Статья-рассуждение «Безопасность детей в интернете»
Сегодня всё больше и больше компьютеров подключаются к работе в сети Интернет. При этом все большее распространение получает подключение по высокоскоростным каналам, как на работе, так и дома. Все большее количество детей получает возможность работать в сети Интернет. По мнению ученых, современная информационная среда имеет значительный потенциал для развития и самореализации личности ребенка. Это и ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов. Действительно, информационные и коммуникационные технологии открывают уникальные возможности для всех субъектов образовательного процесса. Но вместе с тем всё острее встает проблема обеспечения безопасности нахождения детей в Интернете. Так как изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, то теперь он представляет собой колоссальное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим возникает проблема обеспечения безопасности детей в сети. Глобальные сети таят в себе чрезвычайную опасность. И опасность эта кроется не в самом компьютере (например, в свойствах излучения и др.), а именно в информации, которая размещается в глобальных компьютерных сетях, доступ к которой открыт для всех желающих. Дети широко пользуются электронной почтой, чатом, они свободно обращаются к разным сайтам, содержащим подчас действительно опасную для их здоровья, психического развития, становления личности информацию. По мере усовершенствования компьютерной техники становятся все более доступными просмотр, создание и пересылка по электронной почте мультимедийной продукции.
Какие проблемы встречаются наиболее часто в глобальной сети?
Доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики, порнография, страницы, подталкивающие молодежь к самоубийствам, убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, и очень часто порнографического характера. Многие подростки для решения своих проблем обращаются за поддержкой на форумы, сайты, где незнакомые люди могут привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками. Злоумышленники выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им, но постепенно вносят в свои беседы оттенок иного содержания. Преступники могут также обсуждать возможность встречи с детьми в реальной жизни.
Проблема безопасности детей в Интернете – это социальная проблема, бороться с которой должна, прежде всего, широкая общественность. Для решения проблемы безопасности детей в Интернете требуется широкое объединение специалистов из разных сфер, усиление общественно-государственного партнерства.
Как можно обезопасить присутствие детей в интернете:
Путешествие детей в сети Интернет вместе с родителями. Поощрение со стороны родителей стремления детей делиться своими успехами и неудачами в деле освоения Internet.
Объяснить детям, что если в сети Internet что-либо беспокоит их, им следует не скрывать это, а поделиться со взрослыми.
Разъяснить детям, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), участии в онлайн-играх и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помочь ребёнку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
Рассказать ребенку, почему нельзя выдавать личные данные, такие как домашний адрес, номер домашнего или сотового телефона, и любую другую личную информацию, например номер школы, класса, любимое место прогулок, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д., не отправлять свои фотографии или фотографии членов семьи.
Объяснить ребенку, что, как и в реальной жизни, в сети Internet надо знать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Научить детей уважать собеседников в Internet. Они должны понимать, что правила хорошего тона в Internet и в реальной жизни важны одинаково.
Пояснить детям, что далеко не всё, что они могут прочесть или увидеть в Internet - правда. Приучить их спрашивать родителей о том, в чем они не уверены.
Не встречаться с людьми, с которыми они познакомились через Internet. Ведь эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
Контролировать использование детьми Internet с помощью специального программного обеспечения для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяющее получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет. Система позволяет блокировать веб-сайты с содержимым, не предназначенным для просмотра.
Каждый родитель обязан следить за достижением равновесия у ребенка между временем, проводимым в Интернете и вне его.
Кроме того объяснить детям, чтобы они немедленно сообщали родителям о получении тревожных или угрожающих сообщений;
Информационная безопасность в Интернете должна обсуждаться как во время уроков, так и на родительских собраниях. Учитель должен ориентировать учащихся на доступные информационные образовательные ресурсы: электронные учебники, учебные пособия, энциклопедии, справочники, словари, ресурсы электронных федеральных образовательных коллекций, цифровых хранилищ библиотек и музеев, образовательных сайтов, дидактические материалы учителя, работы других учащихся.по теме урока, проекта и пр., а учащиеся самоопределяются в выборе информационных источников.
Изучение разделов школьной программы необходимо снабдить ссылками как на традиционные бумажные, так и Задача информационной деятельности учителя и ученика на этой стадии заключается в совместном расширении и систематизации сети используемых информационных образовательных источников.