Конспект урока литературы в 5 классе «"Человек на войне". Ю.Я. Яковлев "Девочки с Васильевского острова"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яковлевская средняя общеобразовательная школа «Школа успеха»
Яковлевского городского округа»
«Человек на войне».
Ю. Я. Яковлев.
«Девочки с Васильевского острова»
(Конспект урока литературы в 5 классе)
Разработала
учитель русского языка и литературы
Ладан Лариса Григорьевна
тел. 89205567677
2023
Предмет: |
Литература |
Аннотация. |
Воспитание патриотизма закладывается с ранних лет, и пятый класс – это оптимальный возраст для того, чтобы ребята осознанно подошли к этому понятию. Методическая разработка данного урока может быть использована для литературно-творческих мероприятий патриотической направленности, читательских конференциях, семейного чтения «Читайте детям о войне». Ценность этого урока в том, что здесь представлена интерпретация рассказа Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова», включенного в программу обновленного ФГОС в 2023 году о ВОв, использованы материалы конкурсных стихов «Мой край – родная Белгородчина», посвященного 80-летию Курской битвы и Прохоровского танкового сражения, материалы сочинений конкурса «Патриот России – кто это?» |
Тема урока: |
«Человек на войне». Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова». |
Цели урока: |
познакомить учащихся с рассказом Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова» о подвиге детей в Великой Отечественной войне во время блокады Ленинграда, через книгу воспитывать способность сопереживать другим людям, сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений. |
|
Личностные: - привитие литературного вкуса; - развитие творческих способностей обучающихся, в частности ассоциативно-творческого мышления; - готовность к нравственному самосовершенствованию, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Метапредметные: - планирование и регуляция деятельности; - формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументировано высказывать своё мнение (устно или письменно); - владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Предметные: - совершенствование навыков характеристики героев в произведении Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» - овладение приёмами работы с текстом: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.
|
Задачи урока: |
1. Образовательные: формирование знаний у учащихся детях-героях войны, о трагических событиях блокадного Ленинграда, роль детей-блокадников в том, ччто город выстоял. 2. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие дневниковых записей в рассказе Ю. Яковлева «Девочки с васильевского острова», патриотизм. 3. Развивающие: развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои); активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению |
Тип урока: |
урок художественного восприятия произведений. |
Формы и методы работы: |
фронтальная, индивидуальная; вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; выразительное чтение), практические (словарная работа, анализ произведения по плану), творческая работа (домашнее задание) |
Приемы: |
«Ассоциативный ряд», «Синквейн», «Письмо в прошлое» |
Оборудование:
|
таблица «Ассоциативный ряд к слову «Война»; мультимедийная презентация «Была война, была блокада, жила девочка…», Фильм (цифровой образовательный ресурс) https://yandex.ru/video/preview/7790868163508276153 «Баллада о Тане Савичевой» 3.Творческие работы учащихся: синквейны, эссе |
Ход урока
1.Оргмомент.
Приветствие
- Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Начинаем урок литературы.
Сегодня мы будем говорить об искреннем и волнующем рассказе о девочке Тане, переживающей Блокаду Ленинграда. Именно благодаря ее дневнику мы узнаем о трагических событиях, происходивших в те нелегкие времена. Эмоциональный настрой на проникновение, сопереживание судьбе этой девочки нам поможет создать отрывок из «Баллады о Тане Савичевой»
2. Звучит "Баллада о Тане Савичевой"в исполнении Эдиты Пьехи
https://yandex.ru/video/preview/7790868163508276153 ссылка на песню в исполнении Эдиты Пьехи
3. Театрализованный диалог Вали Зайцевой и Тани Савичевой (подготовленные ученицы из класса демонстрируют интепретацию отрывка из рассказа Ю.Яковлева « Девочки с Васильевского острова»)
Валя Зайцева
- У меня есть подружка — Таня Савичева. Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка… Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой…
Таня Савичева
- Я была певуньей. Всегда пела. Мне хотелось декламировать стихи, но я спотыкалась на словах: споткнешься, бывало, а все думают, что забыла нужное слово. А когда поешь, не заикаешься. Мне нельзя было заикаться, потому что я собираюсь стать учительницей, как Линда Августовна.
Валя Зайцева
- У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками… Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща. Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо…
Таня Савичева
-Я стану учительницей! И зайду в класс и скажу: «Дети! мир-это самое важное, что есть на свете! Мир – это солнце, мама, небо. Мир – это когда дети могут ходить в школу и сад, улыбаться, играть. А самое несправедливое и злое-это голод, война!..
4. -Ребята, а какие личностные цели вы можете поставить себе после прослушивания баллады и диалога девочек?
-попробовать провести ассоциации с темой войны;
- попробовать пережить вместе со сверстницей ужасы блокады, когда на глазах гибнут близкие тебе люди.
- разобраться в собственных нравственных чувствах, осознать ответственность отношения к своим близким, поставив себя на место героини Тани Савичевой
- формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, высказывать своё мнение
5. Ученик читает отрывок из стихотворения Ольги Берггольц «Я говорю с тобой по свист снарядов…»
- Как будто слышишь слова поэтессы Ольги Берггольц
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
6. Вопросы для обсуждения:
-Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Почему?
-Рассказ называется «Девочки с Васильевского острова». О каких девочках идёт речь?
-Какой вам представляется Валя Зайцева?
-А что вы можете сказать о Тане Савичевой?
-Что объединяет этих двух девочек?
-Почему Валя решила разыскать Дорогу жизни?
-Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник?
-Что ей было тяжелее всего писать?
-Почему автор считает, что фашисты не вошли в Ленинград, потому что там жила Таня Савичева и другие мальчишки и девчонки?
-Почему Валя говорит о них как о живых?
7. Ученик читает отрывок из стихотворения Ильи Малышева «Девять страничек. Страшные строчки…»
- Дневник Тани Савичевой состоит всего из 9 страниц
Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
…
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повторится!»
8. Рефлексия
Эссе и несколько синквейнов о войне.
Война
Бесчеловечная, жестокая
Убивает, губит, калечит
Приносит смерть и страдания
Трагедия
9. Презентация «Была война, была блокада, жила девочка…»-10 слайдов
https://disk.yandex.ru/i/JfWfaYhSJ4iVjw ссылка на презентацию
-Сегодня на Дороге жизни стоит памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов».
10. Ученик читает отрывок из стихотворения Степана Кадашникова «Не забывайте о войне»
Не забывайте о войне.
Cвоим потомкам передайте
Как гибли прадеды в огне,
Вы подвиг предков не предайте.
Не забывайте обелиски
На месте подвигов былых.
Пускай война уже не близко,
Вы, всё же, помните о них.
…
Не забывайте о войне.
Держите флаг победы выше.
Наказывает жизнь, вдвойне,
Победу и беду забывших.
11. - Дома я предлагаю вам выполнить задание:
Пройти тест по ссылке https://onlinetestpad.com/k46dndozp7m3s
Ребята, кто глубоко проникся рассказом Ю.Яковлева, напишите письмо вашему сверстнику, погибшему на войне. И пусть это письмо из дня сегодняшнего в день вчерашний никогда не придет, хотелось бы, чтобы вы нашли какие-то слова благодарности в адрес тех детей, которые отдали свои жизни ради вас.
-Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!
Список использованной литературы
1.https://vk.com/wall-215535633_1167?z=video-86735073_456239210%2F96ebccf54f6cc53b46%2Fpl_post_-215535633_1167 ( режим доступа : 05.03.2023)
2.https://skazki.rustih.ru/yurij-yakovlev-devochki-s-va.. ( режим доступа : 05.03.2023)
3.https://vk.com/video-86735073_456239210 14 минутный фильм
4.http://roseparhia.ru/upload/iblock/865/8658c33bcdf3279e0aa2244c9e5ef4b0.pdf (сборник статей и конспектов занятий «Читайте детям о войне» стр.5
5.https://yandex.ru/video/preview/7305757978430458173 ( режим доступа : 05.03.2023) Театрализованная постановка по рассказу Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова
6. Клещева, В. Дневник юной ленинградки [Текст] / В. Клещева // ...А память св ященна . – Минск, 2010 . – С. 76-87 . – (Праздник в школе).
7. Яковлев, Ю. Девочки с Васильевского острова [Текст] / Ю. Яковлев // Последний фейерверк . – М. : Детская литература, 1989 . – С. 84-89.
8. Худякова, Н. 900 дней мужества [Текст] / Н. К. Худякова // Читаем, учимся, играем . – 2007 . – № 10 . – С. 31-33.