Будда и его учение
Цель: формирование представлений о буддизме, о жизни её основателя; создание условий для формирования понятий «аскет», «бодхи», «медитация».
Задачи:
Познакомить обучающихся с историей буддизма и его учением.
Выяснить значение слов «медитация», «бодхи» и «аскет».
Объяснить смысл буддизма как источника нравственности человека.
Форма: индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Методы и приемы: беседа, анализ визуальной и текстовой информации, творческая работа, инсценирование.
Средства: мультимедийная презентация, текст о буддизме.
Ход классного часа:
Вызов.
-Есть мудрые слова «Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец» (https://stihi.ru/2014/03/09/6778 )
-Как вы понимаете эти слова? Какой человек мог произнести эти слова? Какими качествами он должен был обладать? (Ответы учащихся)
-Какие религии вы знаете? Что является их отличительными чертами? (Ответы обучающихся)
-Мы сегодня поговорим о буддизме. А слышали ли вы о религии буддизм? Что вы о ней знаете? Во что верил человек в древности? Самая ли древняя это религия? (Ответы обучающихся)
Осмысление
работа с текстом (https://vk.com/wall-171624182_101)
Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития. Распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Корее и Японии.
Для указанных стран, в основном, был характерен невысокий уровень жизни и тяжелые условия существования. Зачастую поселения буддистов расположены в степной зоне, в горах, т.е. там, где там мало обрабатываемой земли, суровый климат, а основное занятие населения – скотоводство.
Буддийское предание рассказывает о том, что давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили богов о том, чтобы они послали им сына. В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошел в ее опочивальню и три раза обошел вокруг ее ложа. Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.
Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвали Сиддхартха Гаутама, но сама через семь дней после его рождения умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился, и у него родился свой сын.
Ничто не омрачало его счастья. Но вот как-то раз, выехав за пределы дворца, молодой принц увидел покрытого язвами изможденного больного, затем согбенного годами убогого старика, затем похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие и нелегкие раздумья аскета. Эти четыре встречи, повествует легенда, коренным образом изменили мировоззрение беспечного принца. Он узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, смерть, что миром правит страдание. С горечью ушел Гаутама из отчего дома. Обрив голову, облачившись в грубые одежды, он начал странствовать, предавая себя самоистязанию и самобичеванию, стараясь искупить юные годы роскошной и беззаботной жизни, стремясь познать великую истину. Так прошло около 7 лет.
И вот однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обычно, предаваясь глубокому самопознанию, Гаутама вдруг «прозрел». Он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал четыре священные истины: страдания правят миром; причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Познав эти четыре священные истины, Гаутама, ставший Буддой, Просветленным, несколько дней после этого просидел под священным деревом, не будучи в силах сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Мара, который начал искушать Будду, призывая его не возвещать истины людям, а прямо погрузиться в нирвану. Но Будда стойко вынес все искушения и продолжал свой великий подвиг. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его учениками, и прочел им свою первую проповедь. В этой бенаресской проповеди Будды были вкратце изложены основы его учения.(https://vk.com/wall-171624182_101)
2) аналитическая беседа
-В чем особенность появления на свет Будды? (Ответы обучающихся)
-Как складывалась жизнь Будды? (Ответы обучающихся)
-Что значит «Будда»? (Ответы обучающихся)
3) Работа со словарем под понятиями «аскет», «бодхи», «медитация».
4) «Логическая цепочка»
-Составьте из слов «аскет», «бодхи», «медитация» логическую цепочку и объясните ее.
(Аскет – медитация – бодхи)
5) Работа с эпиграфом
- Будда учит не быть зависимым от вещей, нас окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену преходящего и отличать одно от другого. Учит работать над собой, а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему, и его жизнь — яркий тому пример. Будда учил любить всех живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать. «Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания», «Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец» - говорил он. Учения Будды – это учение о Жизни, учение о Человеке.
6) Инсценирование одной из притч об учении Будды заранее подготовленными учениками (https://pritchi.ru/id_71)
Один из учеников спросил Будду:
- Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
- Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?
Ученик сказал:
- Ничего! Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
- Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это все равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.
Рефлексия.
Работа над ассоциативным рядом к словосочетанию «учение о человеке».
На заранее вырезанных лепестках цветка детям после обсуждения в парах предлагается записать слова. Прикрепить на магнитную доску в виде цветка.
-Как изменилось ваше представление о религии буддизм? Что теперь вы можете о ней сказать? (Ответы обучающихся)
На уроке я узнал….
На уроке я научился….
Я чувствовал себя на уроке…