Буклет «Игровые упражнения для развития звуковой культуры речи»
Воспитание звуковой культуры речи - одна из основных задач развития речи ребенка дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь:
* звукопроизношение;
*элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.),
* средства выразительности (мимика, жесты),
* элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) .
Основные направления по развитию звукопроизношения:
-Развитие речевого дыхания;
-развитие артикуляционной моторики;
- развитие фонематического слуха.
Развитие правильного речевого дыхания-здоровъесберегающая технология
1.Дифференцирование носового и ротового выдоха:
- "ёжик нюхает" (нос-нос)
- "собачке жарко (дышит ротиком- ротик-ротик)
- "понюхаем цветочки"- "АХ!
2. Неречевая дыхательная гимнастика:
-"султанчики", "снежинки", "мельницы", надувание мыльных пузырей", воздушных шаров, играем на дудочке, губной гармошке).
3. Речевая дыхательная гимнастика:
(проговаривание, пропевание речевого материала , параллельно работая над
-силой голоса
-Темпом
-Ритмом
-дикцией
-Эмоциональной окраской
- уровень звуков, звуковых рядов; звукокомплексов, звукоподражания..)
-уровень слогов, слоговых рядов;
-уровень слов разной слоговой структуры, словесных дорожек (месяцев, счёт, времена года)
-уровень фразы
предложения разной сложности, пословиц, поговорок, загадок, чистоговорок, строчек стихотворений.
4.Динамическая дыхательная гимнастика с физическими упражнениями) (логоритмические упражнения, биоэнергопластика -это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.)
Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры.
1. Знакомство с органами речи: язык, губы, нос, мягкое нёбо, твёрдое нёбо)
2. Статическая артикуляционная гимнастика; ;для губ и языка, щёк;
3. Динамическая гимнастика для губ, языка, щёк)
4. Общие артикуляционные упражнения;
5. Специальные артикуляционные упражнения;
6. Самомасскаж язычка;
7. Самомассаж лица и шеи;
8. Артикуляционные сказки по лексическим темам;
9. Артикуляционные считалочки;
10. Весёлые истории язычка;
11. Музыкальные потешки, чистоговорки сопровождением гимн. язычка
12. Автоматизация поставленных звуков в речевом материале заменяет артикуляционную гимнастику.
13. Неспецифическая артикуляционная гимнастика (жевание фруктов, овощей, мяса, улыбка, поцелуи, сосание груди в младенческом возрасте...)
14. Психогимнастика (развиваем эмоции и чувства детей, корректируем психологическое состояние детей));
Развитие фонематического слуха
1. Узнавание неречевых звуков (шум дождя, звуки различных предметов, муз. инструментов, звуки животных....)
2. Определение на слух кто говорит по тембру голоса. Игра "кто тебя позвал"
3. Работа над ритмами.
"Хлопни как я" "найди ритмический рисунок";
4. Работа на вербальном (словесном уровне):
-уровень звуков (повторение звуков громко- тихо- шёпотом, длительно и многократно, узнавание звуков "поймай звук", подбор символов-картинок, предметов на каждый звук ...)
-уровень слогов (повтори с разным ритмом слоговую дорожку, с разной эмоциональной окраской, с разной силой голоса, с разным темпом)
-уровень слов ( ритм, темп, эмоциональная окраска, сила голоса, рифма, доскажи словечко...
-уровень фраз (чистоговорки, предложения, пословицы, поговорки, загадки, потешки, речёвки, считалочки..)
5. Развитие навыков элементарного звуко - слогового анализа и синтеза слов (ребусы, сложи слово из звуков, слогов, позиция звука в слове, количество звуков в слове, прочти по первым звукам.
Буклет составила и оформила
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Старостина Марина Александровна
МБДОУ "Детский сад "Созвездие"
(корпус №3)
Игровые упражнения
для развития
звуковой культуры
речи детей
г. Чусовой
2019г.
Шабанова Алёна