Числовые забавы

4
2
Материал опубликован 24 February 2021


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С.Н.ОЛЕХНИКА»











ПРОЕКТ

«Числовые забавы»








Выполнил:

ученик 4 класса

Хоменко артем

 Руководитель:

учитель  математики

Вакулюк Т.В.













МОСКВА

2021










Содержание

Введение ……………………………………………………………….3

Числовые забавы ……………………………… ….. ………………...4

Заключение ……………………………………………………………8

Список литературы… ………………………………………………….9

























































«Числа управляют миром»

Введение.

Мир математики многообразен и не так скучен, как может показаться на первый взгляд. Числовые забавы могут завлечь и развлечь, ничуть не меньше, чем компьютерные игры. Умное обращение с цифрами дает возможность каждому попасть в удивительный мир математики.

Числовые забавы очень просты в своем исполнении. Не нужно проводить долгих тренировок, дополнительного реквизит не требуется, но эффектность проведения таких забав вам гарантирована. Головоломки, числовые фокусы, ребусы отлично подходят для желающих удивлять! Смысл любой числовой забавы в угадывании чисел. Главный секрет - отсутствие секрета! Все чудеса основаны на реальных математических закономерностях. Существует достаточно много числовых свойств, о которых простому человеку не известно и даже неинтересно, но мне в своей работе хочется приоткрыть занавес для тех, кто стоит только в начале своих математических открытий. Провести всех в загадочный мир «числовой иллюзии».

Цель работы: исследование числовых забав.

Задачи:

Дать определение термину «числовая забава»;

Классифицировать числовые забавы.

Привести примеры различных числовых забав.

Показать в классе самые интересные числовые забавы.

Методы исследования:

Поиск, изучение, систематизация, применение

Новизна проекта:

К числовым играм можно относиться по-разному, неоспоримым является тот факт, что любой способ, позволяющий, заинтересоваться и увлечься предметом, уже хорош сам по себе, потому что позволяет развивать устный счет, логику, мышление.







Числовые забавы

1) Толковый словарь Ожегова дает нам такое обозначение слова «забава» - развлечение, игра! Немногие свяжут слово игра и математика в одно единое, оттого мое исследование становится еще интереснее. Что же такое числовая игра? Головоломки, иллюзии, фокусы, или все это вместе взятое?

Числовая забава – это математическая закономерность, позволяющая изучать мир точных наук с помощью игры.

Классификация числовых забав.

Проведя наше исследование можно выделить несколько видов числовых забав:

Числовые фокусы

Магические квадраты

Числовые ребусы

2) Числовые фокусы

В каждом уголке нашей большой планеты можно найти человека, увлекающимся числовыми фокусами. И это закономерно. “Гимнастика ума” полезна для каждого. Разгадывание таких числовых забав тренируют память, развивают смекалку, вырабатывают упорство, учат мыслить логически, анализировать, систематизировать и сопоставлять. 

Числовой фокус – это математическая закономерность, в основе которой лежит не иллюзия, как может показаться на первый взгляд, а конкретное правило действий с числами.

Приведу пример числового фокуса.

Задание:

Угадать день рождения постороннего человека. Необходимо:

Увеличить в два раза число, являющееся днем рождения.

Прибавить пятерку, к получившемуся результату.

Полученную сумму умножить на 50.

К этому произведению необходимо прибавить номер месяца рождения

Произнести получившееся число.

Через некоторое время можно назвать день рождения этого постороннего человека.

Секрет фокуса:

От произнесенного в результате вычислений числа надо отнять 250. Получается трехзначное или четырехзначное число. Дата рождения это первая и вторая цифры. Месяц рождения - две последние.

3) Магические квадраты.

Арифметические действия с числами известны человеку с древних времен. Постепенно развивая математическую науку, люди обнаружили самостоятельную жизнь чисел, удивительную, таинственную.

Магические квадраты можно найти в математических работах арабов, индусов, после чего они стали известны и получили свою популярность в Римской империи, после чего появились и в Западной Европе. Им приписывали волшебные свойства, поэтому методы их получения заинтересовали умы многих ученых. В мистическую силу люди верили, поэтому магические квадраты использовали для изготовления всевозможных амулетов и оберегов.

Магический квадрат - это таблица, которая составлена из целых чисел. В ней сумма чисел в каждых строках и столбцах, а так же в любой из двух диагоналей должна равняться одному и тому же числу.

Приведем пример.

Задание:  Клеточки квадрата нужно заполнить числами от 1 до 9. Сумма чисел во всех столбцах и строках, а так же по диагоналям квадрата должна равняться числу 15.

t1614153898aa.png

t1614153898ab.png

t1614153898ac.png

t1614153898ad.png

t1614153898ae.png




1. Прибавим средний столбец и в среднюю строку к исходному квадратику дополнительные окошки.

2. Выделим диагональные клетки, их мы будем заполнять числами в первую очередь. 
3. В выделенные клетки записываем числа от 1 до 9. 
4. Передвинем числа из дополнительных окошек внутрь квадрата, пример показан в таблице.   

4) Числовые ребусы – это математические примеры на сложение, вычитание, умножение и деление, часть цифр в которых заменена на различные символы. Это могут быть и буквы, и значки, и какие-то объекты. Задача состоит в том, чтобы расшифровать эти выражения.

Для разгадывания таких ребусов необходимо подставить нужную цифру так, чтобы это выражение стало верным.

Можно выделить три вида числовых ребусов:

Буквенный. Такие ребусы называются криптарифмами. В них разгадываемые цифры заменены буквами.

Приведем пример буквено - числового ребуса.

Задание:

t1614153898af.pngt1614153898ag.png


2. Символьно - численный. В нем присутствуют и числа, и символы.

Приведем пример символьно - числового ребуса.

Задание: Ответ:

t1614153898ah.png t1614153898ai.png




3.Символьный. В нем, все разгадываемые цифры, спрятаны только за всевозможные символы.

Задание:

Одинаковые фигуры это одинаковые цифры. Необходимо найти эти цифры.

t1614153898aj.png

Ответ: Квадратом является 2
кругом - 8
за обычным треугольником спряталась -6
за перевернутым треугольником - 9
пятиугольник - 3
шестиугольник – 4.



Чтение мыслей:

1. Задумайте число от 1 до 20, напишите его на листе

2. Прибавьте к этому числу 5

3. Ответ умножьте на 3

4. От ответа отнимите 15 и на зовите мне получившийся ответ



А также я могу узнать любой день недели, который Вы задумаете !

Задумайте любой день недели (например: понедельник – это 1 , вторник – 2 и т.д….)

Номер задуманного дня умножьте на 2

К ответу прибавьте 5

К результату в конце просто припишите 0

Ответ умножьте на 5

Скажите мне результат



Заключение 

В математике много различных числовых забав, если хорошо пофантазировать, можно придумать их самому. Математика это не только утомительная учёба. Фокусы, ребусы, магические квадраты можно использовать в качестве игры, используя числа и фантазию. Задачи, представленные в увлекательной форме, очень занимательны. Трудный путь поиска ответов развивает желание невозможное сделать реальным, а именно использовать математику для забавы, игры.




















Список литературы:

Интернет ресурсы:

http://eqworld.ipmnet.ru/ru/pastime/puzzles.htm

http://kvant.mccme.ru/1991/02/chislovye_fokusy.htm

http://www.kakprosto.ru/kak-105258-kak-reshat-matematicheskie-rebusy

http://infourok.ru/proekt_po_matematike_matematicheskie_fokusy-118665.htm

http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1129470577.html

«Занимательная арифметика» Перельман Я.И. 1926 год издания












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошо подобран материал! Спасибо!

24 February 2021