Конспект урока литературы в 5 классе «"Человек на войне". Ю.Я. Яковлев "Девочки с Васильевского острова"»

5
0
Материал опубликован 23 November 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яковлевская средняя общеобразовательная школа «Школа успеха»

Яковлевского городского округа»


 


 


 


 


 


 

«Человек на войне».

Ю. Я. Яковлев.

«Девочки с Васильевского острова»

(Конспект урока литературы в 5 классе)


 


 


 

Разработала

учитель русского языка и литературы

Ладан Лариса Григорьевна

тел. 89205567677


 


 


 


 


 


 


 


 

2023

Предмет:

Литература

Аннотация.

Воспитание патриотизма закладывается с ранних лет, и пятый класс – это оптимальный возраст для того, чтобы ребята осознанно подошли к этому понятию. Методическая разработка данного урока может быть использована для литературно-творческих мероприятий патриотической направленности, читательских конференциях, семейного чтения «Читайте детям о войне». Ценность этого урока в том, что здесь представлена интерпретация рассказа Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова», включенного в программу обновленного ФГОС в 2023 году о ВОв, использованы материалы конкурсных стихов «Мой край – родная Белгородчина», посвященного 80-летию Курской битвы и Прохоровского танкового сражения, материалы сочинений конкурса «Патриот России – кто это?»

Тема урока:

«Человек на войне». Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова».

Цели урока:

познакомить учащихся с рассказом Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова» о подвиге детей в Великой Отечественной войне во время блокады Ленинграда, через книгу воспитывать способность сопереживать другим людям, сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений.

 

Личностные:

- привитие литературного вкуса;

- развитие творческих способностей обучающихся, в частности ассоциативно-творческого мышления;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные:

- планирование и регуляция деятельности;

- формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, аргументировано высказывать своё мнение (устно или письменно);

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

- совершенствование навыков характеристики героев в произведении Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

- овладение приёмами работы с текстом: понимание, выразительное чтение, анализ и интерпретация.

 

Задачи урока:

1. Образовательные: формирование знаний у учащихся детях-героях войны, о трагических событиях блокадного Ленинграда, роль детей-блокадников в том, ччто город выстоял.

2. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне, сострадание и чуткость через восприятие дневниковых записей в рассказе Ю. Яковлева «Девочки с васильевского острова», патриотизм.

3. Развивающие: развивать способность осознанно определять связь между содержанием художественного произведения (тема, основная мысль, герои); активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению

Тип урока:

урок художественного восприятия  произведений.

Формы и методы работы:

фронтальная, индивидуальная;

вербальные (беседа, объяснение и рассказ учителя с элементами беседы; выразительное чтение),

практические (словарная работа, анализ произведения по плану), творческая работа (домашнее задание)

Приемы:

«Ассоциативный ряд», «Синквейн», «Письмо в прошлое»

Оборудование:

 

таблица «Ассоциативный ряд к слову «Война»;

мультимедийная презентация «Была война, была блокада, жила девочка…»,

Фильм (цифровой образовательный ресурс) https://yandex.ru/video/preview/7790868163508276153 «Баллада о Тане Савичевой»

3.Творческие работы учащихся: синквейны, эссе

 


 

Ход урока

1.Оргмомент.

Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Начинаем урок литературы.

Сегодня мы будем говорить об искреннем и волнующем рассказе о девочке Тане, переживающей Блокаду Ленинграда. Именно благодаря ее дневнику мы узнаем о трагических событиях, происходивших в те нелегкие времена. Эмоциональный настрой на проникновение, сопереживание судьбе этой девочки нам поможет создать отрывок из «Баллады о Тане Савичевой»

2. Звучит "Баллада о Тане Савичевой"в исполнении Эдиты Пьехи

https://yandex.ru/video/preview/7790868163508276153 ссылка на песню в исполнении Эдиты Пьехи

3. Театрализованный диалог Вали Зайцевой и Тани Савичевой (подготовленные ученицы из класса демонстрируют интепретацию отрывка из рассказа Ю.Яковлева « Девочки с Васильевского острова»)

Валя Зайцева

- У меня есть подружка — Таня Савичева. Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка… Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой…

Таня Савичева

- Я была певуньей. Всегда пела. Мне хотелось декламировать стихи, но я спотыкалась на словах: споткнешься, бывало, а все думают, что забыла нужное слово. А когда поешь, не заикаешься. Мне нельзя было заикаться, потому что я собираюсь стать учительницей, как Линда Августовна.

Валя Зайцева

- У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками… Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща. Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо…

Таня Савичева

-Я стану учительницей! И зайду в класс и скажу: «Дети! мир-это самое важное, что есть на свете! Мир – это солнце, мама, небо. Мир – это когда дети могут ходить в школу и сад, улыбаться, играть. А самое несправедливое и злое-это голод, война!..

4. -Ребята, а какие личностные цели вы можете поставить себе после прослушивания баллады и диалога девочек?

-попробовать провести ассоциации с темой войны;

- попробовать пережить вместе со сверстницей ужасы блокады, когда на глазах гибнут близкие тебе люди.

- разобраться в собственных нравственных чувствах, осознать ответственность отношения к своим близким, поставив себя на место героини Тани Савичевой

- формирование умений мыслить, делать самостоятельные выводы, высказывать своё мнение

5. Ученик читает отрывок из стихотворения Ольги Берггольц «Я говорю с тобой по свист снарядов…»

- Как будто слышишь слова поэтессы Ольги Берггольц

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…

6. Вопросы для обсуждения:

-Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Почему?

-Рассказ называется «Девочки с Васильевского острова». О каких девочках идёт речь?

-Какой вам представляется Валя Зайцева?

-А что вы можете сказать о Тане Савичевой?

-Что объединяет этих двух девочек?

-Почему Валя решила разыскать Дорогу жизни?

-Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник?

-Что ей было тяжелее всего писать?

-Почему автор считает, что фашисты не вошли в Ленинград, потому что там жила Таня Савичева и другие мальчишки и девчонки?

-Почему Валя говорит о них как о живых?

7. Ученик читает отрывок из стихотворения Ильи Малышева «Девять страничек. Страшные строчки…»
-
Дневник Тани Савичевой состоит всего из 9 страниц

Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.

Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повторится!»

8. Рефлексия

Эссе и несколько синквейнов о войне.

Война

Бесчеловечная, жестокая

Убивает, губит, калечит

Приносит смерть и страдания

Трагедия

9. Презентация «Была война, была блокада, жила девочка…»-10 слайдов

https://disk.yandex.ru/i/JfWfaYhSJ4iVjw ссылка на презентацию

-Сегодня на Дороге жизни стоит памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце». Рядом находится плита, на которой надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов».

10. Ученик читает отрывок из стихотворения Степана Кадашникова «Не забывайте о войне»

Не забывайте о войне.
Cвоим потомкам передайте
Как гибли прадеды в огне,
Вы подвиг предков не предайте.

Не забывайте обелиски
На месте подвигов былых.
Пускай война уже не близко,
Вы, всё же, помните о них.

Не забывайте о войне.
Держите флаг победы выше.
Наказывает жизнь, вдвойне,
Победу и беду забывших.

11. - Дома я предлагаю вам выполнить задание:

Пройти тест по ссылке https://onlinetestpad.com/k46dndozp7m3s

Ребята, кто глубоко проникся рассказом Ю.Яковлева, напишите письмо вашему сверстнику, погибшему на войне. И пусть это письмо из дня сегодняшнего в день вчерашний никогда не придет, хотелось бы, чтобы вы нашли какие-то слова благодарности в адрес тех детей, которые отдали свои жизни ради вас.

-Спасибо всем за урок, вы прекрасно поработали!


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список использованной литературы

1.https://vk.com/wall-215535633_1167?z=video-86735073_456239210%2F96ebccf54f6cc53b46%2Fpl_post_-215535633_1167 ( режим доступа : 05.03.2023)

2.https://skazki.rustih.ru/yurij-yakovlev-devochki-s-va.. ( режим доступа : 05.03.2023)

3.https://vk.com/video-86735073_456239210 14 минутный фильм

4.http://roseparhia.ru/upload/iblock/865/8658c33bcdf3279e0aa2244c9e5ef4b0.pdf (сборник статей и конспектов занятий «Читайте детям о войне» стр.5

5.https://yandex.ru/video/preview/7305757978430458173 ( режим доступа : 05.03.2023) Театрализованная постановка по рассказу Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова

6. Клещева, В. Дневник юной ленинградки [Текст] / В. Клещева // ...А память св ященна . – Минск, 2010 . – С. 76-87 . – (Праздник в школе).

7. Яковлев, Ю. Девочки с Васильевского острова [Текст] / Ю. Яковлев // Последний фейерверк . – М. : Детская литература, 1989 . – С. 84-89.

8. Худякова, Н. 900 дней мужества [Текст] / Н. К. Худякова // Читаем, учимся, играем . – 2007 . – № 10 . – С. 31-33.


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации