12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лехова Любовь Николаевна440
ГБОУ АО "Няндомская специальная (коррекционная) школа-интернат"
Россия, Архангельская обл., няндома
4

БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Поиграйте с ребёнком!» ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И СЛОВАМИ.

БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Поиграйте с ребёнком!»


ИГРЫ

СО ЗВУКАМИ

И СЛОВАМИ

t1606459612aa.jpg




​​​​​​​СЛОВАРИК:

Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направ.ление.

Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах понимать значение слов.

Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит – к` - мяг., согл. звук, и – глас. звук, т – твёр., согл. звук; первый звук – к`, второй – и, третий – т.


1 класс

Дети должны уметь:

1. Сравнивать слова по количеству звуков.

2. Делить слова на слоги.

3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).

4. Придумывать слова на заданный звук, слог.

5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).

6.Анализировать звуковой состав слова.

7. Давать характеристику звуков:

– гласный звук, обозначаем красной фишкой;

– твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;

– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.

8.Составлять и анализировать предложения: Девочка сидит на стуле. В предложении 4 слова.

Первое слово – девочка;

Второе слово – сидит;

Третье слово – на (короткое слово);

Четвёртое слово – стуле.

9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».


Для чего нужно развивать фонематический слух и фонематическое восприятие?:


* Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок:

– Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик»,

«удюг» вместо «утюг»).

– Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

– Замена свистящих звуков [С],[З],[Ц] шипящими [Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).

– Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).


* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами.

Игра «Будь внимательным!».

Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

Игра «Назови картинки».

Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.

Игра «Придумай слово».

Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.

Игра «Назови первый звук в слове».

Цель: Учить выделять первый звук в слове.

Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].

Игра «Назови последний звук в слове».

Цель: Учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [н].

Игра «Прохлопай слово».

Цель: Учить делить слова на слоги.

Прохлопай слово и назови количество слогов в слове

(можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.

Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.

Игра «Найди пару».

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.

Игра «Найди слово».

Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].

Игра «Разложить картинки».

Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.

Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] – [З`].

Игра «Добавлялки».

Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и т. д.

Игра «Определи место звука в слове».

Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Определить, где «живёт» заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Кому подойдёт квартира?».

Цель: Научить определять количество звуков в слове.

У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик

Детям нужно подобрать к схеме слово (животное), затем – назвать каждый звук отдельно.

Игра «Цепочка слов».

Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и т.д.

Игра «Отгадай слово».

Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.

Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

Игра «Назови слово».

Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов.

Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка).


Развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.






















Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.