Занятие "Покормите птиц зимой".
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
дом детского творчества
Павлово Посадского городского округа
Московской области
Занятие «Покормите птиц зимой»
Педагог дополнительного образования:
Шипова Наталья Сергеевна
Павлово Посадского г.о.
2024 уч.г.
Занятие "Покормите птиц зимой".Тема занятия: "Покормите птиц зимой".
Цель занятия: Изучение техники «Папертоль» на примере композиции «Покормим птиц», ознакомление детей об условиях жизни птиц зимой.
Задачи:
Обучающие:
Расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни.
Закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года.
Активизировать технику работы с бумагой и ножницами.
Уточнить и обогатить словарный запас детей.
Познакомить детей с зимующими птицами.
Учить внимательно, слушать взрослого, отвечать на вопросы.
Развивающие:
Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику.
Развивать интерес к занятию.
Воспитывающие:
Воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы.
Оборудование:
Инструкционные листы, листы цветного картона, двойной скотч, ножницы.
Место проведения: кабинет прикладного труда.
Используются следующие педагогические технологии: здоровьесберегающая, «Игровая технология», «Технология коллективного творчества» и «Технология индивидуализации обучения».
План занятия
№ | План | Методика проведения |
Организационный момент. | Объяснение. | |
2. | Повторение пройденного материала. | Беседа. Игра. |
3. | Объяснение нового материала. | Показ. Игровая ситуация. Рассказ. |
4. | Физкультминутка. | Выполнение действий по тексту. |
5. | Техника безопасности. | Рассказ. |
6. | Практическая работа. | Самостоятельная работа. |
7. | Итог занятия. | Анализ работ. |
Ход занятия.
1.Организационный момент, приветствие:
Подготовка рабочего места. Садятся за столы. Приветствуют педагога.
2.Повторение пройденного материала (игра):
Давайте вспомним, какие инструменты мы с вами используем на занятиях «Игровая технология». Помогут нам загадки:
«Всех листов плотнее он,
Белый и цветной... (КАРТОН)
Этой лентой склеить можно
Все, что было невозможно:
Книжку, рваную тетрадь
Починить и залатать.
Если склеивать не прочь,
То тебе поможет... (СКОТЧ)
«Смотри, раскрыли они пасть.
В неё бумагу можно класть.
Бумага в их пасти разделится на части» (НОЖНИЦЫ)
3.Объяснение нового материала:
Ребята, сегодня мы с вами попробуем создать картину. Да непростую. Что будет изображено на картине, нам подскажет стихотворение Александра Яшина.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Расскажите, что вы представили себе, когда слушали это стихотворение?
- Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Птицы давно усвоили, что возле человеческого жилища можно кое-чем разжиться. Голод заставляет даже лесных птиц на время забыть о естественной осторожности и тянуться к человеческому жилищу. Давайте вспомним птичек, которых вы видите в наших краях.
В оробьи. Оседлый вид птиц, живут повсюду. Ведут стайный образ жизни. Очень хорошо приспособились к обитанию в близости человеческого жилья и хозяйственных построек. Зимой нуждаются в подкормке. Птицы зерноядные, но могут питаться пищевыми отходами. Они очень хитры, осторожны и умеют предупреждать друг друга об опасности.
Синица. Оседлый вид птиц. Населяют различные типы лесов нашей области, обычный обитатель населенных пунктов. Большая часть синиц (90%) гибнет зимой. Их необходимо подкармливать в зимний период.
Сизый голубь обитает в населенных пунктах рядом с человеческим жильем.
В дикой природе сизый голубь обычно селится на прибрежных скалах, в горных ущельях. Их потомки легко приспособились к жизни возле человеческого жилья, поскольку каменные постройки напоминают природные места обитания, а пищевые отходы служат надёжной кормовой базой в любое время года
Снегирь. Эти птицы – гости с севера. Кочующий вид. Зимой откочёвывают ближе к югу. Стайки снегирей могут появляться в населенных пунктах, где кормятся семенами ясеней, сирени и кленов. Любимый корм – семена р ябины. Изредка прилетают на кормушки.
Дятел. Оседлый вид. С поразительной легкостью дятлы передвигаются по стволу, доставая насекомых и их личинок.
Зимой питается семенами хвойных растений.
За зиму дятел обрабатывает несколько тысяч шишек.
В орона. Оседлая птица, но иногда совершают перелеты на зимовку ближе к югу. А вот старые птицы остаются на месте в течение всего года. Населяют окраины лесов, рощи, города и поселки. Птица всеядна. Зимой кормятся на помойках и свалках пищевыми остатками.
Зачем кормить птиц зимой?
Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, птицы за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. И помочь птицам выжить могут только люди!
Памятка “Как подкармливать птиц”.
1.Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из-под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2.Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3.Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4.Кормушки нужно держать в чистоте.
5.Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6.Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Нельзя давать чёрный хлеб.
4. Физкультминутка (пальчиковая игра):
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник - снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
5.Техника безопасности
Итак, мы сегодня будем работать с ножницами. Давайте вспомним основные правила безопасной работы:
Ни в коем случае нельзя резать что-либо на ходу и в движении: для любой работы необходимо устойчивое рабочее место и крайне желательно сидячее положение.
Острые лезвия ножниц нельзя держать концами вверх.
При работе крайне важно следить за пальцами свободной руки, чтобы не повредить их движением лезвий.
Нельзя бегать с ножницами.
Передавать их следует кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия.
Не рекомендуется также резать краем лезвий, для этого лучше использовать их середину.
Ребята, давайте мы сядем ровно, спинку выпрямим, работаем аккуратно.
6.Практическая работа.
- Перед вами лежат инструкционные листы и картон.
- Посмотрите на картинку. Давайте с вами пофантазируем и вспомним, чтоб сделать интересную картину в объемной технике, необходимо учитывать важные моменты, помогающие визуально придать глубину и неповторимость вашей картины.
Правило классики работы в технике «Папертоль» – наличие трех зон: фон картины, передний план и промежуточная зона. Объемные элементы должны быть продуманы.
1. Давайте рассмотрим и определим слои катрины. Вырезаем дно картинки.
2. Ребята, теперь нужно определить остальные слои и разрезать картинки на части (на слои).«Технология индивидуализации обучения».
3. Аккуратно вырезаем слои. Все срезы деталей, включая внутренние прорези, тонируем фломастером. Аккуратно! Стараемся не испачкать лицевую сторону.
4. Нарезаем скотч на маленькие кусочки и наклеиваем на изнанку деталей. Стараемся наклеить скотч, чтоб не было видно. Выбираем фон для нашей работы.
5. Собираем нашу картинку, совмещая детали.
- Вот и готова наша картина.
7.Итог занятия:
Анализ работ:
- Поднимите, пожалуйста, и покажите всем, какие картинки у вас получились. Молодцы!
- Чему научились? (составлять объемную картинку из нескольких элементов)
- Теперь, пожалуйста, уберите своё рабочее место.