Буклет «Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Появление звуков в речи детей в онтогенезе
возраст |
появление звуков |
|
МЛАДШИЕ ГРУППЫ |
гласные |
А У И О Э Ы |
|
согласные |
П Б М Н В Ф Т Д К Г Х (твердые и мягкие варианты звуков) |
СРЕДНЯЯ ГРУППА |
согласные |
С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ j |
СТАРШАЯ ГРУППА |
согласные |
Л ЛЬ Р РЬ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА |
Дифференциация звуков |
С – Ш, З – Ж, Ч – ТЬ, Щ - СЬ Л – Р, Л - ЛЬ |
Звуковая культура речи включает:
произносительные качества
элементы звуковой выразительности речи
двигательные средства выразительности
элементы культуры речевого общения
речевой слух
речевое дыхание
Задачи по формированию ЗКР:
развитие речевого слуха
развитие артикуляционного аппарата
работа над развитием речевого дыхания работа над голосом
формирование правильного произношения
работа над дикцией
работа над орфоэпией
работа над темпом речи
работа над интонационной выразительностью
Общеразвивающие упражнения
№ |
Название упражнения |
Описание выполнения упражнения |
1 |
«Улыбочка» |
Улыбнуться, широко растянув губы. Рот закрыт, зубы не видны. |
2 |
«Заборчик» |
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд. |
3 |
«Замочек» |
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счёт до 5. Зубы не видны!!! |
4 |
«Бублик» |
Округлить губы, вытянуть их вперёд, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать губы в таком положении под счёт до5. |
5 |
«Толстячок» |
Надувание обеих щёк одновременно Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую) |
6 |
«Худышка» |
Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах |
7 |
«Лопаточка» |
Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и подержать его в таком положении, считая про себя до 5. |
8 |
«Иголочка» |
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. |
9 |
«Трубочка» |
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. |
10 |
«Змейка» |
Широко открыть рот. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Выполнять в медленном темпе. |
11 |
«Часики» |
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «тик-так» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной. |
12 |
«Качели» |
Рот открыт, губы в улыбке, широкий край языка поднимается к носу, затем опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
13 |
«Чистим нижние зубки» |
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. |
14 |
«Посчитай нижние зубки» |
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. |
16 |
«Чистим верхние зубки» |
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево. |
17 |
«Вкусное варенье» |
Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы. |
18 |
«Барабан» |
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щётки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка). |
19 |
«Грибок» |
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка грибка, а подъязычная уздечка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. |
20 |
«Гармошка» |
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, опускать нижнюю челюсть и поднимать обратно. |
21 |
"Лошадка" |
Улыбнуться, открыть рот. Поцокать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. |
литература:
М. Ф. Фомичёва
«Воспитание у детей правильного произношения»;
Л. А. Комарова
«Автоматизация звука в игровых упражнениях». Альбом дошкольника;
О. С. Жукова «Уникальная методика развития речи дошкольника»;
Е. М. Косинова «Большой логопедический учебник для самых маленьких».
Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста