Материал на проверке

Конспект исторического урока в 5 классе "Чему бы я поучился у казаков?" для развития знаний истории и патриотизма

2
0
Материал опубликован 9 October 2015

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока в 5 классе

 (региональный компонент)

 

«Чему бы я поучился

 у казаков?»

 

 

 

 

 

 

Выполнила учитель истории

1 категории

Морозова Елена Анатольевна

МБОУ Верхнеобливская ООШ

Ростовская область

Тацинский район

хутор Верхнеобливский

 

 

2015г.

 

 

Цель урока: ознакомление учащихся  историей Донского края, привитие чувства патриотизма, любви и уважения к  своей малой родине, ее истории и культуре.

Задачи  урока:

Образовательная:

Ø  Углубить знания учащихся об истории Донского казачества.

Ø  Познакомить учащихся с казачьими традициями, обычаями и заповедями.

Ø  Показать роль казачества в воспитании молодежи.

Воспитательная:

Ø  Прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.

Развивающая:

Ø  Продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

 

Оснащение урока:

карта Ростовской области;

карта Области войска Донского.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о том, когда и почему казаки появились на территории нашего края, о задачах, которые стояли перед Донским казачеством; о том, как жили казаки, как воспитывали своих детей и защищали Родину. Поговорим и о возрождении казачества.

Работа по плану:

1.      Природные условия.

2.      Значение слова «казак».

3.      Почему казаки появились на Дону?

4.      Где жили казаки.

5.      Обычаи и традиции донских казаков.

6.      Задачи донских казаков.

7.      Казачьи заповеди.

 

 

1.      Горы глубокие,

А на праву сторонушку

Леса темные.

Как да по леву сторонушку

Луга зеленые.

На Дону-то все живут,

Братцы, люди вольные,

Люди вольные живут, братцы,

Донские казаки.

     Природные условия Донской земли играли важную роль в привлечении в 16 веке населения из русских городов и уездов.

Поверхность земли ровная, иногда слегка всхолмленная, на севере края-леса, через которые протекали крупные реки - Дон, Северский Донец, Хопер, Бузулук, Медведица. По нижнему течению Дона леса уступали место степям. В русских источниках эта территория называлась Диким Полем. Степи были богаты травами настолько, что в них могло скрыться всадник на коне. Широкую известность получила донская рыба: осетр, судак, лещ. Здесь водились козы, лоси, волки, лисы, медведи, бобры, из птиц -орлы, гуси, лебеди, журавли, куропатки и дрозды. Климат теплый; летняя пора продолжалась долго, осень начиналась с середины сентября, и холода наступали не скоро.

 

Учитель:  У персов «казак» -это человек, состоявший на службе, оплачиваемый казной. У арабов – это всадник, сражающийся за веру и закон пророка; у монгол –это свободный воин, броня, щит и крепкий оплот по охране границе, военный страж; по-тюркски- бездомный скиталец, бесприютный изгнанник. В русских источниках казак – это свободный человек, порвавший стой средой, к которой он принадлежал раньше и нес военную службу.

Учитель:  Переселенцы из Руси устремились на Дон в большом количестве, начиная с 16 века. Бежали крестьяне, чтобы освободиться от крепостной неволи. От опричнины и преследований Ивана Грозного спасались и представители боярских и дворянских родов. В казачье братство вступали представители русского, украинского, белорусского, польского, татарского, турецкого, калмыцкого и других народов, и это оказывало влияние на своеобразный тип донского казака.

 

4        Вопрос . Опережающее задание «Где жили казаки».

Ученик 1: Древние городки располагались в наиболее удобных для защиты местах, чаще всего на островах. Городок имел 4-х угольную или овальную форму. Вокруг него выкапывали ров и насыпали земляной вал, который укрепляли сухим терновником, а иногда ставили на вал двойной плетень. На стенах стояли небольшие пушки, готовые встретить врага. Внутри располагались землянки и бревенчатые избы, в которых жили казаки.

Ученик 2:  Жилище казака называлось «курень». Слово «курень» происходит от монгольского хурээн, что значит лагерь, стан, пастбище в форме круга. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом, поэтому он так и выглядел.  Но это было раньше, в XVI веке, а затем произошли изменения в жизни казаков. Прошли годы, казаки больше общались с русскими, украинцами. Каждый год 2 раза ездили казачьи станицы в Москву. Проезжая по русской земле, казаки знакомились с бытом и жизнью русских, да и многие были родом из России. Казаки заимствовали элементы быта. Да и потише стало на Дону, прекратились нападения со стороны южных кочевых народов, у них образовались государства. Казаки могли теперь устраивать свой быт.

Ученик 3: У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). В XIX веке самое широкое распространение получил трехкомнатный курень или круглый дом с четырехскатной крышей, все комнаты которого сообщались между собой. В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца. В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью. В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.

 

Учитель: Обычаи и традиции донского казачества. Много обрядов было у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и службы, семейной жизни, рождения ребенка.

Казаки прежде всего были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье. Когда по истечении 40 дней мать с сыном возвращались из церкви (где проходил обряд крещения ребенка), её встречал отец. Он брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком.

Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком.

Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям, смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей. В зимнее время молодые казаки играли в шахматы, в военные игры, строили снежные городки, ходили стена на стену. Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. В день скачек на ровном месте в качестве мишени устанавливался пучок камыша и намечалась линия, от которой должны были начаться скачки. По сигналу всадники неслись на мишень, стреляя на скаку из ружей. Самые ловкие делали это, стоя на лошадях, поднимали на всем скаку с земли платки, монисты (бусы).

Шло время, казачок в семье рос, и наступала пора отправляться на службу.

 

Учитель: О воинской службе казаки сложили пословицы, которые передавались из поколения в поколение. Ребята, какие пословицы о воинской службе вы знаете?

Учащиеся называют пословицы:

Ø Либо грудь в крестах, либо голова в кустах,

Ø  Сила казаков от земли, удальство от рати.

Ø  Где курган, там и пост казачий.

Ø  Казака ни с кем не спутаешь, пулями меченный, шрамами отмеченный.

Ø  Отвага казаку - половина удачи.

Ø  Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.

Ø  У казака две опоры: плуг да сабля.

 

Главными задачами донских  казаков были:

ü  освоение новых земель, развитие хозяйства;

ü   защита родного края от врагов.

 

Учитель: Вся жизнь у казаков, в казачьих семьях строилась на соблюдении заповедей, традиций и обычаев. Важнейшими традициями были:

ü  уважительное отношение к старшим;

ü  безмерное почитание гостя;

ü  уважительное отношение к женщине (матери, сестре, жене);

ü  преданность Родине, готовность защищать ее по первому зову.

 

Казаки жили по своим заповедям.

 

Ребята, а знаете ли вы казачьи заповеди?

(учащимся дается опережающее задание найти казачьи заповеди).

 

Казачьи заповеди.

o   Береги честь смолоду;

o   Не совершай дурных поступков и удерживай от них других;

o   Чти старших, уважай старость, прислушивайся к их словам и избежишь многих ошибок;

o   Береги свою семью, чти мать и отца;

o   Будь трудолюбив, живи своим трудом;

o   Погибай, а товарища выручай;

o   Служи верно своему народу.

 

Учитель дополняет:

Казачьи заповеди

(их оставили нам в наследство наши предки)

 

         1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в своем сердце. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри с начала на себя. Будь доброжелателен, не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко.

2.  Держи слово, слово казака дорого.

Казак! Помни, что каждое слово – это слово твоего народа, слово казачества. Выпустишь слово - не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное неспроста слушано. Стойкость чести в слове.

 

         3.  Чти старших, уважай старость.

Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение атамана не может быть исполнено. Власть же стариков – не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову бывалых – и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай отцом своим, а престарелую казачку – Матерью.

 

         4.   Погибай, а товарища выручай.

Так было всегда у казаков. Взаимная выручка – основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..

        5.   Береги семью свою. Служи ей примером.

Семья святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за всё. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать её честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права  вмешиваться в женские дела. Чти Мать свою и Отца.

Казаком надо родиться!

Казаком надо стать!                     

Казаком надо быть!

 

Учитель: Ребята! А в наши дни можно жить по этим заповедям?

Ученик: Я думаю, можно и нужно, ведь они учат любить родину, учат быть честными, трудолюбивыми, учат товариществу.

 

Учитель: Мы сегодня говорили о казаках, об их службе. Надеюсь, что вы будете беречь казачьи традиции и обычаи, соблюдать казачьи заповеди.

 

 

 Домашнее задание.

Подготовить сообщения: «Речь донских казаков», «Посуда казаков», «Пища донских казаков».

 

Список литературы:

Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XX вв. – Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.

Веряскина О.Г. История Донского края  – Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2004.

Картины былого Тихого Дона: Краткий очерк истории войска Донского. Т. 1-2. – М.: Граница, 1992.

 

Комментарии

Уважаемые организаторы и модераторы конкурса! Требования к объёму детских работ очень завышены! 2000 - 2800 знаков - это уровень статьи взрослого человека. По ФГОСу существуют (и ВСЕГДА существовали!) требования к объёму школьных творческих работ, в том числе сочинений, и ими в работе руководствуются все учителя. И это не зависит от того, где сочинение пишут: в классе или дома. Объём работы в V классе — 0,5 - 1 страницы, в VI классе —1-1,5, в VII классе - 1,5-2, в VIII классе - 2-3, в IX классе – 3 -4 страницы, в X классе – 4- 5, в XI классе – 5 - 6 страниц. И это рукописного текста формата школьной тетради, а не А 4! Откуда ваши цифры? Качество работы крайне редко зависит от её объема (в пределах разумного, конечно). Нормы утверждены ФЗ от 01.01.2001 года ФЗ-№ 000 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РСФСР от 01.01.2001 года "Об утверждении норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку". Можно найти в Интернете.

18 June 2023

Просто решили с детьми участвовать в конкурсе, но когда увидела требования, поразилась... Разъясните, пожалуйста, вашу позицию по этому вопросу. Мы же для конкурса берём сочинения, написанные детьми в течение учебного года.

18 June 2023