12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарунина Вера Александровна1812
Россия, Курганская обл., Куртамыш
Материал размещён в группе «2024 год - Год семьи»

Буддийская картина мира

Цель: формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, воспитание ответственности за свои поступки; пропаганда общечеловеческих ценностей, активизация познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

Познакомить обучающихся с формированием буддийской картины мира.

Выяснить значение понятий «карма», «предки», «потомки».

Объяснить значение поступков каждого для последующих поколений с точки зрения буддизма.

Форма: индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Методы и приемы: беседа, анализ визуальной и текстовой информации, творческая работа, дискуссия.

Средства: мультимедийная презентация, текст.

Ход классного часа:

1.Вызов

- Здравствуйте, сегодня очень интересная тема урока.  В качестве эпиграфа нашей встречи можно взять народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнёшь». Пожелаем друг другу удачи (пожатие руки).

 -На доске расположены две надписи, касающиеся темы нашего урока. А на столах у вас лежат жетоны красного и зелёного цветов. Я предлагаю взять жетон красного цвета и поместить его под ту надпись, которой вы придерживаетесь.

        Я оцениваю свои поступки                     Мне всё равно

(Ответы обучающихся)

- Спасибо. В конце урока мы посмотрим, как изменится ваше мнение.

- Готовясь к нашей встрече, вы узнали свою родословную. Что такое род? (Ответы обучающихся. Несколько семей кровных родственников образуют род).

- Кто такие предки?  (Ответы обучающихся. Предшественники по роду).

- Кто такие потомки?  (Ответы обучающихся. Будущее поколение).

- Назовите по памяти прямых предков по отцовской линии желательно до 7 колена (дети по возможности перечисляют)

- Существует ли связь между вами и вашими предками? (Ответы обучающихся. Да. Внешние черты лица, свойства характера, талант передаются по наследству).

- Сегодня эти знания пригодятся вам на уроке.

  2.Осмысление

 Все мы являемся частью окружающего нас мира. Как устроен этот мир? Что есть жизнь человека? Различные культуры, различные религии, различные люди объясняют это по-разному. Буддисты устройство мира объясняют при помощи таких понятий, как «карма», «колесо сансары».

Приём «Корзина идей».

 - Что такое карма? (Ответы обучающихся)

- Ваши предположения будем закидывать в корзину (учитель записывает ответы детей на доске:

- Человек отвечает за свои поступки.

- Добро и зло передаются по наследству.

- Карма – это устройство мира.

- Карма – это волшебный компьютер, который следит за нашими поступками.

- У хороших родителей хорошие дети, у плохих родителей плохие дети)

- Ребята, а хочется ли вам узнать, чьё предположение является правильным? (Ответы обучающихся. Да).

 - Все наши действия – и мысли, и слова, и поступки – чем-то вызваны и имеют определённые следствия. Ты улыбнулся – и тебе улыбнулись в ответ. Ты сказал другу сгоряча недобрые слова – и вы поссорились. Попробуйте сами привести подобные примеры. Сначала примеры с хорошими поступками, потом примеры с плохими поступками (дети приводят примеры из школьной жизни)

Дискуссия.

- Что является причиной кармы? (Ответы обучающихся. Слово, поступок – причина кармы).

-Есть ли в мире безответные действия? (Ответы обучающихся. Нет. Человек действует, так или иначе, из-за причин, толкающих его).

- Это есть следствие. Сформулируйте словами понятие «карма». В ходе коллективной дискуссии рождается определение: Карма – это закон причины и следствия.(https://stihi.ru/2016/01/16/3965)

-Сравним отредактированный вариант формулировки понятия с тем, который предложен в школьном учебнике

- Вернёмся к «Корзине идей». Чьё предположение оказалось правильным? (дети рассуждают, называют правильные ответы).

- Вы привели разные примеры из своей школьной жизни. Какой может быть карма? (Ответы обучающихся. Хорошей и плохой).

- Давайте определим план классного часа.

                                        План:

Что такое карма.

Хорошая карма.

Плохая карма.

О раскаянии (четвёртый пункт плана добавляет сам учитель).

- Буддисты убеждены, что в мире нет безответных действий. Их результат может сказаться сразу или через некоторое время. Порой из-за неправильных действий родителей или других предков страдают их дети. Давайте посмотрим, как Законы кармы отражаются на нашей жизни. Я расскажу об одной семье.

Задание для обучающихся: определить карму рода (схема в презентации урока).

7 поколение – Нимбу – от него пошла фамилия, трудолюбивый.

6 поколение – Жап – мастер по дереву, много работал.

5 поколение – Тучин -   мастер по дереву, добрый, трудолюбивый.

4 поколение – Лайдап – механизатор, передовик колхоза, добрый, трудолюбивый, любил детей.

3 поколение – Владимир – тракторист, мастер по дереву и металлу, трудолюбивый, общительный.

2 поколение – Виталий – мастер производственного обучения, умеет мастерить из дерева и железа. Сам собрал мини – трактор. Скромный, умный.

1 поколение – Алексей – ученик 4-го класса, увлекается техникой

- Какая карма преобладает? (Ответы обучающихся. Преобладает хорошая карма).

- Пример реального родословного древа одного улан – удэнца (схема в презентации урока).

7 поколение - Сокто – злой человек, бил жену и детей

6 поколение - Бадма – часто пил водку

5 поколение - Нима – ранен на войне

4 поколение - Жалсап – спился

3 поколение - Алдар – инвалид

2 поколение Бимба – ослеп

1 поколение – Хорло умер от рака.

 Род прекратил своё существование. Подумайте, почему?

- Какая карма преобладает? (Плохая карма)

- Это родословная линия от человека, который не уважал ни себя, ни других. Его потомки, притянутые к этому дереву, тоже отрабатывали тяжёлую карму. Наша жизнь зависит от наших предков, от семьи. От кого будет зависеть жизнь наших потомков? (От нас, ведь мы когда-то тоже будем родителями)

- Помните, что вы - звено нерушимой цепи ваших предков и потомков. Именно от вас зависят жизнь и благополучие ваших детей и внуков.

-В языке много пословиц о семье и родстве. Назовите пословицы, иллюстрирующие закон причины и следствия. (Ответы обучающихся - «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется, так и откликнется»).

- Не зря эпиграфом нашего урока мы взяли известную пословицу. Какие ещё знаете пословицы, связанные с кармой семьи или рода?  («Каков отец, таковы и детки», «Какова матка, таковы и детки», «Каково семя, таково и племя», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Каков брат, такова и сестра» и т. д.)

- В этих мудрых пословицах есть глубокий смысл.

Самостоятельная работа учащихся

Обучающимся раздаются карточки, где нарисованы два мешочка.  На доске написаны разные понятия: доброе слово, жадность, болтливость, почитание старших, любовь, милосердие, крик, ругань, помощь друзьям, зависть, добрая память и т. д

Задание: В первый мешочек написать понятия, связанные с хорошей кармой, во второй мешочек – с плохой кармой. В каждый столбик самим добавить по 2 понятия (индивидуальная помощь слабым учащимся)

Проверка работы.

- Если эти два мешочка поставить на весы, то какая карма должна перевесить? (Ответы обучающихся. Мешочек с хорошей кармой).

- Благая карма должна преобладать над плохой кармой, т.е. хороших поступков вы должны совершать больше.

- Объясните, как вы понимаете, что такое раскаяние.

(Работа в паре) Посоветуйтесь друг с другом. Совпадают ли ваши мнения? (спросить нескольких учеников)

Учащиеся: Это чувство глубокого сожаления о содеянном.

- Приходилось ли вам в чем-нибудь раскаяться? Приведите примеры из вашей жизни.

- Подлинное раскаяние и чувство глубочайшего сожаления о совершённом уменьшают последствия негативной кармы и даже полностью их устраняют.

3. Рефлексия

Коллективное составление стихотворения из 5 строчек

 Приём «Синквейн»

Карма

хорошая          плохая

следит наказывает вознаграждает

от кармы не уйти

страж

Могут подойти слова: закон, скульптор.                                                             

- Для того чтобы завершить занятие и подвести его итоги я предлагаю вам взять жетон зелёного цвета и снова сделать свой выбор.

             Я оцениваю свои поступки                   Мне всё равно

Ученики делают выбор. Учитель подводит итоги занятия.

Свою работу учащиеся оценивают по 5-ти бальной системе.



Опубликовано в группе «2024 год - Год семьи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.