Конспект исторического урока в 5 классе "Чему бы я поучился у казаков?" для развития знаний истории и патриотизма
Конспект урока в 5 классе
(региональный компонент)
«Чему бы я поучился
у казаков?»
Выполнила учитель истории
1 категории
Морозова Елена Анатольевна
МБОУ Верхнеобливская ООШ
Ростовская область
Тацинский район
хутор Верхнеобливский
2015г.
Цель урока: ознакомление учащихся историей Донского края, привитие чувства патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре.
Задачи урока:
Образовательная:
Ø Углубить знания учащихся об истории Донского казачества.
Ø Познакомить учащихся с казачьими традициями, обычаями и заповедями.
Ø Показать роль казачества в воспитании молодежи.
Воспитательная:
Ø Прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
Развивающая:
Ø Продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оснащение урока:
карта Ростовской области;
карта Области войска Донского.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о том, когда и почему казаки появились на территории нашего края, о задачах, которые стояли перед Донским казачеством; о том, как жили казаки, как воспитывали своих детей и защищали Родину. Поговорим и о возрождении казачества.
Работа по плану:
1. Природные условия.
2. Значение слова «казак».
3. Почему казаки появились на Дону?
4. Где жили казаки.
5. Обычаи и традиции донских казаков.
6. Задачи донских казаков.
7. Казачьи заповеди.
1. Горы глубокие,
А на праву сторонушку
Леса темные.
Как да по леву сторонушку
Луга зеленые.
На Дону-то все живут,
Братцы, люди вольные,
Люди вольные живут, братцы,
Донские казаки.
Природные условия Донской земли играли важную роль в привлечении в 16 веке населения из русских городов и уездов.
Поверхность земли ровная, иногда слегка всхолмленная, на севере края-леса, через которые протекали крупные реки - Дон, Северский Донец, Хопер, Бузулук, Медведица. По нижнему течению Дона леса уступали место степям. В русских источниках эта территория называлась Диким Полем. Степи были богаты травами настолько, что в них могло скрыться всадник на коне. Широкую известность получила донская рыба: осетр, судак, лещ. Здесь водились козы, лоси, волки, лисы, медведи, бобры, из птиц -орлы, гуси, лебеди, журавли, куропатки и дрозды. Климат теплый; летняя пора продолжалась долго, осень начиналась с середины сентября, и холода наступали не скоро.
Учитель: У персов «казак» -это человек, состоявший на службе, оплачиваемый казной. У арабов – это всадник, сражающийся за веру и закон пророка; у монгол –это свободный воин, броня, щит и крепкий оплот по охране границе, военный страж; по-тюркски- бездомный скиталец, бесприютный изгнанник. В русских источниках казак – это свободный человек, порвавший стой средой, к которой он принадлежал раньше и нес военную службу.
Учитель: Переселенцы из Руси устремились на Дон в большом количестве, начиная с 16 века. Бежали крестьяне, чтобы освободиться от крепостной неволи. От опричнины и преследований Ивана Грозного спасались и представители боярских и дворянских родов. В казачье братство вступали представители русского, украинского, белорусского, польского, татарского, турецкого, калмыцкого и других народов, и это оказывало влияние на своеобразный тип донского казака.
4 Вопрос . Опережающее задание «Где жили казаки».
Ученик 1: Древние городки располагались в наиболее удобных для защиты местах, чаще всего на островах. Городок имел 4-х угольную или овальную форму. Вокруг него выкапывали ров и насыпали земляной вал, который укрепляли сухим терновником, а иногда ставили на вал двойной плетень. На стенах стояли небольшие пушки, готовые встретить врага. Внутри располагались землянки и бревенчатые избы, в которых жили казаки.
Ученик 2: Жилище казака называлось «курень». Слово «курень» происходит от монгольского хурээн, что значит лагерь, стан, пастбище в форме круга. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом, поэтому он так и выглядел. Но это было раньше, в XVI веке, а затем произошли изменения в жизни казаков. Прошли годы, казаки больше общались с русскими, украинцами. Каждый год 2 раза ездили казачьи станицы в Москву. Проезжая по русской земле, казаки знакомились с бытом и жизнью русских, да и многие были родом из России. Казаки заимствовали элементы быта. Да и потише стало на Дону, прекратились нападения со стороны южных кочевых народов, у них образовались государства. Казаки могли теперь устраивать свой быт.
Ученик 3: У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). В XIX веке самое широкое распространение получил трехкомнатный курень или круглый дом с четырехскатной крышей, все комнаты которого сообщались между собой. В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца. В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью. В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.
Учитель: Обычаи и традиции донского казачества. Много обрядов было у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и службы, семейной жизни, рождения ребенка.
Казаки прежде всего были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье. Когда по истечении 40 дней мать с сыном возвращались из церкви (где проходил обряд крещения ребенка), её встречал отец. Он брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком.
Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком.
Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям, смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей. В зимнее время молодые казаки играли в шахматы, в военные игры, строили снежные городки, ходили стена на стену. Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. В день скачек на ровном месте в качестве мишени устанавливался пучок камыша и намечалась линия, от которой должны были начаться скачки. По сигналу всадники неслись на мишень, стреляя на скаку из ружей. Самые ловкие делали это, стоя на лошадях, поднимали на всем скаку с земли платки, монисты (бусы).
Шло время, казачок в семье рос, и наступала пора отправляться на службу.
Учитель: О воинской службе казаки сложили пословицы, которые передавались из поколения в поколение. Ребята, какие пословицы о воинской службе вы знаете?
Учащиеся называют пословицы:
Ø Либо грудь в крестах, либо голова в кустах,
Ø Сила казаков от земли, удальство от рати.
Ø Где курган, там и пост казачий.
Ø Казака ни с кем не спутаешь, пулями меченный, шрамами отмеченный.
Ø Отвага казаку - половина удачи.
Ø Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.
Ø У казака две опоры: плуг да сабля.
Главными задачами донских казаков были:
ü освоение новых земель, развитие хозяйства;
ü защита родного края от врагов.
Учитель: Вся жизнь у казаков, в казачьих семьях строилась на соблюдении заповедей, традиций и обычаев. Важнейшими традициями были:
ü уважительное отношение к старшим;
ü безмерное почитание гостя;
ü уважительное отношение к женщине (матери, сестре, жене);
ü преданность Родине, готовность защищать ее по первому зову.
Казаки жили по своим заповедям.
Ребята, а знаете ли вы казачьи заповеди?
(учащимся дается опережающее задание найти казачьи заповеди).
Казачьи заповеди.
o Береги честь смолоду;
o Не совершай дурных поступков и удерживай от них других;
o Чти старших, уважай старость, прислушивайся к их словам и избежишь многих ошибок;
o Береги свою семью, чти мать и отца;
o Будь трудолюбив, живи своим трудом;
o Погибай, а товарища выручай;
o Служи верно своему народу.
Учитель дополняет:
Казачьи заповеди
(их оставили нам в наследство наши предки)
1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в своем сердце. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри с начала на себя. Будь доброжелателен, не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко.
2. Держи слово, слово казака дорого.
Казак! Помни, что каждое слово – это слово твоего народа, слово казачества. Выпустишь слово - не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное неспроста слушано. Стойкость чести в слове.
3. Чти старших, уважай старость.
Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение атамана не может быть исполнено. Власть же стариков – не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову бывалых – и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай отцом своим, а престарелую казачку – Матерью.
4. Погибай, а товарища выручай.
Так было всегда у казаков. Взаимная выручка – основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..
5. Береги семью свою. Служи ей примером.
Семья святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без её просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за всё. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми, отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать её честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти Мать свою и Отца.
Казаком надо родиться!
Казаком надо стать!
Казаком надо быть!
Учитель: Ребята! А в наши дни можно жить по этим заповедям?
Ученик: Я думаю, можно и нужно, ведь они учат любить родину, учат быть честными, трудолюбивыми, учат товариществу.
Учитель: Мы сегодня говорили о казаках, об их службе. Надеюсь, что вы будете беречь казачьи традиции и обычаи, соблюдать казачьи заповеди.
Домашнее задание.
Подготовить сообщения: «Речь донских казаков», «Посуда казаков», «Пища донских казаков».
Список литературы:
Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XX вв. – Ростов н/Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.
Веряскина О.Г. История Донского края – Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2004.
Картины былого Тихого Дона: Краткий очерк истории войска Донского. Т. 1-2. – М.: Граница, 1992.
Суслопарова Людмила Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна