Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Блокадной памяти страницы …» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 28 January в группе

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку классного часа, посвящённого 80-летней годовщине полного освобождения блокады Ленинграда


 

Блокадной памяти страницы…

 

(Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 80-летию полного освобождения блокады Ленинграда)

 

 

Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за историческое прошлое своей страны.

Задачи: 

продолжить формирование у обучающихся осознания героического прошлого своего народа, представления о роли самоотверженного сопротивления города Ленинграда во время блокады в годы Великой Отечественной войны;

воспитывать гражданскую ответственности, чувство достоинства, уважения к истории и культуре родной страны, патриотизм, уважение к участникам Великой Отечественной войны.

Форма мероприятия: урок мужества.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудио- и видеосопровождение.

В ходе мероприятия используются произведения О. Берггольц, Ю. Воронова, А. Гейнца и С. Данилова, Т. Зыковой, А. Розенбаума, Д. Эстрина, отрывки из ленинградского дневника «Почти три года» русской поэтессы и прозаика, переводчицы, журналистки Веры Инбер.

Участники мероприятия: обучающиеся 9 - 11 классов.

Ход мероприятия

Звучат слова за сценой:

Это имя — как гром и как град:

Петербург, 
Петроград,
Ленинград.

1-й учащийся: Блокада Ленинграда – одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Эту страницу нельзя вычеркнуть из памяти, поэтому ежегодно мы вспоминаем о том, какой ценой удалось Ленинграду выстоять.

2-й учащийся: Она началась 27 января и продлилась почти 900 дней. В июле-сентябре 1941 года советские войска упорно сопротивлялись врагу. Однако имея существенное превосходство в силах, немецкие войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от страны. Кольцо вокруг города сомкнулось.

3-й учащийся: 27 января 1944 года – день полного снятия блокады – стал одним из самых памятных дней в истории Великой Отечественной войны.

 

Звучит фонограмма П.И. Чайковского «Времена года. Июнь».

 

Чтец:

В Ленинграде белые ночи, июнь сорок первого года.

Выдалось жаркое лето, к утру отдыхает природа.

Чтец:

Спит Летний сад, свет зари над Невой. Розы, фиалки цветут.

И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы вмиг тишину оборвут.

 

Звучит фрагмент из песни М. Бернеса «Слушай Ленинград».

 

1-й учащийся: Для каждого петербуржца 8 сентября является особенным днём, днём памяти и скорби. Даже сегодня, спустя восемьдесят лет, память не в силах вычеркнуть то, что удалось пережить тогда Ленинграду. Сегодня мы хотим рассказать о том, как это было, рассказать тем, кто, к счастью, этого не испытал. Мы привыкли говорить 900 дней, но подвиг не нуждается в преувеличениях. Запомните это число – 872 дня…

 

Звучит фрагмент песни Василия Лебедева-Кумача «Священная война».

 

2-й учащийся:

Уже на второй день войны, 23 июня 1943 года, в Ленинграде была объявлена первая воздушная тревога. Немецкое командование верило, что город будет легко взят и впоследствии стёрт с лица земли. 10 июля началась ожесточённая битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский, рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо полностью замкнулось…

Слова за кадром: (отрывки из ленинградского дневника «Почти три года» русской поэтессы и прозаика, переводчицы, журналистки Веры Инбер).

Запись в дневнике от 8 сентября 1941 года:

«Удивительная, редкостная осень. Дождей нет. И в сухом и тихом тепле деревья желтеют сохранно, не теряя листьев. Так и стоят – пурпурные, янтарные, лимонно-желтые...»

 

3-й учащийся: Около семи тысяч зажигательных бомб упало на город в первый день блокады. Городу довелось пережить первые пожары, первые разрушения и первые смерти. Официально только зарегистрировано 178 пожаров.

 

Видеофрагмент артиллерийского обстрела

1-й учащийся: Планы Гитлера в отношении Ленинграда были бесчеловечны.

Он заявлял: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя… не позднее чем через 3-4 недели Ленинград, как спелое яблоко, упадёт к нашим ногам».

2-й учащийся: В директиве № 34 от 30 июля 1941 года Гитлер приказывал продолжать наступление в направлении Ленинграда, нанести главный удар между озером Ильмень и рекой Нарва с целью окружить и уничтожить Ленинград со всем гражданским населением.

 

1-й чтец:

В глазницы обугленных окон

Глядится холодный восход,

Молчат на проспекте широком

Автобусы, вмерзшие и лед,

Не сдавшиеся воле судеб

Застывшие автофургоны

С голодной надписью «Хлеб»... (М. Дудин)

 

Звучит песня Ю. Шестаковой «Блокадный вальс».

 

3-й учащийся: Массированные бомбардировки Ленинграда немецкой авиацией продолжились и в последующие дни. Они были все ожесточённее и ожесточённее. Тысячи зажигательных и крупных фугасных бомб падали на город. Потом в ход пошла дальнобойная артиллерия.

 

4-й учащийся:

Практически сразу были уничтожены продовольственные склады. Город оказался на грани голодного существования. Несколько раз сокращали суточные пайки. Решение о первом сокращении норм выдачи продуктов населению приняли 12 сентября 1941года. Последующие решения были жестче.

 

5-й учащийся:

Результаты первого полного учета продовольствия были плачевными. Прошло всего два с половиной месяца войны, когда над городом в полный рост поднялся бледный призрак голода. К ноябрю нормы достигли своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба, остальным жителям – всего 125. Кусочек хлеба, который получали блокадники, мало напоминал современный хлеб: в его составе в основном был жмых, целлюлоза, сода, отруби и … совсем немного муки. Масла не было, поэтому форму для выпечки смазывали соляровым маслом. Есть такой хлеб можно было, по словам самих блокадников, только с молитвой и запивая водой.

 

 

Звучит звук метронома.

На экране появляется рецептура блокадного хлеба.

 

1-й учащийся:

После войны блокадник Л. Макаров написал:

 

2-ой и 3-ий чтецы:

Мы ели все, что можно есть,
И отравиться не боялись.

 

Могу все травы перечесть,
Которыми тогда питались:

 

Полынь, крапиву, лебеду,
С берез побеги молодые, —
Чтобы нависшую беду
Прогнать на веки вековые.

 

И, кроме трав, столярный клей,
Ремни солдатские варили.

 

И стали мы врага сильней,
И начисто его разбили.

 

2-й учащийся:

Норма – «125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам» – продолжала действовать до 25 декабря, когда хлебный паёк начал увеличиваться.

3-й учащийся: 30 декабря 1941 года по радио прозвучало новогоднее поздравление. Для многих тогда оно стало глотком надежды.

4-й учащийся: Вот, что услышали ленинградцы:

«Дорогие товарищи! Послезавтра мы будем встречать Новый год. Год тысяча девятьсот сорок второй.

Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она. Каждый ленинградец знает об этом сам, каждый чувствует сейчас, вот в эту минуту, её небывалое дыхание... И все-таки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник.

Ведь мы встречаем тысяча девятьсот сорок второй в своем Ленинграде - наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали ему вторгнуться в город. Мы остановили врага. Наш город в кольце, но не в плену, не в рабстве. Это уже безмерно много.

Да, нам сейчас трудно… Вот уже пятый месяц враг пытается убить в нас волю к жизни, сломить наш дух, отнять веру в победу. Но мы верим… нет, не верим, — знаем — она будет! Может быть, товарищи, мы увидим наш сегодняшний хлебный паек, этот бедный, черный кусочек хлеба, в витрине какого-нибудь музея...».

1-й учащийся: Тогда, накануне 1942 года, ленинградцы все усилия приложили для того, чтобы дети, оказавшиеся в заложниках холодного и голодного города, почувствовали себя счастливее, несмотря на смертельно опасные условия жизни.

 

2-й учащийся: Нельзя было достать тепла, еды, но можно было организовать праздник, этому не могла помешать даже блокада.

 

3-й учащийся: Решением исполнительного комитета Ленинградского совета были организованы и проведены новогодние праздники для маленьких жителей города.

 

4-й учащийся: На решение исполкома в первую очередь откликнулись театры города. Были составлены праздничные программы, в которые входили встречи с командирами и бойцами, художественное приветствие, игровая программа и танцы у ёлки, но самое главное – планировали во что бы то ни стало организовать праздничный обед.

 

1-й учащийся: Все запланированное реализовали, не было на этих праздниках только танцевальной части – у обессиленных детей попросту не было сил на подобные развлечения.

 

2-й учащийся: Все ждали праздничный обед, который состоял из крохотного кусочка хлеба, супа, киселя и котлетки, сделанной из крупы. Многие выжившие вспоминали, что благодаря этому обеду тогда получили вторую жизнь.

 

3-й учащийся: В дневнике Веры Инбер от 29 января 1942 года есть такая запись: «Хлебозавод все же не прекратил работу, как мы этого боялись. Когда водопровод перестал работать, восемь тысяч комсомольцев – так же, как и все, ослабевшие от голода, озябшие, – стали конвейером от Невы до пекарских столов завода и подавали туда воду вёдрами из рук в руки.

Вчера у булочных очереди были громадные, хлеб привезли только к вечеру. Но всё же он был...».

Чтец:

Нет лекарств, чтоб голод укрощали

И пока он в городе везде,

Мы себе негласно запрещаем

Говорить друг с другом о еде.

А начнешь, — недобрый взгляд заметя,

Тут же смолкнешь, будто шел на грех

К этому привыкли даже дети,

Хоть сегодня им труднее всех.

В разговорах я храню запреты

На еду, которой не забыл,

На супы, на каши и котлеты.

Но о них не думать — выше сил.

 

1-й учащийся: Блокадники любой ценой пытались выжить: ели домашних животных и птиц, варили суп из столярного клея, варили кожаные ремни, соскребали с обоев клей и мешали его с водой. Ездили на Бадаевские склады, на которых до бомбёжки хранился сахар, собирали комья мёрзлой земли. Потом эту землю буквально ели, запивая кипятком.

 

2-й учащийся: Тысячи ленинградцев погибли в первую блокадную зиму. Потом гибли от холода, голода, болезней, бомбёжек. По официальным данным, которые озвучил советский обвинитель в ходе Нюрнбергского процесса, погибло 630 тысяч человек. Однако историки считают иначе: жертв было в разы больше – около полутора миллиона мужчин, женщин и детей... Подсчитывать всех не успевали, да и просто не могли в те страшные «чёрные дни».

 

3-й учащийся: О ленинградской девочке Тане Савичевой сегодня знает весь мир.

Знает о том, какие страшные страницы дневника вела она. До войны семья Савичевых была обычной ленинградской семьёй, которой не суждено было пережить страшные дни блокады. На последней странице своего дневника девочка написала: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Она умрёт от истощения в ленинградской больнице…

 

Звучит фрагмент «Era-Аmeno-dorime»

 

4-й учащийся: «Почти научно обоснованный способ» уничтожения города не дал фашистам результата: ленинградцы самоотверженно защищали город, работали, учились, ходили в театры, и не потеряли ни человечности, ни доверия, ни уважения друг к другу.

 

5-й учащийся: Блокадница Ольга Тюлева вспоминала, как однажды в булочной в очереди за хлебом ей стало плохо от голода. Девочка потеряла сознание, тогда стоящие рядом люди бережно подняли, посадили её, вложили в руку упавшие на пол бесценные хлебные карточки.

 

1-й учащийся: В городе продолжали работать заводы и фабрики, ждали посетителей театры, филармония, музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Учились даже в бомбоубежищах, в жутких условиях. Бывало, ученики умирали на улице по дороге в школу, прямо в классе…

Чтец:

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

 

2-й учащийся: Не всех умерших могли похоронить: не было гробов, да и не было сил, чтобы дотащить тело на кладбище и вырыть яму в промерзшей земле. В январе было принято постановление «О производстве земляных работ», так на Волконском и Пискаревском кладбище появились первые братские могилы.

 

3-й учащийся: Зима лютовала, морозы доходили до 40 градусов, из-за нехватки топлива, торфа 25 января замерли машины последней электростанции… А город горел, горел от бомб и снарядов, и только печки-буржуйки могли хоть как-то согреть душу.

 

Чтец:

Скрипят, скрипят по Невскому полозья

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, — к вечеру добраться б.

Глаза бесстрастно смотрят в темноту

Скинь шапку, гражданин.

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.

Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:

Объединяет, греет и ведет

О том, чтоб не прощала, не щадила,

Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,

Ко мне взывает братская могила

На Охтинском, на правом берегу. (О. Берггольц)

 

Звук метронома. Звучит грустная мелодия.

 

4-й учащийся: 21 ноября 1941 года, когда замерзло Ладожское озеро, начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

Чтец:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги. (Надпись на памятнике)

 

5-й учащийся:

«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили «Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

 

1-й учащийся: Зима 1942 года никак не сдавала позиции: весна входила в город медленно. Городские улицы были скованы льдом, завалены золой, мусором.

 

Слова за кадром из дневника Веры Инбер: Запись от 30 03.42:

«Весь город — все, кто только в силах держать лопату или лом, чистят улицы. А это все равно что привести в порядок загрязненный Северный полюс: глыбы льда, торосы мусора, сталактиты нечистот. Есть много добровольцев».

 

Звучит песня Вадима Коростылева «В далеком, тревожном году»

 

4-й учащийся: В тяжелейших условиях блокады композитор Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую «Седьмую симфонию».

 

Звучит фрагмент радиопередачи «Шостакович рассказывает о седьмой симфонии».

 

1-й учащийся:

29 марта 1942 года объединённый оркестр Большого театра и Всесоюзного Радиокомитета исполнял симфонию Д.Шостаковича, названную «Ленинградской».

 

Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостаковича

 

2-й учащийся: Пришедшие слушать Ленинградскую симфонию ленинградцы стоя рукоплескали композитору, истинному сыну и защитнику Ленинграда.

 

 

3-й учащийся: Все смотрели на маленького, хрупкого человечка в больших очках, и думали: «Этот человек сильнее Гитлера...»

Чтец:

Им холод

Кровавит застывшие губы,

Смычки выбивает из рук скрипачей.

Но флейты поют,

Надрываются трубы,

И арфа вступает,

Как горный ручей.

И пальцы

На лёд западающих клавиш

Бросает, не чувствуя рук, пианист…

Над вихрем

Бушующих вьюг и пожарищ

Их звуки

Победно и скорбно неслись…

Чтец:

Концерт начался!

И под гул канонады –

Она, как обычно, гремела оркестр –

Невидимый диктор

Сказал Ленинграду:

«Вниманье!

Играет блокадный оркестр!..»

И музыка

Встала над мраком развалин,

Крушила

Безмолвие тёмных квартир.

И слушал её

Ошарашенный мир…

 

2-й учащийся: Ленинградские дети чем могли помогали взрослым: создавали тимуровские команды, дежурили на крышах, тушили «зажигалки», работали в госпиталях, мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

3-й учащийся: Обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. Несмотря на голод, никто даже не помышлял украсть или забрать чужой хлеб.

2-й учащийся: Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда».

3-й учащийся: В свои двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Наравне со взрослыми работали на огородах и совхозных полях, собирали урожай.

 

1-й учащийся: За время блокады детский танцевальный ансамбль Аркадия Ефимовича Обранта дал около 3000 концертов. Вдумайтесь только в эту цифру!!!

 

Звучит фрагмент песни Ильи Резника «Дети войны»

 

Чтец:

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством, где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом — паспорта

И в этом нет беды, но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого, что мы не будем

Ни старше, ни взрослее, чем тогда. (Ю. Воронов)

 

2-й учащийся: Несмотря на то, что немцы всеми силами пытались уничтожить Ленинград, город жил. Жил и выстоял.

 

3-й учащийся: Шёл 1943 год. 12 января началась операция «Искра». Операция по прорыву блокады.

Чтец:

О дорогая, дальняя, ты слышишь?

Разорвано проклятое кольцо!

Ты сжала руки, ты глубоко дышишь,

В сияющих слезах твое лицо.

Пусть эти слезы сердце успокоят …

А на врагов — расплавленным свинцом

Пускай падут они в минуты боя

За все, за всех, задушенных кольцом.

За девочек, по-старчески печальных,

У булочных стоявших, у дверей,

За трупы их в пикейных одеяльцах,

За страшное молчанье матерей... (О. Берггольц)

 

Звучит фрагмент «Адажио» Альбинони

 

1-й учащийся: Такого Ленинград еще не видел и не переживал за всю предшествующую историю блокады... Летом 1943 года фашистская артиллерия продолжила интенсивные обстрелы. Продолжительность обстрела в июле составляла 9 часов 14 минут в день. И так месяц за месяцем.

 

2-й учащийся: В октябре на стенах ленинградских домов появились надписи: «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Таких объявлений было 1300.

 

3-й учащийся: Ситуация изменилась тихим и хмурым утром 14 января, когда жители города услышали мощный гул, доносившийся с юго-запада: на позиции фашистов обрушились артиллерийские залпы 14 тысяч стволов, а в воздух поднялись больше 1200 самолетов. Части второй ударной армии, взламывали вражескую оборону.

 

Звучит фрагмент из передачи по радио «Левитан о прорыве»

 

4-й учащийся: Из воспоминаний Веры Инбер: 27 января 1944:

«Величайшее событие в жизни Ленинграда - полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все»

 

1-й учащийся:

Более 350 тысяч солдат-участников обороны Ленинграда получили ордена и медали.

2-й учащийся:

226 человек были удостоены почетного звания Героя Советского Союза.

3-й учащийся:

1,5 миллиона человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Сам же город за героизм и стойкость получил почетное звание Город-Герой.

4-й учащийся:

Давайте почтим минутой молчания всех тех, кто погиб во время блокады Ленинграда.

 

Звучит «Реквием» Моцарта

 

5-й учащийся:

Памяти павших будьте достойны! Никогда не смейте забывать, какую цену заплатили они, чтобы жили вы!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации