Урок «Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера телефонов экстренных служб»
Тема. Бытовые электрические и газовые приборы: Правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера телефонов экстренных служб.
Цели:
Познакомить учащихся с опасностями, которые встречаются дома и на дороге.
Учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.
Рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими приборами, колющими и режущими предметами, основные правила перехода улицы.
Развивать внимание, наблюдательность.
Воспитывать аккуратность, культуру поведения, чувство взаимопомощи.
Развивающие задачи:
Учить ребят получать удовольствие от собственного, пусть даже маленького открытия.
Развивать желание больше узнавать об окружающем мире.
Воспитательные задачи:
Воспитывать радость от процесса творчества.
Формировать навыки коммуникативного характера.
Воспитывать чувство радости общения друг с другом.
Тип урока. Изучение нового материала с элементами игровой и творческой деятельности.
Форма проведения: урок
Оборудование и материалы:
Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 часть.
Плакаты-правила.
Кружочки красного, жёлтого и зелёного цветов.
Листочки с заданиями, клей.
Предметы: нож, ножницы, спицы, вилка, аптечка, кнопки, булавки.
Ход урока |
Примечания |
|||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент. - Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, учителя нашей школы. Они пришли с нами познакомится, поэтому не переживайте, но помните как надо вести когда у вас кто-то в гостях. Учитель: Долгожданный дан звонок- Начинается урок! Дети (хором): Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим! Актуализация опорных знаний -С чем познакомились на последнем уроке? (Узнали, что такое компьютер) -Расскажите, что умеет компьютер. -Вспомните названия устройств составляющих компьютер. -А как вы считаете компьютер вещь в доме полезная или вредная? Почему? -Сколько времени вы должны проводить за компьютером? -А какие еще полезные вещи есть в вашем доме, и какая польза от них?
|
Ученики встают у парт. |
|||||||||||||||||||||||||
II. Введение в тему. (Пробуждение у учащихся интереса к теме посредством вступительного слова учителя и занимательного материала) Учитель: - Ребята, я предлагаю начать урок с отгадывания шарады С «Т» - я книга, с «С» - я рыба, С «Л» помог колоть я лёд. С «Д» - народ во мне живёт. Дети: -Том, сом, лом, дом. Учитель: - Правильно! А сейчас подумайте и скажите о каком из этих слов говорится? «Он бывает деревянный, кирпичный. В сельской местности одноэтажный, а в городе – многоэтажный». Дети: -Дом. Учитель: -Это правильный ответ! |
На экране появляется шарада
На экране картинки:
|
|||||||||||||||||||||||||
III. Обозначение темы урока. Выделение проблемы. Цели, задачи урока. Учитель: -Сегодня на уроке мы поговорим о доме, где живёт каждый из нас, о самых обычных вещах в нашем доме. Эти вещи в доме могут быть опасными и испортить нам жизнь или даже её отнять. Чтобы этого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать или победить в данной ситуации. Главная формула безопасности гласит: предвидеть; по возможности - избегать при необходимости – действовать. |
|
|||||||||||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала. (Организация и проведение работы для поиска способов решения проблемы урока) 1. Отгадывание загадок. Учитель: - Каждый дом – это не просто крыша и стены. Своё жильё человек наполнил удобными механизмами. В доме у каждого много вещей: бытовая техника, посуда, одежда, мебель, острые и режущие предметы и многое другое. Надо уметь правильно ими пользоваться, соблюдать технику безопасности при обращении с ними. А какие это предметы, вы узнаете, отгадав загадки, которые вы приготовили.
1 ученик: Хожу с края на край, Режу чёрный каравай Дети: -Нож 2 ученик: Она колет очень колко Всем известная … Дети (хором): иголка! 3 ученик: Он на кухне обитает, Еду готовить помогает, За ним нужен глаз, да глаз, Потому что это… Дети (хором): газ! 4 ученик: На железной клумбе Цветы голубые, Помогают стряпать Кушанья любые. Дети: -Газовая плита!
5 ученик: Два конца, два кольца, А в середине – гвоздик. Дети: -Ножницы. 6 ученик: Две стройные сестрицы В руках у мастерицы. Весь день ныряем в петельки И вот он шарф для Петеньки. Дети: -Спицы. 7 ученик: Что это за чудо? Что за ящик? Сам певец и сам рассказчик. И к тому же за одно Может показать кино! Дети: -Телевизор. 8 ученик: Ходит, бродит по коврам. Водит носом по углам. Где прошёл, там пыли нет Пыль и сор – его обед. Дети: -Пылесос. 9 ученик: По реке Простыне Плывёт пароход, То назад, то вперёд. А за ним гладь – Ни морщинки не видать. Дети: -Утюг. Итог. Учитель: Все эти вещи наши помощники. Они помогают человеку, создают удобства в нашей жизни. -Молодцы! Правильно всё отгадали! А сейчас отдохнём! 2. Физкультминутка Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд На опушке зайка ждёт. Зайка прыгал под кустом, Приглашал в свой дом! Руки вниз, на пояс, вверх. Убегаем мы от всех! Побежим скорее в класс И послушаем рассказ! |
Ранее на предыдущем уроке ученикам дано задание найти самостоятельно загадки о предметах быта. Ученики загадывают загадки, а отгадки вывешиваются на доску и показываются возможные предметы.
Ученики говорят хором и показывают движения |
|||||||||||||||||||||||||
3. Беседа и разбор конкретных ситуаций. (Работа над правилами – памятками). Учитель: -А сейчас давайте вспомним, какие колющие и режущие предметы есть у нас дома? Какие были отгадки? Дети: - Нож, ножницы, иголки, вязальные спицы. Учитель: -Правильно! Давайте мы их соберём в один столбик. Учитель: -Хорошо! Чем можно продолжить этот ряд? Дети: -Кнопки, булавки, гвозди, вилки. Учитель: -Какие правила вы должны соблюдать, чтобы не причинить вред своему здоровью? Дети: -Не брать в рот эти предметы! Не кидать на пол, не бегать с ножницами! Не отвлекаться при работе с иголкой! Учитель: -Правильно! Все острые и режущие предметы класть на своё место! Это опасность №1 в твоём доме. Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности. Прочитайте памятку. Ученик читает вслух: «Дом в порядке содержи. Учитель: -А теперь назовите предметы электробытовой техники, о которых были загадки. Дети: -Телевизор. Дети: -Утюг, пылесос. Учитель: -Соберём эти отгадки в другой столбик. Учитель: -Эти приборы заставляет работать электричество. А какая электробытовая техника есть у вас дома? Дети: -Кофемолка, фен, электрический чайник, дрель, стиральная машина, миксер, микроволновая печь, обогреватель. Учитель: -Чем эти приборы могут быть опасны для жизни? Дети: -Если вытаскивать шнур из розетки, то может ударить током. -Можно обжечь руку об электрочайник.
Учитель: -Всё правильно вы говорите. С электроприборами нужно обращаться очень осторожно. Нельзя часто включать и выключать телевизор, утюг, пылесос. Нельзя совать пальцы и металлические предметы в розетку. А что нужно сделать, если задымился провод и выскочила искра из розетки? Дети: -Не подходить близко и не трогать руками. -Сказать взрослым!
Учитель: -Правильно! Самим нельзя пробовать чинить эти приборы. Может ударить током. А это очень опасно для жизни. Поэтому правило №2 такое: -Уходя из дома выключай свет, телевизор, утюг, электрочайник.
Учитель: -Почему мы все должны это правило выполнять? Дети: -Может лампочка перегреться, лопнуть и будет пожар. -От утюга могут загореться вещи. Учитель: -Только ли от этих электроприборов может возникнуть пожар? С чем нельзя играть детям? Дети: -Это спички. Учитель: -Правильно! При неосторожном обращении со спичками может загореться квартира, дом! -А кто сам пробовал зажигать спички дома, без разрешения взрослых? Поднимите руку. -Вы молодцы, что слушаете своих родителей. А знаете ли вы номер телефона пожарной службы? Дети: - «10 1» Учитель: -Чтобы в ваш дом не пришла беда- Будьте с огнём осторожны всегда!
4. Физкультминутка Тили-бом! Тили-бом! Загорелся Кошкин дом! Загорелся Кошкин дом! Идёт курочка с ведром, Заливает Кошкин дом. А лошадка с фонарём. Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас! |
Ученик выходит к доске и выбирает эти отгадки.
Показать эти предметы.
На доске появляется памятка.
Детям раздать памятки.
Ученик выходит к доске и выбирает отгадки.
На доске появляется памятка, а ученикам даётся памятка
Показать коробок спичек.
Таких нет.
Учитель прикрепляет карточку под слова
Ученики говорят хором и показывают движения
|
|||||||||||||||||||||||||
5. Продолжение работы над памятками. Учитель: -Сели! Посмотрите на доску, какие отгадки у нас остались? Дети: - Газ! Газовая плита!
Учитель: -Это серьёзная опасность в нашем доме. У каждого из вас есть газовая плита, на ней мы готовим пищу при помощи газа. С газом шутить нельзя. Газ нельзя увидеть. А как мы сможем понять, что он наполнил кухню? Дети: -Резкий запах. Учитель: -Правильно! Газ специально делают пахучим, когда отправляют в наши дома с газовой станции. Учитель: -А что нужно сделать, если вы почувствовали запах газа? Дети: -Сказать взрослым! Учитель: -А если их нет дома? (Ученики затрудняются ответить) Учитель: -Запомните – сразу нужно открыть окно или форточку! В это время нельзя зажигать спички, включать электроприборы. Газ может вспыхнуть от самой маленькой искры и взорваться! Если запах сильный, то вызывайте газовую службу. Кто знает номер телефона? Дети: - «104» Учитель: -Правило №3. «Выключай в квартире газ!
Итог. -Эти памятки вы запомните, а дома положите их на видное место. Можно прикрепить магнитиком на холодильник. |
На доске:
На доске появляются соответствующие изображения
На доске появляется памятка, а каждому ученику выдаётся:
|
|||||||||||||||||||||||||
V. Работа по учебнику. 1. Разбор ситуаций об опасностях дома. Учитель: -Открываем учебник на странице 42. Посмотрите внимательно на картинку и скажите, о каких опасностях в доме мы ещё не говорили? Дети: -Ролики! Аптечка! Учитель: -Чем опасны для здоровья коньки-ролики? Дети: -Можно упасть и сломать ногу, руку. Можно сильно удариться позвоночником, содрать кожу на коленках. Учитель: -Всё правильно! Как избежать этой опасности? Дети: -Не кататься одному! -Попросить родителей научить кататься. Дети: -Надевать защитную одежду.
Учитель: -Правильно! Есть специальные приспособления для коленок, локтей, толстые перчатки, шлем. Всё это спасёт ваше здоровье. А если уже произошёл несчастный случай. Что делать? Куда звонить? Дети: -Сказать родителям. -Вызвать «Скорую помощь». Учитель: -Телефон «Скорой помощи»? Дети: -«103».
Учитель: -А под какие отгадки можно прикрепить этот номер телефона? Дети: -Можно под все отгадки. Учитель: -А какую опасность несёт аптечка. Мы же пользуемся лекарствами когда болеем? Дети: -Если много съесть разных таблеток, то можно отравиться. Учитель: -Правильно! Даже полезные витамины могут принести вред здоровью, если их неправильно принимать! Посмотрите на телевизор. А какой он может ещё принести вред здоровью? Дети: -Можно испортить зрение, если близко сидеть. -Заболят уши, если громкий звук. -Заболит голова, если долго смотреть. Учитель: -Детям младшего школьного возраста можно смотреть телевизор не больше 1 часа в день на расстоянии 5м от экрана. Звук громко не включать!
2. Физкультминутка для глаз. Учитель: -Мы с вами много читали, смотрели на доску, экран. Ваши глазки устали. Пусть они отдохнут. Откинулись на спинку стула. Прикрыть веки, сильно зажмурить глаза, затем открыть. Руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть влево, посмотреть на локоть левой руки. «Бег глазами» по разным траекториям. Закончили! 3. Разбор ситуаций по ПДД. Учитель: -Смотрим на правую страничку и читаем правило, которое не соблюдала Черепашка! Запомните это правило и соблюдайте его? -А теперь смотрим на картинку! Что на нём изобразил художник? Дети: -Дорога. Едут машины. Светофор. Пешеходный переход. Муравьишка идёт через дорогу. Учитель: -Посмотрите, как переходят улицу насекомые? Дети: -По сигналу светофора. -По пешеходному переходу. Учитель: -Правильно! На дороге самый главный – светофор. Он регулирует движение. Какие у него сигналы? Дети: -Красный. Жёлтый. Зелёный. Учитель: -Что делают машины и люди на красный сигнал? -На жёлтый? -На зелёный? (Дети отвечают) Учитель: -Какой светофор помогает муравьишке и нам переходить дорогу? Дети: -Пешеходный. Учитель: -Сколько сигналов у пешеходного светофора? Дети: -Два сигнала. Красный человечек и зелёный. Учитель: -Как переходят улицу муравьишки? Дети: -По «Зебре». -По пешеходному переходу. Учитель: -А какой знак установлен? Дети: -Пешеходный переход!
4. Творческая работа. Учитель: -Запомните! Этот знак устанавливают, где ходят дети, ученики, где есть детские учреждения. -Возьмите карандаши и раскрасьте светофоры и знак. -Покажите, как вы раскрасили. Какой сигнал первый, второй, третий? Дети: -Красный, жёлтый, зелёный.
Учитель: -А у пешеходного светофора? Дети: -Верхний – красный, а нижний – зелёный. Итог. Учитель: -Правильно выполнили! Запомните на всю жизнь действия по этим вигналам. Закрыли учебники.
5. Практическая работа. Учитель: -У вас на столе лежит табличка и цветные кружочки. В табличке написаны опасности, о которых мы сегодня говорили на уроке. Ваша задача определить, что нельзя делать – приклеить красный кружок, можно с родителями – жёлтый, могу сам – зелёный. Работаем вместе, помогаем друг гругу.
1 ряд
2 ряд
3 ряд
Учитель: -Проверяем! Поднимите ваши листочки. 1 ряд – зелёный, красный, жёлтый. Всё правильно! 2 ряд. Красный, жёлтый, зелёный. 3 ряд. Жёлтый, зелёный, красный. Ошибок нет. Итог. Все справились правильно. Молодцы!
VI. Итог урока. Учитель: -О чём мы сегодня говорили с вами на уроке? Дети: -Какие опасности могут быть дома. -Что можно включать самим или в присутствии родителей.
Учитель: -Когда обычные вещи могут быть опасными для вас? Дети: -Если с ними не правильно обращаться. -Не слушаться взрослых. Учитель: -Покажите памятки, которые вам помогут дома? Куда вы их положите? Дети: -Отдадим родителям. -Положим на видное место. -Запомним. Учитель: -Что поможет вам на дороге? Дети: -Светофор. Пешеходный переход. Урок закончен! |
Учитель прикрепляет на доску карточку:
Показать аптечку.
Ученики сидят.
Повторить 4 раза.
Ученики читают про себя, один – вслух.
Появляется изображение
На доске появляется:
Работа в парах за партами. На доске появляются условные обозначения
Ученики выполняют задание и наклеивают кружочки.
|