Урок литературы в 9 классе «Биография М.В. Ломоносова»

3
0
Материал опубликован 25 January 2016 в группе

        Величайший русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. (годом рождения называют также 1709, 1710, 1712 и 1715). Он был сыном рыбака Василия Дорофеева, крестьянина Архангельской губернии, Холмогорского уезда, деревни Денисовки (на Кур-острове, в устье Двины). Ломоносов рано стал принимать участие в занятиях отца и нередко пускался с ним в опасное плавание по Белому морю и Северному океану. Жизнь, полная трудов и опасностей, и притом среди населения, не знавшего крепостного права и тяжелого гнета тогдашней администрации, способствовала выработке у Ломоносова твердого, независимого и энергичного характера. А созерцание величественных красот суровой, северней природы развило в восприимчивом мальчике тонкую наблюдательность, поэтическую чуткость и страстное стремление познать явления природы. Ходившие в северном крае рассказы о Петре Великом еще более возбуждали любознательность молодого рыбака.

         Но ни родители, ни другие окружавшие Ломоносова люди не могли удовлетворить его запросам, Он кое-как научился читать у крестьянина Ивана Шубина; с увлечением прочел по нескольку раз грамматику Мелетия Смотрицкого, арифметику Магницкого и псалтырь в стихотворном переложении Симеона Полоцкого – единственные светские книги, бывшие в его распоряжении, Они, разумеется, не утолили его жажды знания, и смелый юноша решился бежать в Москву, куда и прибыл с рыбным обозом в 1731 году. Здесь, хотя с большими затруднениями, Ломоносову удалось попасть сначала в навигационную школу на Сухаревой башне, а потом в Славяно-греко-латинскую академию, или, иначе, спасские школы. Не найдя в схоластическом преподавании академических учителей ответа на интересовавшие его вопросы о природе, Ломоносов ушёл в киевскую академию «искать физики» но, обманутый в своих ожиданиях, должен был снова вернуться в Москву. По окончании ученья в Славяно-греко-латинской академии Ломоносов был переведен в академическую гимназию в Петербурге, откуда в скором времени был командирован за границу для изучения горного дела.

        В 1738, Ломоносов в Марбурге слушает лекции знаменитого философа Вольфа по философии, физике и логике, а в 1739 г, во Фрайберге у профессора Генкеля изучает металлургию. Поссорившись с Генкелем, Ломоносов в 1740 г, возвращается в Марбург и тут женится на Елизавете Христине Цильх. Материальное положение женатого студента все ухудшается; он покидает Марбург, скитается за границей и, наконец, в 1741, приезжает в Петербург. В 1742 Ломоносов назначается адъюнктом по физике, в 1745 г. – профессором, химии, в 1757 г. – членом академической канцелярии и в 1759 г. – заведующим академической гимназией и университетом и географическим департаментом. Умер Ломоносов 4 апр. 1765 г. и был похоронен в Александро-Невском монастыре.

          Михаил Васильевич Ломоносов занимает исключительное положение в ряду русских общественных деятелей, созданных реформами Петра Великого. Водворение «высоких наук» в России, распространение образованности среди русских людей составляло главную задачу его жизни. Ломоносов горячо содействовал основанию московского университета, сочинил проект об открытии петербургского университета, хлопотал об отсылке русских молодых людей за границу; вел непрерывную борьбу с немецкой партией в академии (главным образом с Шумахером и Таубертом), которая сознательно преграждала русским путь к образованию; целый ряд проектов, касавшихся то промышленности, то журналистики, то морского дела, то положения разных сословий и т. п. – остался памятником неутомимой заботливости автора о нуждах России.

        Что касается научно-литературной деятельности Ломоносова, то она представляет поистине ничто поразительное: не было той отрасли знания, куда бы не проникал его мощный ум и где бы он не достигал самых плодотворных результатов. Ломоносов в одно и то же время был физик, химик, минералог, геолог, металлург, астроном, географ, историк, грамматик, поэт, оратор, публицист и пр. и пр. Он был первым русским ученым в европейском значении этого слова. Занимаясь преимущественно химией, физикой, металлургией и физической географией, он не только популяризировал научные сведения, но и сделал немало ценных открытий и изобрел несколько аппаратов. Ломоносову, например, принадлежит оригинальная теория электричества, весьма сходная с франклиновой; он доказал образование каменного угля из торфяников, растительное происхождение янтаря, существование атмосферы вокруг Венеры и пр.

       Важнейшие работы Михаила Васильевича Ломоносова по естественным наукам следующие: «Слово о пользе химии», «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», «Слово о происхождении света», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «Явление Венеры на солнце, наблюденное 28 мая 1761 г.», «Первые основания металлургии», «Меditationes de caloris et frigoris causa», «Dissertatio de actione menstruorum chymicorum in genere" и т. д.

       Заслуги Ломоносова в области русского языка и словесности необыкновенно велики. Русский литературный язык до Ломоносова был странной смесью форм и слов чисто русских с церковнославянскими, белорусскими, малороссийскими, польскими и западноевропейскими. Ломоносов строго отделил церковнославянский язык от русского и выработал главнейшие основы грамматики нашего языка; а в своих произведениях дал лучшие по тому времени образцы и прозаической, и стихотворной речи. Из теоретических его сочинений по этому предмету известны: «Письмо о правилах российского стихотворства», где он вносит значительные поправки в рассуждение Тредьяковского о тоническом стихосложении; «Риторика», написанная под сильным воздействием Готшеда («Ausführliche Redekunst») и ничем не отличающаяся от тогдашних схоластических риторик; «Грамматика» (1755 г.), первая русская грамматика (если не считать крайне плохого сочинения Ададурова), оригинальный труд, до известной степени не утративший своей научной ценности и теперь, и «Рассуждение о пользе книг церковных», где автор, под влиянием Аристотеля и Квинтилиана, развивает теории о трех стилях (высоком, среднем и низком).

       Лучшей иллюстрацией к теоретическим выводам Ломоносова служат его похвальные слова и разного рода поэтические произведения. Из похвальных слов особенно выделяются два: похвальное слово Елизавете и, во-вторых, Петру Великому. Слова составлены по всем правилам ложноклассической теории. Из поэтических произведений заслуживают внимания оды (хвалебные и духовные), написанные тоническим стихом в духе господствовавшего в то время ложноклассического направления, самым ярким представителем которого у нас и был Михаил Васильевич Ломоносов. Первым, самостоятельным стихотворением Ломоносова была «Ода на взятие Хотина» (подражание Гюнтеру и отчасти Буало); наибольшее значение затем имеют: «Ода на восшествие Елизаветы на престол», «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве». Недостатки, свойственные всем ложноклассическим одам, у Ломоносова значительно выкупаются звучностью и выразительностью стиха и искренним, поэтическим одушевлением, как результатом его патриотизма, беззаветной любви к науке и религиозного чувства.

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.