Статья на тему «Читательская грамотность как один из ключевых аспектов формирования функциональной грамотности, в рамках обновленных ФГОС» (1–4 классы)

3
0
Материал опубликован 26 February

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

 «Центр спорта и образования «Самбо-70»

Департамента спорта города Москвы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читательская грамотность как один из ключевых аспектов формирования функциональной грамотности, в рамках обновленных ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель Разина А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2024 г

 

 

 

 

 

Функциональная грамотность является основой, способствующей активному участию человека в социальной, культурной деятельности и требует обучения на протяжении всей жизни.

 

Функциональная грамотность включает в себя несколько аспектов, в том числе читательскую грамотность, математическую грамотность, тестирование, финансовую грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Остановимся на рассмотрении одного из аспектов функциональной грамотности - читательской грамотности.

 

Один из базовых навыков функциональной грамотности - это читательская грамотность. Чтение и работа с информацией занимают особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. Они являются неотъемлемой частью успешного обучения в начальной школе, поскольку без сформированности у обучающихся читательской грамотности невозможно достичь полноценного образования.

 

Понятие «читательская грамотность» включает в себя несколько аспектов. Во-первых, это понимание прочитанного текста. Умение постигать смысл написанного, разбираться в его содержании и осознавать его структуру является ключевым компонентом развития читательских навыков.

 

Во-вторых, читательская грамотность предполагает рефлексию. Это означает способность замечать и размышлять о том, что мы прочитали, анализировать содержание и структуру текста, а также переносят его на себя и свое личное сознание. Рефлексия помогает нам усвоить уроки прошлого и использовать их опыт для принятия решений и дальнейшего развития.

 

Третий аспект читательской грамотности - это использование информации прочитанного в различных ситуациях деятельности и общения. Умение использовать содержание текста для участия в жизни общества и культурной сферы - это одно из главных достоинств читательских навыков. Оно позволяет нам быть информированными гражданами, принимать осознанные решения и активно участвовать в общественной жизни.

 

Таким образом, развитие читательской грамотности является важной задачей для образования. Оно позволяет нам быть критически мыслящими людьми, способными анализировать и осмысливать информацию, а также применять ее в различных сферах деятельности. Владение навыками чтения и работы с информацией является необходимым условием для полноценного и успешного участия в современном мире. Читательская грамотность является одним из аспектов функциональной грамотности, который включает в одно понятие умение осуществлять технику чтения, понимание содержания текста и использование информации, полученной из текста.

 

Информационно-коммуникационная технология является неотъемлемой частью формирования читательской грамотности. Она предусматривает использование различных источников информации, и мы работаем с ними на уроках. Особое значение имеет использование словарей для объяснения незнакомых слов и понятий. Также важно учитывать игровую технологию, которая способствует соединению эмоциональной и рациональной составляющих обучения. Литературные игры также являются неотъемлемой частью формирования читательской грамотности. Они увлекательны и полезны для школьников, поскольку позволяют узнавать литературные произведения по отдельным отрывкам, воспроизводить строки стихотворений по заданным словам, а также отгадывать загадки о прочитанных произведениях. Информационная грамотность, в свою очередь, отражает способность искать, извлекать, систематизировать и представлять информацию различными способами. Деятельностная грамотность включает организационные умения и навыки, а также самоконтроль и самооценку.

 

В результате, для того чтобы развить читательскую грамотность, необходимо развивать следующие навыки: умение находить информацию в тексте, регулировать скорость чтения, просматривать и осмысливать текст, а также извлекать нужную информацию. 

 

Таким образом, сочетание информационно-коммуникационной и игровой технологий способствует эффективной работе по формированию читательской грамотности у школьников и развитию их мышления и рефлексии. Применение этих технологий помогает повысить результаты обучения. 

 

Ниже представлены практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников: 

Разнообразие источников информации: включайте разные типы текстов, графики, диаграммы, видео и картинки для разностороннего развития навыков понимания.

Обращение к художественным текстам: чтение художественной литературы поможет развить воображение, эмоциональность и эстетическое восприятие.

Использование визуальных материалов: комиксы, фотографии и иллюстрации помогут визуальному восприятию информации и развитию навыков анализа.

Задания по анализу и интерпретации текстов: стимулируйте учеников размышлять и выносить суждения, основываясь на прочитанном.

Чтение вслух и оценка аудиосообщений: тренируйте понимание смысла текста, слушая его и анализируя.

Игровые формы работы: используйте игры, загадки и викторины для активизации интереса к чтению и развитию логического мышления.

Индивидуальный подход: учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика и адаптируйте задания и материалы под его уровень развития.

 

Используя эти советы и сочетая различные технологии, можно эффективно сформировать читательскую грамотность у младших школьников и помочь им успешно освоить технику чтения и понимания текстов. Это, в свою очередь, положительно повлияет на их общую успеваемость и развитие.


 

В заключение можно сказать, что читательская грамотность является существенной частью функциональной грамотности и необходима для успешного участия в современном обществе.


 


 


 


 


 


 


 

Список использованной литературы

1.Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51

2. Алхатова, Т. С.Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования / Т. С. Алхатова, А. В. Семкин, Б. Н. Иманжанова // Наука и реальность. - 2020. - № 1. - С. 64-66.

3. Стулова, О. К. Формирование функциональной читательской грамотности у младших школьников с помощью конструктора приемов / О. К.Стулова // Социальные и педагогические вопросы образования : сборник материалов Международной научнопрактической конференции. - 2020. - С. 124-127.

4. Кириллова, О. А. Кейс-технология как средство развития функциональнографической грамотности учащихся / О. А. Кириллова, М. Ю. Пермякова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). - С. 246-248.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации