировать необесточенные электроприборы.
Тушить водой горящие электроприборы нельзя. Вода, как и тело человека, проводит электрический ток. Поэтому при первых признаках загорания электроприборов нужно как можно быстрее вынуть вилку электроприбора из розетки, а потом уже приступать к тушению. Если нет возможности дотянуться до электрической вилки, нужно быстро сообщить взрослым. Электрические приборы, как и любая другая техника, имеют срок службы и могут ломаться. Иногда поломку можно определить по появлению дыма, по искрению, по сильному гудению электроприборов. Часто начинает пахнуть горелой пластмассой. В этих случаях из-за неисправности ток нагревает детали электроприборов, и в результате может произойти пожар.
10 «НЕ» в быту и на улице.
• НЕ тяните включенные электроприборы за провод.
• НЕ беритесь за электрический провод мокрыми руками.
• НЕ пользуйтесь вилками, которые не подходят к розеткам, и не пытайтесь их подогнать друг к другу.
• НЕ пользуйтесь неисправными электрическими приборами.
• НЕ ремонтируйте и не разбирайте приборы, включенные в сеть.
• НЕ пользуйтесь электрическими приборами в ванной комнате.
• НЕ приближайтесь к оборванному проводу: вас может поразить шаговое напряжение. Рядом с проводом высокого напряжения на поверхности земли в радиусе 20 метров образуется опасная зона, проводящая электрический ток.
• НЕ пытайтесь вскрыть трансформаторную подстанцию в вашем или соседнем дворе.
• НЕ бросайте в электроустановки и на их части камни, снежки, палки, обрывки проводов и т.п. Вы можете попасть под напряжение.
• НЕ принимайте участие в воровстве проводов с линий электропередачи и кабельной продукции. Это опасно для жизни и уголовно наказуемо.
Для этого взрослые и дети должны соблюдать правила безопасности. Не пытайтесь сами чинить проводку или подключаться к электрической сети. Не перегружайте розетки. Не открывайте электрощиты и никогда не пытайтесь проникнуть на энергообъекты. Все они обозначены специальным знаком, предупреждающим об угрозе поражения электрическим током.
ЗАДАНИЕ: Прочитай рассказ. Выдели цветом предложения, в которых нарушены правила безопасного и экономного использования электричества. Закончи последнее предложение и рассказ.
Я пришел в гости к Косте. У его родителей отличная квартира, и у Кости есть отдельная комната. В прихожей родители делали ремонт. Папа приятеля решил установить там новый светильник. А пока он временно прикрутил патрон с лампочкой прямо к торчавшим из стены проводам. В гостиной была красивая новая мебель: новые кресла, диван, мебельная стенка. Только старый громоздкий телевизор еле помещался в полке мебельной стенки, но показывал вполне прилично. Мы посмотрели мультики и решили поиграть в шашки, пока до следующего фильма оставался целый час. Не выключая телевизор, мы пошли в комнату Кости. Костя зашел на кухню, поставил чайник на газ, решив угостить меня чаем с пирогом, который испекла его мама, и мы начали играть. Я увлекся шашками после того, как Костя победил всех в классном турнире. Всю неделю я тренировался с папой и вот решил проверить свои успехи. Чтобы не ошибиться, я долго обдумывал ходы. Игра получилась напряженной. Я чувствовал, что совсем не уступаю Косте. Мы забыли про фильм и про чайник на кухне. Стало смеркаться. Вдруг мы почувствовали запах газа. Мы побежали на кухню. Там запах газа был уже очень сильным. Костя протянул руку к выключателю, чтобы включить свет, но я……………………………………
ПОМНИТЕ!!!Любопытство может привести к страшным последствиям.
Безопасная дорога в школу и домой. Составление маршрутного листа.
Выходить из дома следует заблаговременно — так, чтобы остался резерв времени. Вы должны привыкнуть ходить по дороге не спеша.
Увидев автобус на остановке на противоположной стороне улицы, не спешите, не бегите к нему через дорогу. Потому что это опасно. Можно попасть под колеса движущегося автомобиля.
Вы должны знать где переход. Следите за тем, как переходите проезжую часть: не наискосок, а строго перпендикулярно. Это делается для лучшего наблюдения за дорогой.
Выходя на проезжую часть дороги, прекращайте посторонние разговоры. Вы должны привыкнуть, что при переходе дороги надо сосредоточить внимание на наблюдении за дорожной ситуацией.
Там, где есть светофор, переходите улицу строго по зеленому сигналу.
Переходите улицу только по пешеходным переходам, а у перекрестка — по линии тротуаров.
Выход из подъезда дома.
Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите внимание и посмотрите — нет ли машин.
Если у подъезда стоит машина или растет дерево, закрывающие обзор, приостановитесь и «выгляните» — нет ли за препятствием скрытой опасности.
Движение по тротуару.
Периодически обращайте внимание на появляющиеся вдали и проезжающие мимо автомобили, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью. Научитесь замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость.
Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать, что опасности нет, и выйти на проезжую часть дороги, а в это время из-за стоящего автомобиля выедет другая машина.
Такое наблюдение во время прогулки полезно проделать с различными предметами, закрывающими обзор улицы — кустами, деревьями, заборами и др.
В результате такого наблюдения у вас вырабатывается важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.
Переход через проезжую часть, где нет светофора.
Во время прогулок и по дороге в школу и обратно приучайтесь останавливаться, приблизившись к проезжей части дороги. Остановка позволит переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило пешехода.
На перекрестке обращайте внимание на транспорт, готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее правое положение и включает правый указатель поворота, а поворачивающий налево — крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.
Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание на то, что пока этот автомобиль не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет за ним. Поэтому лучше подождать, пока крупный автомобиль отъедет подальше.
Во время движения по улице смотрите на дорожные знаки, объясняйте их название и назначение. Покажите все виды пешеходных переходов. Обратите внимание на сигналы светофора, объясните значение каждого из них. Покажите наличие магазинов, аптек, остановок маршрутного транспорта, названия улиц.
Нарисуйте маршрут движения «Дом-школа». Покажите на этом маршруте самые опасные участки. Прорисуйте наиболее безопасный путь по этому маршруту. Затем несколько раз пройдите по нарисованному маршруту как на схеме, так и на улице.
Правила поведения в школе. Небезопасные места в школе и во дворе.
Школа – это место скопления большого количества людей. И представь, если каждый здесь начнет вести себя так, как ему заблагорассудится. Во что же тогда превратиться общественное место? В лес! Чтобы этого не произошло, каждому учащемуся и его родителям необходимо знать все правила поведения в школе.
Общие положения
Каждый ученик обязан вести себя достойным образом, знать и придерживаться всех норм этики и морали.
Каждый ученик проявляет уважение к старшим, оказывает помощь младшим, если она им необходима, бережно относится не только к своим, но и к чужим вещам, выполняет все просьбы и требования работников школьного заведения.
Учащиеся не применяют физическую силу и грубые выражения, не вступают в конфликтные ситуации.
Все ученики уступают дорогу взрослым, мальчики – девочкам, старшие – младшим.
Запрещено покидать территорию школы во время уроков без ведома учителей или школьного руководства.
Запрещено употребление или ношение с собой наркотических средств, алкогольных напитков, сигарет, одурманивающих средств.
Раздевалка
Приходить в школу следует за 10-15 минут до звонка на занятия.
Не позже, чем за 5 минут до урока, все ученики обязаны быть в классе.
При входе в школу сразу переобувайся в сменную обувь.
Оставляй вещи в раздевалке на своей вешалке, для этого, верхняя одежда должна иметь петельку. Для сменной обуви не забывай вместительный мешок.
На уроке
Не опаздывай на урок, если нет уважительной причины.
Заранее подготовь тетради, учебники, ручку, карандаш, линейку и все, что еще понадобится на занятии. На уроке соблюдай тишину, слушай учителя, не отвлекаясь, не разговаривая, не занимаясь посторонними делами.
Не разрешается жевать резинку, ругаться, срывать урок, мешать одноклассникам, педагогу и списывать. Не перебивай учителя или одноклассников.
Желая ответить на поставленный вопрос, не кричи, а просто подыми руку.
Правила безопасного поведения в школе
Не бегай по коридорам и лестницам, это небезопасно!
Такие быстрые игры, рано или поздно приведут к ушибам или травмам.
Бережно относись к имуществу школы.
Запрещаются драки, нанесение вреда другим ученикам.
Чтобы обезопасить здоровье других школьников и учителей, не приходи на занятия с высокой температурой, инфекционными и вирусными заболеваниями.
Полностью исключено ношение с собой оружия, баллончиков или острых предметов.
Перемены
Правила поведения детей в школе регулируют поведение учащихся не только во время занятий, но и на переменах, до и после окончания уроков.
Во время перерывов, школьники должны навести чистоту на своих рабочих местах.
Если учитель просит выйти всех из класса, учащиеся должны покинуть кабинет.
Запрещается беготня по коридорам и классам.
Нельзя находиться на чердаке, на кухне, в подвале, в химических и физических лабораториях. Нельзя, без разрешения учителей, раскрывать окна или садиться на подоконники.
Если твой класс дежурит, вы все должны помогать следить за дисциплиной дежурному учителю.