ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ:
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ ПЕРЕСТАВАЛ УДИВЛЯТЬСЯ…»
(жизнь и творчество В.М. Пескова)
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Человек, который не переставал удивляться…» (жизнь и творчество В.М. Пескова) была выбрана прежде всего потому, что Василий Михайлович – наш земляк и человек, который заставил меня удивиться. Впервые я услышала о нем от своей мамы, увлеченно рассказывающей о семье таежных отшельников Лыковых. Автором материала, открывшего миру их историю, был незнакомый мне ранее журналист. Оказалось, что Песков – не просто корреспондент «Комсомольской правды», а мэтр отечественной журналистики, человек – легенда.
Цель работы состояла в том, чтобы проследить творческий путь Василия Михайловича Пескова, найти не только сухие биографические данные, но и ответ на вопрос: «В чем состоит секрет профессионального успеха?», а также извлечь полезные уроки, потому что в будущем я хочу стать журналистом. Помимо этого, я постаралась на примере одного из очерков («Воробьи») выявить особенности художественного почерка Василия Пескова.
В процессе работы над рефератом я пользовалась книгами самого В. М. Пескова, его статьями, опубликованными в газетах, а также материалами авторов, хорошо знавших журналиста, опубликованными в сети Интернет.
Данная работа может быть использована для проведении уроков краеведения как материал по биографии Василия Пескова, а также может быть полезна тем, кто интересуется его творчеством или решает избрать журналистику своей профессией.
ГЛАВА Ⅰ
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ В.М. ПЕСКОВА
«Человек, который не устает удивляться»,- так говорили о Василии Михайловиче Пескове знавшие его. Журналист, писатель, фотокорреспондент, телеведущий, он отдал любимому делу 60 лет жизни, вернее, не так. Он жил в своей профессии 60 лет. И жизнь эта была полна неожиданностей и удивительных фактов.
«От судьбы не уйдешь!»- гласит народная мудрость. Вряд ли паренек из небольшого села Орлово Воронежской области мог предположить, что «поиски своего места в жизни» приведут его в областную газету. Учился в строительном техникуме, затем на киномеханика (там бесплатно кормили), хотел поступить в университет на романо-германский факультет - поехал поступать в военное училище (но его перевели в другой город), работал сначала пионервожатым, шофером, потом фотографом... Случайная встреча в поезде... Рассыпанные снимки... Приглашение попутчика зайти в редакцию газеты... Удачные подписи к фотографиям... «Напишите что-нибудь!».. «Апрель в лесу» - очерк, давший путевку в жизнь, 19 апреля 1953 год. Через пару дней - сотрудник «Молодого коммунара», через три года - приглашение поработать в «Комсомольской правде». «Роман» длился 60 лет.
Везение, счастливый случай или... Вообще в жизни Василия Михайловича их было немало. Например, он стал первым корреспондентом газеты, взявшим интервью у Юрия Гагарина, только что совершившего космический полет. Или, скажем, первым и единственным журналистом, получившим высшую награду СССР - Ленинскую премию за книгу «Шаги по росе», собранную из газетных заметок (1964 год). Кстати, в тот же год на эту награду претендовал Александр Солженицын (будущий Нобелевский лауреат), но предпочтение отдали Пескову. Премия была потрачена с пользой - Василий Михайлович купил родителям... корову.
Он не раз сильно рисковал в своих путешествиях по планете Земля, но не был съеден медведем, не был растоптан слоном, не замерз, не утонул, не разбился; он счастливо выкарабкался из всех сложных передряг. И в этом ему наверняка способствовали Судьба, Высшие силы!
Удивительное умение видеть красоту в обычных вещах, способность донести ее до людей через простые, невычурные, понятные слова, через черно-белые фотоснимки - это великий дар, отличающий работы Василия Михайловича. В «объективе его таланта» было множество лиц и историй. Но главной любовью Пескова оставалась природа. Примечательно, что и дебютная работа, и последняя статья были посвящены тому, что большинству из нас не кажется достойным внимания. Апрель бывает каждый год, а воробьев кругом не счесть! Но Василий Михайлович сумел открыть «окно в природу» (кстати, именно так называлась рубрика в «Комсомолке», которую он вел), помог людям «вдохнуть» чистый воздух, понять, что помимо четырех стен вокруг нас - целый мир!
Истоки любви ко всему, что нас окружает, умение видеть, слышать, чувствовать и сопереживать лежат, как мне кажется, в детстве Василия Михайловича. Любимой книгой для научившегося в 4 года читать Васи стала книжка американского натуралиста Эрнеста Сетон-Томпсона «Рассказы о животных». Этот писатель вообще сыграл огромную роль в жизни журналиста Пескова, он был его кумиром, Василий Михайлович разыскал его родственников, живших в Америке, посетил дом и памятную дубовую рощу и по примеру Томпсона завещал себя кремировать и развеять свой прах над родными местами. В качестве памятника Песков избрал огромный валун, привезенный им самим из Мордовии, на котором написано: «Главная ценность в жизни - сама жизнь!»
Наверное, эти слова были жизненным девизом Василия Михайловича, который умел ценить каждое мгновение, отпущенное ему. И боялся пропустить что-то очень важное. Говорят, Песков всегда носил с собой 2 блокнота: «правого и левого кармана», в которых постоянно вел записи, понятные только ему. Рассказывают, что однажды, возвращаясь из экспедиции в Антарктиду, журналист забыл свой блокнот «правого кармана», кажется, в гостинице Австралии. Где-то через месяц сотрудники КГБ вернулся Пескову его записную книжку. Мы, говорят, так и не смогли расшифровать, что вы тут написали 1.
На дверях его комнаты в редакции была прилеплена бумажка: «Заповедник черно-белой фотографии. Директор В. Песков». Я думаю, Василий Михайлович любил черно-белые снимки за то, что каждый из тех, кто на них смотрел, получал возможность увидеть свое или же захотеть посмотреть это в цвете, так сказать, в живую. Вообще, по современным меркам, такой известный и популярный человек жил скромно, немодно. 90% его квартиры занимали книги, телевизора не смотрел, ходил в куртке и одной и той же кепке (хотя, на самом деле, купил их сразу несколько одинаковых). Никогда не кичился ни славой, ни наградами, зато дверь в его кабинет и дом были всегда открыты.
Василий Михайлович Песков «заставил» по-другому взглянуть на мир не только своих читателей, но и власть. Он яростно боролся за сохранение рек, лесов, птиц и животных, не уставая повторять: «Нет в лесу сегодня опаснее зверя, чем человек!». Печально, но факт!
Наследие Василия Михайловича насчитывает 23 тома очерков, рассказов, статей, но самое главное, на наш взгляд, оставленное будущему поколению - это пример его жизни, жизни как служения гуманной цели и любви ко всему живому.
Имя Василия Михайловича Пескова сейчас носит библиотека № 25 в г. Воронеже, Тресвятская школа, в которой он учился и работал пионерским вожатым, улица в родном селе Орлово, а совсем недавно появился остров в Охотском море и улица в Воронеже, а также Воронежский Государственный природный биосферный заповедник ( с 23 августа 2013 года), в нем с декабря 2013 года работает музей В.М. Пескова, который уже 4-й раз в День рождения Мастера проводит Песковские чтения.
14 марта 2017 года в Воронеже на здании Промышленно-гуманитарного колледжа (бывшая школа киномехаников) появилась памятная доска знаменитого воронежца, Почетного гражданина города и человека, открывшего «Окно в природу» и душу человеческую Василия Пескова. Средства на ее установку собрали учащиеся и преподаватели этого учебного заведения.
ГЛАВА ⅠⅠ
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОЧЕРКА ПИСАТЕЛЯ
Удивительно трогательная статья «Воробьи» стала последним очерком В.М. Пескова, вышедшем в рубрике «Окно в природу» в августе 2013 года. На наш взгляд, она является образцом авторского почерка и ярким примером выражения мировоззренческой и человеческой позиции Василия Михайловича.
Во-первых, сама тема - воробьи. Чем они могут удивить? Чего такого мы не знаем об этой невзрачной и так привычной нашему глазу птахе? В том-то и дело, что современный человек разучился «видеть». А Песков этим даром обладал. Каждая мелочь, каждое движение жизни вызывает у писателя желание рассказать об этом, поделиться своим открытием: «Помню морозное утро. В приоткрытую форточку утекает наружу струйка тепла. Кто это приспособился, греется? Тихо отвожу в сторону занавеску. На ветке у форточки сидит воробей Нахохлился, вобрал голову, похож на серый пушистый шарик. Нас разделяет только стекло. Воробьиная осторожность должна заставить этот комочек жизни вспорхнуть, соединиться со стайкой замерзших собратьев.
Но очень уж хорошо и тепло у окна. Воробей настороженно следит одним глазом. Стараюсь не шевелиться. И воробей начинает подремывать. Маленький глаз закрывается...» 4, с.9-10 Кто бы из нас придал значение этому «малозначительному» факту? А у Мастера он стал началом увлекательной и поучительной истории. Сразу вспоминаются строки Ахматовой: «Когда бы знали, из какого сора растут стихи, не ведая труда...»
Во-вторых, в любом произведении В.М. Песков идет «от себя», от своих ощущений, воспоминаний и ассоциаций. читаешь и ловишь себя на мысли: « А что в моей жизни связано с героями очерка?»
Вот и здесь греющийся у окна в морозное утро воробей напоминает автору о его детстве: «И я вспоминаю, как сам много раз с мороза усталый
засыпал возле печки…»4, с.10 . Рассказывая о птицах, журналист привлекает внимание читателя к эпизодам из собственной жизни, связанными с этими «хорошими» знакомыми: встрече с ручным воробьем, «проказам» вороватых птиц, народным методам «борьбы за урожай».
В-третьих, в очерках Василия Михайловича Вы не найдете прямого призыва, что нужно делать, как нужно относиться к тому или иному факту, явлению. Писателю не свойственен менторский тон. Гораздо убедительней выглядят наглядные примеры в отношениях «человек - природа», а главное - итог этих отношений. Заметьте, «разумный» человек всегда проигрывает. В своем очерке «Воробьи» Песков приводит два любопытных факта из истории Америки и Китая, связанных как раз с воробьями. Первая, «американская», - яркая демонстрация человеческой «двуличности» и неумения продумывать свои действия: «…В Америке воробьев не было. И можно понять переселенцев старой обжитой Европы, когда в 1850 году кто-то из них догадался привезти в Америку «живые символы родины» - несколько пар воробьев. И сразу началось увлечение воробьями.
Радость была всеобщей. Газеты посвящали серенькой птице целые полосы. Для нее строили специальные домики, фабриканты выпускали специальный воробьиный корм, поэты писали о птицах стихи. Каждый человек стремился оказать воробьям покровительство.
Было образовано общество «друзей воробьев». И воробьи размножались. Лет через десять от первых переселенцев появилось потомство в несколько миллионов. Полчища птиц бесцеремонно пользовались «дарами гостеприимной земли», в садах пожирали ягоды, а потом набросились на поля.
И любовь сразу кончилась. Люди поняли, что пригрели лаской грабителя. С американским размахом закрутилась машина ненависти к воробьям. Газеты посвящали целые полосы истреблению птиц.
Фабриканты выпускали хитроумные сети и яды. Правительство назначало награды за отстрел воробьев.
Война была хлопотливой и затяжной. Но, конечно, птицы в ней победить не могли. Лишенные покровительства и гонимые, воробьи сократились числом и в круговерти жизни заняли «полагавшийся им шесток» 4, с.11. Как оценить поведение людей? Где же действие прекрасного правила «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
Второй случай, описанный Песковым, нельзя назвать иначе как «перегибы на местах». Да, и природа способна уж если не мстить, то отвечать адекватными действиями. Речь идет о судьбе воробьев в Китае: «Было подсчитано, сколько в Китае живет воробьев, сколько пшеницы и риса они съедают. Получились крупные цифры. И всем стало видно: терпеть нахлебника невозможно. Войну с воробьями сделали национальной задачей.
О воробьях много писали газеты. Мальчишкам раздавались рогатки и другие убойные средства. Апогеем войны был «всекитайский день борьбы с воробьями» весною 1958 года. «Весь Китай в городах и деревнях ночь и день колотил в тазы и кастрюли, свистел, крутил трещотки».
Непрерывный шум держал птиц на крыльях. Но воробьи - никудышные летуны. Два десятка минут, и они валились на землю замертво. «Крыши домов, улицы, тротуары были усыпаны мертвыми воробьями». После войны с мухами это была «новая большая победа».
Но прошел год, и на одном из высоких государственных совещаний о воробьях вспомнили и пожалели, что «победа была слишком большой». Оказалось, без воробьев катастрофически расплодились вредители виноградников и садов. Урожаю был нанесен огромный урон » 4, с.12
В-четвертых, стоит отметить, как Василий Михайлович умело резюмирует свою мысль. Опять же не навязывая и не диктуя собственного мнения. Писатель убедителен только фактами, с которыми трудно спорить: «Почему, несмотря на очевидный в иных случаях вред, воробей должен быть нами терпим? Во-первых, потому, что воробей не всегда наш нахлебник. Он бывает и нашим помощником. Присмотритесь внимательно: кроме зерен, воробей потребляет огромное число насекомых, особенно в пору, когда кормит птенцов.
Стало быть, польза и вред уравнялись. Если мы вспомним к тому же, какую часть урожая мы теряем по бесхозяйственности, то обиды на воробьев покажутся вовсе второстепенными. Есть и еще одно обстоятельство, заставляющее не гнать этих сереньких птиц.
Жизнь человека, особенно в городах, все больше и больше отрывается от естественной жизни людей в окружении живой природы. Чириканье воробья среди огромных строений воспринимаешь как очень дорогой звук » 4, с.12-13 Особенно умиляет сравнение вреда, наносимого птицами, с плодами человеческой безалаберности.
Конечно, нельзя не сказать о том, какими художественными средствами достигается цель - достучаться до умов и сердец читателей. В арсенале Мастера есть и эпитеты («вороватые» птицы, «бойкое, суетливое» проявление жизни, «красноречивое» слово), и метафоры («комочек жизни», «закрутилась машина ненависти», « заняли в круговерти жизни положенный им шесток»), и сравнения ( «похож на серый пушистый шарик»). Однако они не вычурны, не пестрят в тексте. Вообще повествование максимально приближено к разговорной речи, и дело не только в наличии разговорных слов ( «заорали», «пожирали», «никудышные», «нахлебник») и простых синтаксических конструкций. Дело в вопросно-ответной форме изложения, которая приглашает нас стать собеседниками автора, в какой-то неторопливости и обстоятельности рассказа. Атмосфере домашности и уюта, сплетённой из слов. Кажется, будто потрескивают в печи дрова, а добрый дед рассказывает тебе сказку. А ведь, правда, есть потеря (недостача) - отсутствие должного внимания к серенькой птичке - воробышку. Затем следуют действия героя. А в конце должно победить добро. Или разум, как писал В.М. Песков: «Так кто же он все-таки, воробей, - друг или враг? Не следует быть слишком категоричным. Живую природу опасно мерить жесткой меркой: друзья - враги. К живому подобает относиться разумно, не впадая в крайности, не подвергаясь ажиотажу» 4,с.13.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав большое количество материалов о Василие Пескове, я убедилась, что журналистами и писателями не становятся, все-таки ими рождаются. У человека должны быть некоторые способности и таланты от природы, чтобы в полной мере почувствовать очарование этой профессии. На примере жизни В.М. Пескова можно проследить, как простой деревенский мальчишка, проявив любознательность и наблюдательность, стал уважаемым во всей России человеком и отличным журналистом. Причем таким, который был известен не благодаря своей «желтизне» и скандальности, а благодаря искренности и стремлению донести до читателя самое светлое, что есть в нашем мире.
Василию Михайловичу Пескову удалось сделать то, что сейчас кажется почти невообразимым: пробудить милосердие к обычному живому существу, будь то человек, или зверь, или птица, донести его одиночество и страдания до каждого сердца - без пафоса, надрыва, истерии, вычурных и напамаженных фраз. Индивидуальный почерк В.М. Пескова отличался особым лиризмом. Во всех своих произведениях В. Песков - очень чуткий и внимательный к природе человек, делавший ее частью своей жизни и наоборот. В своих зарисовках он – главный документальный герой, который с увлечением делится своими интересными наблюдениями и находками, вместе с тем за каждой такой историей – огромный пласт истории человечества. При этом практически во всех его произведениях выдержана душевная, почти интимная тональность письма, располагающая на неспешный и вдумчивый разговор с читателем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Захарчук. Какой же еще Васенька – конечно, Песков! //http://yarodom.livejournal.com/1409128.html, 2015г., 13 марта.
2. Интересные люди есть во все времена — был бы к ним интерес, «Молодой коммунар», № 59 от 4 июня 2011 г.
3.Легенды «Молодого коммунара». Сборник воспоминаний, Воронеж. 2008 г.
4. Песков В. Окно в природу. Лучшие статьи легендарного журналиста «Комсомолки».
5. Песков В. Поле жизни. Российская газета, 2000 г., 11 марта.
6. Песков В. Из интервью усманской районной газете «Новая жизнь», 2011 г., 20 августа.
7. Стукалин Б. О моем друге – авторе редких книг. Советская Россия. 2000 г., 11 марта
8.http://rybkovskaya.ru/v-mire-zhivotnyx-taezhnyj-tupik-vasilij-peskov/
9. http://back-in-ussr.com/2013/08/vasiliy-mihaylovich-peskov.html